Поурочно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе



















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28
с углубленным изучением отдельных предметов
городской округ город Воронеж


Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании Зам. директора Директор
школьного по УВР школы № 28
методического -------------------- г. Воронежа
объединения Пешехонова Г.И. --------------------
учителей М.Э.Хуторецкий
русского языка
и литературы
протокол №.. приказ №____
от августа 2016 от.августа 2016г.
Руководитель ШМО

--------------------
Швачко О.В.




Рабочая программа

на 2016-2017 учебный год



ПРЕДМЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК

Учитель Швачко О.В. (1КК)
количество часов в неделю - 4
годовое количество часов - 136











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
7 КЛАСС. 2016-2017

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основании следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку . 2004 год
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 с углубленным изучением отдельных предметов на 2016 -2017 учебный год.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных формах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (V – VII, VIII – IX классы)
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. Владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.



Особенности преподавания русского языка в 7 классе
На изучение русского языка (предмет федерального компонента) в 7 классе выделяется 4 часа в неделю. Из них 3 часа федеральный компонент и 1 час региональный компонент. 136 часов в год.
Учебный предмет регионального компонента «Культура общения» (0,5 часа) как отдельный предмет не изучается. Его содержание: обеспечение преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности учащихся – интегрировано с предметом «Русский язык» (в разделе программы «Развитие речи») в количестве 17 часов.

Распределение часов по темам

Название раздела
Количество часов

Введение
Повторение изученного в 6 классе
Причастие
Деепричастие
Наречие
Категория состояния
Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
Междометие. Звукоподражательные слова
Повторение
Резервные уроки
Итого
1
14
24
5
29
6
1
10
13
12
3
11
4
136


Перечень письменных (контрольных, творческих) работ

Вид работы
дата
дата

Диктанты:
1.Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классе
2.Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»
3. Контрольный диктант №3по теме «Деепричастие»
4. Контрольный диктант № 4 за 1 полугодие
5. Контрольный диктант№ 5 по теме «Наречие»
6. Контрольный диктант № 6 по теме «Предлог»
7. Итоговый контрольный диктант № 7





Вид работы
Дата
дата

Изложения - 7.:
1. Изложение № 1(урок 25-26)
2. Выборочное изложение № 2(урок 32-33)
3. Контрольное изложение №3(урок 36)
4.Изложение № 4 с элементами сочинения ( урок 64-65)
5.Сжатое изложение №5 (урок79)
6.Контрольное изложение № 6 (урок 105)
7.Контрольное изложение № 7 (урок 117)




Вид работы
Дата
дата

Сочинения - :
1. Сочинение № 1 описание (урок 20)
2. Сочинение № 2 рассказ по картине(урок45)
3.Сочинение №3 ф форме дневника (урок 50)
4.Сочинение 4 рассказ (урок 52)
5.Сочинение №5 репортаж (урок 61)
6. Сочинение № 6 описание (урок 67)
7. Сочинение№7 (урок73)
8. Сочинение №8 на лингвистическую тему (урок 82)
9 Сочинение № 9 повествование (урок 88)
10. Сочинение № 10 рассуждение ( урок 100)
11. Контрольное сочинение № 11 ( урок 130)










Требования к уровню подготовки в основной школе
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать -
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловые типов(повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфографические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы ;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения
( цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога и диалога;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка:
- соблюдать в практике письма основные правило орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значение родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расщирение круга используемых грамматических средств; развитие способности к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
- использование родного языка как средства получения знаний по по другим учебным предметам и продолжения образования.
Требования к знаниям , умениям и навыкам по русскому языку в 7 классе
1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-производить словообразовательный разбор слова с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами;
-составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
-с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые структуры, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами. Выделять причастные и деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека. Описывать человека, процессы труда, писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения, рассуждения. Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои мысли.



Учебно-методический комплект рабочей программы по русскому языку
Учебник:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. « Русский язык. 7 класс». Научный редактор академик Н.М. Шанский Москва. Просвещение, 2015, 2016 год.

Учебная программа
- М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Н.М.Шанский . Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М ., Просвещение, 2015г
- Примерная программа курса «Культура общения» под редакцией И.А.Стернина. Воронеж. ВОИПКиПРО. 2007.

Дополнительная методическая литература
- Богданова Г.А «Уроки русского языка в 7 классе». Просвещение, 2011
- .Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста 7 класс. Рабочая тетрадь». Москва, творческий центр «Сфера». 2013.
- «Тесты для промежуточного контроля. 7 класс» под редакцией Н.А.Сениной, «Легион» Ростов-на-Дону. 2009
- А.Г.Балаклай «Словарь русского речевого этикета» М., 2001.
- В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.
- Львова С.И. Речевой этикет. М., 1995.



№ в
теме


Дата

Примечание



Введение (1 ч)



1
1
Русский язык как развивающееся явление





Повторение изученного в 5-6 классе
14ч: (12 + 2 Р/Р)



2
1
Синтаксис и пунктуация



3
2
Синтаксис и пунктуация



4
3
Лексика и фразеология



5
4
Фонетика, словообразование



6
5
Фонетика, словообразование



7
6
Словообразование и орфография



8
7
Словообразование и орфография



9
8
Морфология и орфография



10
9
Морфология и орфография



11
10
Морфология и орфография



12
11
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классе»



13
12
Анализ контрольного диктанта



14
13
Р.Р. Текст. К.О. Диалог и монолог.



15
14
Р. Р. Стили литературного языка. К.О.Диалог и монолог






Морфология и орфография. Культура речи.






Причастие 24 ч: (18 + 6 Р/Р)



16
1
Причастие как часть речи.



17
2
Р.Р. Публицистический стиль.



18
3
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.



19
4
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте



20
5
Р.Р. Сочинение № 1.Описание внешности человека.
К.О. Правила описания предмета



21
6
Действительные и страдательные причастия



22
7
Краткие и полные причастия



23
8
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени



24
9
Действительные причастия прошедшего времени



25
10
Р.Р. Подготовка к изложению№ 1.



26
11
Р.Р. Написание изложения.



27
12
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени



28
13
Страдательные причастия настоящего времени.



29
14
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях



30
15
Гласные перед одной и двумя буквами Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных образованных от глаголов




31
16
Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных



32/33

17/
18
Р.Р. Выборочное изложение №2 (художественное описание портрета литературного героя).
К.О. Правила подготовки пересказа



34
19
Морфологический разбор причастия



35
20
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.



36
21
Р.Р. Контрольное изложение №3



37
22
Буквы Е и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени




38
23
Повторение и обобщение изученного о причастии



39
24
Контрольный диктант№2 по теме «Причастие»





Деепричастие.
8ч: (7 + 1 Р/Р)



40
1
Деепричастие как часть речи.



41
2
Деепричастный оборот.
Пунктуация при деепричастном обороте



42
3
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.



43
4
Деепричастия совершенного и несовершенного вида



44
5
Морфологический разбор деепричастий



45
6
Р.Р. Сочинение №2 на основе картины С.Григорьева «Вратарь». Употребление деепричастий
К.О. Функции вступления



46

7
Обобщение и систематизации материала по теме «Деепричастие»



47
8
Контрольный диктант №3«Деепричастие»





Наречие
(29ч: 20 + 9 РР)



48
1
Наречие как часть речи



49
2
Смысловые грумы наречий



50
3
Р.Р. Сочинение № 3в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег».
К.О. Функции середины текста. Периоды внимания.



51
4
Степени сравнения наречий.



52
5
Р.Р. Сочинение №4 - рассказ на тему «Прозвища»



53
6
Морфологический разбор наречий



54
7
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е



55
8
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е



56
9
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий



57
10
Одна и две буквы Н в наречиях на О- и -Е



58
11
Контрольный диктант№4 за 1 полугодие



59
12
Одна и две буквы Н в наречиях на О- и- Е



60
13
Р.Р. Описание действий.
К.О. Функции середины текста. Периоды внимания.



61
14
Р.Р. Сочинение №5 в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. К.О. Функции абзацев текста.



62
15
Буквы на О- и А- на конце наречий



63
16
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий



64
17
Р.Р. Изложение №4 с элементами сочинения



65
18
Р.Р. Написание изложения.



66
19
Дефис между частями слова в наречиях



67
20
Р.Р.Сочинение.№6 Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья»



68
21
Дефис между частями слова в наречиях.



69
22
Дефис между частями слова в наречиях.



70
23
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных



71
24
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных



72
25
Мягкий знак после шипящих на конце наречий



73
26
Р.Р. Контрольное сочинение №7



74
27
Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»



75
28
Контрольный диктант№5 по теме «Наречие»



76
29
Р.Р. Анализ контрольного сочинения и диктанта.
К.О. Понятие краткого и развернутого ответа





Категория состояния
( 6ч: 3 + 3 РР)



77
1
Категория состояния как часть речи



78
2
Морфологический разбор категории состояния



79
3
Р.Р. Сжатое изложение №5 с описанием состояния природы. (К.Г.Паустовский «Обыкновенная земля»)
К.О.Воспроизведение текстов различных жанров



80
4
Р.Р.Написание изложения



81
5
Категория состояния. Повторение.



82
6
Р.Р. Сочинение№8 на лингвистическую тему. К.О.Воспроизведение текстов различных





Служебные части речи (1ч)



83
1
Самостоятельные и служебные части речи





Предлог
( 10 ч: 10 + 2 РР)



84
1
Предлог как часть речи



85
2
Употребление предлогов



86
3
Непроизводные и производные предлоги



87
4
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога



88
5
Р.Р. Сочинение №9повествовательного характера пл картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»
К.О. Функции концовка текста.



89
6
Слитное и раздельное написание предлогов.



90
7
Слитное и раздельное написание предлогов.



91
8
Повторение темы «Предлог»



92
9
Контрольный диктант №7 по теме « Предлог»



93
10
Анализ диктанта.





Союз (13ч: 10 + 3 РР)



94
1
Союз как часть речи.



95
2
Союзы простые и составные



96
3
Союзы сочинительные и подчинительные
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.



97
4
Сочинительные союзы



98
5
Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном



99
6
Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза



100
7
Р.Р. Сочинение№10- рассуждение по теме «Роль служебных частей речи»
К.О.Виды аргументов



101
8
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато



102
9
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато



103
10
Повторение изученного по теме «Союзы»



104
11
Зачетная работа по теме «Союз»



105
12
Р.Р Контрольное изложение.№6 К.О. Функции концовка текста.



106
13
Р.Р. Анализ контрольного изложения.





Частица (12 ч: 10 + 2 РР)



107
1
Понятие о частицах



108
2
Формообразующие частицы



109
3
Смысловые частицы (модальные, вопросительные, восклицательные, указательные)



110
4
Раздельное и дефисное написание частиц



111
5
Морфологический разбор частиц



112
6
Отрицательные частицы НЕ и НИ



113
7
Различение НЕ – НИ



114
8
Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи



115
9
Различение частицы НИ, союза НИ –НИ, приставки НИ-



116
10
Повторение и обобщение изученного о частице



117
11
Р.Р. Контрольное изложение №7



118
12
Р.Р. Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный)
К.О. Функции концовка текста.






Междометие (3 ч: 2 + 1 РР)



119
1
Междометие как часть речи.



120
2
Дефис в междометиях



121
3
Знаки препинания при междометиях





Повторение с систематизация изученного
в 5-7 классах (11ч: 9 + 2 РР)



122
1
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. К.О.Виды аргументов



123
2
Итоговый контрольный диктант №7



124
3
Анализ диктанта



125
4
Фонетика и графика



126
5
Лексика и фразеология



127
6
Морфемика. Словообразование



128
7
Морфология и орфография



129
8
Синтаксис и пунктуация



130
9
Р.Р.Контрольное сочинение№11



131
10
Р.Р. Написание контрольного сочинения



132
11
Р.Р. Анализ контрольного сочинения.
К.О.Виды аргументов



133-
136


Резервные уроки

















































15