Рабочая пограмма по русскому языку 10 класс (поурочно-тематическое планирование и пояснительная записка)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по русскому языку. 10 класс. 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа по русскому языку в 10 классах разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку;
- Примерной программы среднего общего образования по русскому языку;
- Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 28 с углублённым изучением отдельных предметов на 2016 – 2017 учебный год.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных формах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (V – VII, VIII – IX классы) Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. Владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Требования к знаниям, умениям и навыков по русскому языку в 9 классе В результате изучения русского языка ученик должен: знать/понимать - - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловые типов(повествования, описания, рассуждения); - основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфографические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета. уметь: - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; - опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; - объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение: - адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения ( цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); - читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо: - воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект); - создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление); - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; - владеть различными видами монолога и диалога;
· - свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка: - соблюдать в практике письма основные правило орфографии и пунктуации; - соблюдать нормы русского речевого этикета; - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значение родного языка в жизни человека и общества; - развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; - увеличения словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способности к самооценке на основе наблюдения над собственной речью; - использование родного языка как средства получения знаний по по другим учебным предметам и продолжения образования.


Особенности изучения русского языка в 10 классе
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в Х классе на базовом уровне.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом среднего общего образования на преподавание русского языка в 10 классе выделен 1 час в неделю , 34 часа в год (федеральный компонент). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
РАСРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ
Название темы
Количество часов на изучение учебных тем

1.Ведение
2.Лексика. Фразеология
3.Фонетика. Графика. Орфоэпия
4.Морфемика и словообразование
5.Орфография
6.Морфология
7.Служебные части речи
8.Итоговое повторение
ИТОГО
1 час
4 час
2 час
2 час
7 час
13 час
3 час
2 час
34 часа

ПЕРЕЧЕНЬ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Виды контрольных и творческих письменных работ
Дата проведения контрольных работ

Речеведческий анализ текста
Контрольный диктант по теме «Повторение орфографии»
Сочинение-рассуждение по технологии ЕГЭ
Контрольное тестирование то технологии ЕГЭ





Учебно-методический комплект рабочей программы по русскому языку

Учебник
Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. «Русский язык» 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Русское слово, М., 2014.

Учебная программа
Авторская программа курса «Русский язык» 10 – 11 классы. Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. М.А.Мищерина. 6-е издание, Москва, ООО «ТИД» «Русское слово - РС», 2010.

Методические пособия
А. Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку, планирование занятий, организация урока, система упражнений.
Г. Т. Егораева. Русский язык. Универсальные материалы с методическими рекомендациями. Выполнение заданий части 3(С). Издательство «Экзамен», Москва. 2014.
Г.Т.Егораева «Русский язык. Практикум 3 (С)», 2015.
Г.Т.Егораева. русский язык. Практикум ЕГЭ 2015. Издательство «Экзамен», М., 2015.
Л.И.Мальцева, Н.М.Смерчинская. Русский язык. Всё для ЕГЭ. Ростов-на Дону (издатель Д.А.Мальцев). Народное образование. Москва, 2015.
И. В. Золотарёва, Л. П. Дмитриева. «Поурочные разработки по русскому языку» 2010.
Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной. М.: Русское слово. ВАКО 2012.
Мультимедийный комплекс «Уроки Кирилла и Мефодия» Эффективная подготовка к ЕГЭ»
Поурочные планы по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Составитель Г. В. Цветкова, 10 класс, Волгоград.
Т. А. Балясникова. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ, 10 – 11 классы
Т. Н. Назарова, Е. Н. Скрипка. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части С. Тексты-аргументы. Издательство «Экзамен», Москва, 2013
Е.Т. Егораева. «Задачник», подготовка к ЕГЭ. Издательство «Экзамен», Москва. 2015
И.П.Цыбулько. Тренировочные тесты. ФИПИ, 2015
Мультимедийный комплекс «Уроки Кирилла и Мефодия» Эффективная подготовка к ЕГЭ»
Поурочные планы по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Составитель Г. В. Цветкова, 10 класс, Волгоград.
Т. А. Балясникова. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ, 10 – 11 классы
Т. Н. Назарова, Е. Н. Скрипка. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части С. Тексты-аргументы. Издательство «Экзамен», Москва, 2013
О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, М.В.Субботина. Русский язык ЕГЭ – 2013. Часть С: учебное пособие. Воронеж: издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013















Поурочно-тематическое планирование по русскому языку . 10 класс 2016 -2017 учебный год.

№ п/п
№ в теме
Тема урока
Дата проведения
Примечания




1.Введение 1 час




1
1
Слово о русском языке






2.Лексика. Фразеология. Лексикография . 4 часа.




2
1
Слово – центральная единица языка. Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Задание ЕГЭ № 24.



3
2
Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Задания ЕГЭ № 3, 5, 22, 24.



4
3
Фразеологизмы и их употребление. Задание ЕГЭ № 22, 24



5
4
Р.Р. Речеведческий анализ текста использованием элементов заданий ЕГЭ № 1, 2, 3, 20, 21, 22, 23, 24.






3.Фонетика. Графика. Орфоэпия. 2 часа




6
1
Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог. Орфоэпические нормы русского языка.



7
2
Урок-практикум. Повторение по теме «Фонетика».
Задания ЕГЭ № 4, 8 – 11.






4. Морфемика и словообразование 2 часа.




8
1
Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова. Задания ЕГЭ № 8 – 11.



9
2
Словообразование в русском языке. Словообразовательный разбор слова. Задания ЕГЭ № 8 – 11.






5. Орфография. 7 часов




10
1
Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне. Задание ЕГЭ № 8.



11
2
Гласные после шипящих.
Задание ЕГЭ № 11.



12
3
Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.



13
4
Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок. Задание ЕГЭ № 11.



14
5
Повторение по теме «Орфография».Тренажёры заданий ЕГЭ№8-11



15
6
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение орфографии» с элементами тестовых заданий ЕГЭ.



16
7
Употребление прописных букв. Правила переноса слов.






6. Морфология. 13 часов



17
1
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний.



18
2
Гласные в суффиксах имён существительных.



19
3
Имя прилагательное как часть речи. Правописание прилагательных.



20
4
Правописание суффиксов имён прилагательных. Задания ЕГЭ № 10, 12.



21
5
Правописание сложных прилагательных и существительных.



22
6
Повторение по теме «Имя существительное и имя прилагательное».



23
7
Имя числительное как часть речи. Задание ЕГЭ № 6.



24
8
Местоимение как часть речи. Задания ЕГЭ № 23.



25
9
Р.Р. Сочинение-рассуждение по технологии ЕГЭ. Структура, композиция сочинения.



26
10
Глагол как часть речи. Задания ЕГЭ № 10, 11.



27
11
Причастие как форма глагола. Задания ЕГЭ № 7, 11, 12,16.



28
12
Деепричастие как форма глагола. Задания ЕГЭ № 7, 13, 16.



29
13
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния. Задания ЕГЭ № 12, 13.






7.Служебные части речи. 3 часа




30
1
Предлог и союз. Задания ЕГЭ № 13, 17 – 19, 23.



31
2
Частица. Задания ЕГЭ № 13, 23.



32
3
Междометия и звукоподражательные слова.






8.Итоговое повторение. 2 часа




33
1
Контрольная работа / по технологии ЕГЭ./



34
2
Анализ письменной работы.
Классификация ошибок.




15