Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «7- я» 2 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 182
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
МО учителей Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 182
начальной школы ________Л.Д.Комарова ___________В.В.Адамович
протокол № «_____»_______2015 «_____»_______2015
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«7- я»
учителя Шангиной Е.А.
2 «Б» класс
2015 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Нормативной базой для разработки программы по организации внеурочной деятельности являются следующие законодательные документы:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992  №3266 – 1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от 10.07. 2012);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 № 15785);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08»
- Постановление Правительства РФ от 19. 03. 2001 № 196 (с изменениями от 10.03. 2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
- Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного стандарта общего образования» от 12. 05. 2011 № 03 – 296;
          - Конвенция ООН о правах ребенка.- Резолюция 44/ 25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989;
          - Конституция РФ от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008);
          - Устав ГБОУ "СОШ № 182" г. Санкт-Петербург;
В современных условиях чрезвычайно важна задача внеурочной деятельности: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основной развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации.
К числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «7-я» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: создать условия для развития и саморазвития учащихся, освоения ими социального опыта, культурных ценностей и норм общества.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
Воспитание нравственных понятий.
Знакомство с культурой и традициями народов, населяющих нашу страну.
Развитие творческих способностей и познавательных интересов.
Совершенствование физических и моральных качеств.
Содействие социальной адаптации.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на 33 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 35 минут.
Основные направления программы:
Развитие личностных особенностей.
Обогащения содержания общения.
Развитие коммуникативных, речевых, игровых умений.
Расширение кругозора, активного словаря.
Систематизация знаний по интересующим детей вопросам.
Коррекция нарушений эмоционально - личностной сфере.
Помощь в осознании себя, своих возможностей.
Воспитание активной жизненной позиции.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):
личности, которая формируются под влиянием общественной среды и культуры.
конвенции о правах и обязанностях ребенка.
стране, традициях, обычаях русского народа, культуре, искусству.
правах и обязанностях уч-ся.
нормах поведения в общественных местах и дома.
нравственных качествах человека.
здоровом образе жизни.
Учащиеся должны уметь:
осознавать себя как человека,
найти свое место в социуме,
знать название своей Родины,
иметь представление о своей родословной,
соблюдать правила поведения,
совершенствовать коммуникативные навыки,
использовать творческий потенциал в классной и общешкольной жизни;
стремиться к здоровому образу жизни.
Программа рассчитана на 2015-2016учебный год.
Таблица основных направлений
Направление Цели Задачи
1 Уголок России - отчий дом Нравственно-патриотическое воспитание Воспитывать любовь к отечеству, чувства долга, чести. Изучение национальных и культурных традиций.
2.Живой мир планеты Экологическое воспитание Привитие любви к родному краю, бережному отношению к окружающему миру. Вырабатывать собственный взгляд на жизнь.
3.Щит здоровья Физическое воспитание Развитие физических, интеллектуальных и моральных сил уч-ся. Совершенствование спортивных навыков, умение чувствовать локоть друга.
4.Страна знаний Трудовое воспитание Развитие познавательного интереса. Содействие социальной адаптации и умению работать с книгой. Развитие творческого начала в каждом ребенке.
5.Мир прекрасного Эстетическое воспитание Формирование гуманной системы ценностей: развитие речи, умение общаться, познание культуры и искусства, развитие творческих способностей, умение видеть прекрасное, дарить тепло и добро.
Ожидаемые результаты проделанной работы:
Блок №1
Дети познакомятся с рядом бесед, рассказывающих об истории нашей Родины в целом. Полученные знания изменят внутренний мир каждого ребенка, его мировоззрение, отношение к труду, учебе, товариществу. Программа способствует сплочению детского коллектива, развитию чувства сотоварищества, сострадания, взаимопонимания.
Блок №2
Учащиеся познакомятся с дикой природой в целом, природой Дальнего Востока в частности. Полученные знания вызовут интерес, пополнит запас знаний, обеспечат активность учебного процесса по предмету в настоящее время.
Блок №3
Дети познакомятся с рядом оздоровительных бесед, способствующих расширению кругозора ребят, пополнение детской копилки знаниями о спортивной гигиене. Полученные знания вызовут интерес к спорту, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Блок №4
Учащиеся познакомятся с нормами жизни и культуры поведения в общественных местах, воспитания трудолюбия, законопослушных граждан России. Полученные знания будут способствовать изменению внутреннего мира каждого из учеников.
Блок №5
Полученные знания пополнят запас знаний, будут способствовать расширению кругозора ребят, развитию речи, внимания, памяти. На основе бесед будет формироваться бережное отношение к книгам, раскроются двери удивительного мира. На страницах книг дети узнают много неизвестного ранее мира.
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Наблюдения
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
Дискуссии
Исследования
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Основные элементы содержания Практика Контроль Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Средства обучения Планируемые сроки / дата проведения
1 Единый всероссийский урок ГТО Познакомить учащихся с понятием и с историей развития комплекса ГТО в нашей стране Текущий Расширение кругозора, формирование личностного мнения о комплексе ГТО, развитие творческих способностей, воспитание внимательного отношения к своему здоровью, желание заниматься спортом. Демонстрационный материал 01.09 2 «День солидарности в борьбе с терроризмом» Сформировать у обучающихся  представление о терроризме Текущий Акцентирование внимания на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов. Формирование толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости, формирование чувства милосердия к жертвам терактов (на примере  Беслана). Демонстрационный материал 08.09 3 Урок гражданина Познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: гимн, герб, флаг», «права и обязанности гражданина». Текущий Развитие общественной активность учащихся, воспитание в них сознательного отношения к труду и народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Формирование у учащихся стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих. Демонстрационный материал 15.09 4 С кем бы ты хотел дружить? Познакомить учащихся с понятиями: «Дружба», «Настоящий друг», «Товарищ». Определить законы дружбы Текущий Развитие умения аргументировать свою точку зрения, расширение знаний о дружбе. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружеские отношения со сверстниками, общаться в коллективе. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу. Демонстрационный материал 22.09 5 «День учителя» Улучшить качество общения и взаимопонимание учеников и учителей. Текущий Развитие умения аргументировать свою точку зрения, расширение знаний о труде учителя. Воспитание уважения к профессии учитель Демонстрационный материал 29.09 6 «Копилка добрых дел» Вспомнить такие человеческие качества, как доброта и вежливость Текущий Развитие коммуникативных возможностей учащихся, адекватной положительной самооценки и возможности каждому ребенку найти “свою нишу” в детском коллективе. Демонстрационный материал 06.10 7 Учись учиться Показать учащимся важность знаний и значимость правильной организации учебного труда, познакомить с основными правилами организации учебного труда. Текущий Расширение кругозора о правилах поведения в школе, кодексе чести школьника, правах и обязанностях учащихся, формирование трудолюбия, правильной организации труда на уроке. Демонстрационный материал 13.10 8 Разрешение конфликтов Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими Текущий формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; оценивание конфликтов и свое участие в них, вымышленное или реальное. Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам; обучение навыкам бесконфликтного общения. Демонстрационный материал 20.10 9 Правила поведения на дороге жизни Углубить и систематизировать знание о дорожных знаках Текущий Расширение кругозора учащихся о правилах дорожного движения; об обеспечении безопасности жизни; воспитание культуре поведения на улицах и дорогах. Демонстрационный материал 27.10 10 Наш верный друг - телефон Познакомить детей с правилами общения по телефону, с наиболее необходимыми в целях личной безопасности телефонными номерами. Текущий Развитие умения вежливо вести телефонный разговор; оценивать поведение окружающих и собственные  поступки; воспитание навыков культуры речи.
Демонстрационный материал 10.11 11 Красная книга Познакомить с понятием «Красная книга», выяснить основные причины уменьшения численности животных в природе. Текущий Развитие воссоздающего воображения, мышления учащихся. Формирование познавательных интересов учащихся к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, изучить основные понятия, касающиеся охраны животных и растений
Демонстрационный материал 17.11 12 День матери Помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта” Текущий Расширение кругозора учащихся; развитие мыслительных, творческих способностей, развитие речи, её выразительности, формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми. Демонстрационный материал 24.11 13 Ежели вы вежливы Углубить и систематизировать знание о вежливом поведении Текущий Развитие умения вежливо обращаться друг с другом и с окружающими людьми, употреблять различные словесные формы вежливости; воспитание этических норм поведения
Демонстрационный материал 01.12 14 Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках Углублять и закреплять знания детей по ПДД Текущий Развитие творческой активности, смекалки, ловкости, сноровки и выносливости; воспитание дружных взаимоотношений и чувства взаимоподдержки в детском коллективе. Демонстрационный материал 08.12 15 По заповедным тропинкам Познакомить с понятием «заповедник». Показать красоту окружающего мира Текущий Формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека; воспитание бережного отношения к природе. Развитие навыков умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы; чувства коллективизма. Демонстрационный материал 15.12 16 Новый год шагает по планете Знакомство с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России и других странах. Текущий Развитие творческих способностей, мышления, речи, актерского мастерства.
Воспитание этических норм, уважения традиций и обычаев других стран. Демонстрационный материал 22.12 17 Режим дня Расширить кругозор учащихся о режиме дня Текущий Формирование позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него, привычки выполнения режима дня Демонстрационный материал 12.01 18 Мама, папа, я – читающая семья Содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению. Текущий Выявление интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, развитие чувства солидарности и здорового соперничества. Демонстрационный материал 19.01 19 Памятный день. День снятия Блокады Углубить и систематизировать знания о блокаде; Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического   творчества Текущий Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Расширение кругозора учащихся Демонстрационный материал 26.01 20 День воинской славы России (разгром фашистских войск под Сталинградом, 1943 год) Расширить кругозор учащихся о ВОВ Текущий Формирование гражданской позиции, уважения к истории  своей страны, развитие коммуникативных навыков.
Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину, людей, живших и живущих на ней; формирование гражданской позиции, уважения к памяти павших.
Демонстрационный материал 02.02 21 День Святого Валентина Познакомить с традициями празднования дня св.Валентина в разных странах. Текущий Расширение кругозора учащихся, развитие внимания, интереса к истории праздника, традициям празднования дня св.Валентина в разных странах. Воспитание дружелюбных отношений в классе, любознательности. Демонстрационный материал 09.02 22 Международный день родного языка Показать богатство родного языка Текущий Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи учеников, мышления, смекалки
привитие интереса и любви к родному  языкуДемонстрационный материал 16.02 23 Международный женский день Познакомить с историей праздника Текущий Развитие способностей воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии совершенства и красоты.
Развитие умений учащихся активно проявлять свои способности, смекалку, творчество. Воспитание у учащихся общечеловеческих и нравственных ценностей. Демонстрационный материал 01.03 24 Здоровый сон Приобщение детей к здоровому образу жизни Текущий Формирование представления детей о том, что такое сон и о том, какое значение он имеет в жизни человека. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Демонстрационный материал 15.03 25 О братьях наших меньших Знакомство с миром животных Текущий Расширить представление о кошках и собаках; воспитание любви и уважения к животным; учить обращаться со своими питомцами. Демонстрационный материал 29.03 26 Как вести себя в гостях Привить навыки культурного поведения в гостях. Текущий Развитие умения вежливо обращаться друг с другом и с окружающими людьми, употреблять различные словесные формы вежливости; воспитание этических норм поведения Демонстрационный материал 05.04 27 Прозвища-чудовища Дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества Текущий Расширение кругозора об истории возникновения имен; - на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох; воспитание бережного отношения к семейным ценностям и наследию прошлого. Демонстрационный материал 12.04 28 Наш родной язык – русский Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой Текущий Развитие любви и интереса  к родному языку, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части русской культуры; воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь; формирование умений, навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Демонстрационный материал 19.04 29 Ты пришел в библиотеку Приобщение детей к чтению Текущий Расширение кругозора учащихся о библиотеках, развитие наблюдательности, творческих способностей детей, умение выражать свою точку зрения, слушать другого Демонстрационный материал 26.04 30 День Победы Показать подвиг и единство народов в Великой Отечественной войне Текущий Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения. Содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов учащихся. Демонстрационный материал 03.05 31 Музей вредных привычек Довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек. Текущий Воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей Демонстрационный материал 10.05 32 Я иду по улице Углубить и систематизировать знания о дорожных знаках Текущий Развитие кругозора учащихся о дорожных знаках, расширение словарного запаса, воспитание культуре поведения на улицах и дорогах Демонстрационный материал 17.05 33 Урок доброты Раскрыть смысл понятия "доброта". На примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло» Текущий Воспитывать у детей положительные качества характера; способствовать сплочению коллектива; мотивировать детей на совершение добрых поступков;
воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей; способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию. Демонстрационный материал 24.05 34 До свидания, 2 класс! Показать родителям чему научились и чего добились учащиеся за учебный год.
Текущий Прививать дружелюбие, умение приходить на помощь, учить работать в коллективе.
Демонстрационный материал резерв Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы
Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
Учащиеся смогут:
Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
Участвовать в решении проблемных вопросов,
Высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
Участвовать в  диалоге.
Оценивать процесс поиска решения задачи.
Включаться в групповую работу. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Анкетирование учащихся и родителей