Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука содержания животных

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» составлена на основе авторской программы В.А. Ясвина «Азбука содержания животных» (Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Москва, 2011), она рассчитана на проведение занятий в течение учебного года один раз в неделю.
Познавательный аспект деятельности обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом знание. В случае коллективного субъекта это научное знание в целом; для индивида индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.

Цели программы – формирования у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а так же потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Задачи программы экологического профиля :
Образовательные :
научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни;
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
освоение опыта практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.
Развивающие:
развить природные задатки и способности детей;
Воспитательные:
воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Формирование культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики , на новых технологиях развития экологического сознания .
Содержание программ носит личностно ориентированный , деятельностный и развивающий характер
Содержание курса.
Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Тема 2.Почему мы любим животных.
Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.
Тема 3. Собаки – самые верные друзья.
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о собаках.
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
Тема 5. Пернатая радуга в комнате.
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
Тема 8. Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные - артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
Итоговое занятие. Конференция, выставка.
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.

Календарно- тематический план

Количество часов
Тема урока
Основные элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности
Дата




Как животные оказались в нашем жилище?
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов
Уметь приводить примеры животных – помощников, - друзей, - партнёров, декоративных животных. Составлять короткие устные рассказы о своих животных – любимцах. Называть основные виды работ по уходу за животными






Почему мы любим животных?
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение Ж, как увлечение, как искусство и мастерство. Ж, с которыми можно дружить. Ж помогают сохранить здоровье. Ж нас воспитывают помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Ж во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их
Уметь показать свои знания о животных, выразить своё отношение к Ж, через рассказ, рисунок, работу с пазлами




Конкурс эрудитов – любителей животных
В игровой форме дать возможность детям проявить свои знания о животных



3.4

4 октября – Всемирный день животных
Как защитить животных от жестокого обращения? Сопереживание, сочувствие, содействие людей животным. Как помочь другим ребятам полюбить животных?
. Уметь высказывать свою точку зрения, работать в группе, выступать перед публикой.


1.5

Собаки – самые верные друзья человека
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания выведение различных пород.





«Выдающиеся собаки». Профессии собак.
«Выдающиеся собаки». Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками



2.6

Что нужно собаке для хорошего самочувствия
Как выбрать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения
Простейшие приёмы ухода за собакой (расчёсывание, мытьё конечностей, одежда для собак)


3.7

Психология поведения собаки.
Отношения с собакой. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельцев собак с родственниками и соседями
Воспитывать навыки правильного поведения с чужой и своей собакой


1.8

Кошки, которые не гуляют сами по себе
Основы практической фелиологии – науки о кошках.
Развивать интерес и позитивное отношение к кошкам




История домашней кошки. Особенности поведения кошек.
История домашней кошки. Особенности поведения кошек.
Развивать интерес и позитивное отношение к кошкам




Породы кошек.
Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах
Воспитывать навыки правильного поведения с чужой и своей собакой


2.9

Что нужно кошке для хорошего самочувствия
Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Ответственность людей, решивших завести кошку
. Освоение приёмов ухода за взрослой кошкой


3.10

Что помогает подружиться с кошкой
Взаимоотношения с кошкой, дрессировка, приучение кошки к аккуратности
Освоение приёмов общения со взрослой кошкой


1.11

Пернатая радуга в комнате
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай, корелла, неразлучники, канарейка, зебровая и японская амадины
Просмотр видеоматериалов, кормление птиц


2.12

Что нужно птице для хорошего самочувствия
Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище
Освоение приёмов чистки клетки


3.13

Говорящие птицы
Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе
Знакомство с литературой о птицах. Просмотр видеоматериалов


4.14

Виртуальная экскурсия
Развивать этическое отношение к птицам, любовь к природе
Экскурсия


1.15

Хомка и его ближайшие родственники
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе
Уметь приводить примеры грызунов, содержание которых возможно в домашних условиях: хомяки, морские свинки, ручные крысы, мышевидные


2.16

Что нужно для хорошего самочувствия питомцев - грызунов
Клетки для грызунов и их оборудование. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения грызунов в неволе
Уход за грызунами. Знать, на что нужно обратить внимание, приобретая мелких грызунов


3.17

Как содержать в неволе грызунов и др. мелких животных
Основы содержания в неволе насекомых
Оформление места содержания хомячка или насекомых. Уход за животными


1.18

Рыбы – самые тихие соседи.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай, Европа, Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры
Экскурсия


2.19

Аквариум – как модель природного водоёма
Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума
Оформление аквариума. Рисование эскизов


3.20

Рыбы и др. обитатели аквариума. Их содержание
Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данео), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции).
Просмотр видеоматериалов. Освоение приёмов чистки стенок аквариума


4.21

Покупка и содержание рыб
Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение рыб. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике
Кормление рыб. Отработка правил ухода за аквариумом


1.22

Школа для ваших любимцев
Основы воспитания и дрессировке животных. Как приучать собак и кошек к чистоплотности. Поощрение и наказание. Представление об условных рефлексах
Просмотр видеоматериалов


2.23

Правила дрессировки собак
Как приучить собаку выполнять основные команды
Общение с собакой. Просмотр видеоматериалов.


3.24

Животные в цирке
Знаменитые животные – артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам
Отработка навыков дрессировки животных


1.25

Взрослые, которые всегда готовы помочь
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных (ветлечебницы приюты, ветаптеки, гостиницы). Общества охраны животных. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники
Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животных (с использованием мягких игрушек)


2.26

Общества охраны животных
Гуманное отношение к животным. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей, на городском птичьем рынке. Источники информации о животных (газеты, журналы, книги, телепередачи о животных)



1.27

Мы в ответе за тех, кого приручили
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных
Освоение приёмов фотографирования животных. Рисование




Что такое культура содержания животных
Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными.



2.28

Мы в ответе за тех, кого приручили
Законы, регулирующие правила содержания животных. Как защитить животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных
Рисование домашних животных




Права и обязанности хозяев животных.
Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным



2.30

Итоговое занятие
Выступление детей перед зрителями, просмотр презентации
Подготовка фотографий, рисунков для выставки, оформление подписей к экспонатам, выставочного стенда



Материально-техническое обеспечение

№ п/п
Наименование учебного оборудования


Программа
Учебники, хрестоматии
Энциклопедии
Дурова Н.Ю. Мой дом на колесах: рассказы –М 1995
Животные в доме: энциклопедия . – М.,19
Махлин М.Д, Путешествие по аквариуму –М.,1984
Махлин М.Д.Аквариум в школе, , Л.П. Солоницина – М 1984
Мередит С. Хомячки –М.,1999
Пайерс Х. Кошка – М..1997 Романова Н. Дайте кошке слово –М.. 1996
Старк К, Кошки и котята –М., 1999
Старк К Собаки и щенки –М.,1999
Хэрриот Дж. О всех созданиях- больших и малых – М.,1995
Ясвин В.А, Азбука содержания животных – М.Ф. Пупиньш.-М., 2001.94
В. Крукрвер 500 Практических советов владельцам собак – М..1998
Круковер В. Все о собаках – М 1999



Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Учится работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
Оценивать правильность поведения людей в природе.
Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
Называть условия, необходимые для жизни животных.
Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
Приводить примеры домашних животных своего края.
Анализировать тексты писем.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.



15