Программа МДК 01.01 Русский язык с методикой преподавания для специальности 44.02.02. учитель начальных классов



УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УиНМР ГАПОУ ТСПК
_______________И.В. Гервальд
«_____»______________20___г.
Рабочая ПРОГРАММа
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

01.01.Теоретические основы организации обучения в начальных классах
«профессионального цикла»
Основной профессиональной образовательной программы
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
гуманитарного профиля


2015г.
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) методической комиссией Преподавателей специальности «Преподавание в начальных классах» Председатель _________А.А.Сухенко ____ ____________20___ Составитель: Мастерова Л.З., преподаватель ГАПОУ ТСПК
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Дьякова О.И., методист ГАПОУ СПО ТСПК
Содержательная экспертиза: Михайловская Т.А., зав. отделением ГАПОУ ТСПК
Внешняя экспертиза
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «27» октября 2014 г. № 1353.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов стр.
1. Паспорт рабочей программы МДК 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 8
3. Условия реализации учебной дисциплины 12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14
5. Приложение 1 16
6. Приложение 2 18
7. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
19

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ МДК 01.01
Теоретические основы организации обучения в начальных классах
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью составляющей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Концепцией основной составляющей профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Самарской области по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах может быть использована при профессиональной переподготовке.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место МДК 01.01 в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК входит в профессиональный цикл (базовая часть).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Базовая часть
Вариативная часть - не предусмотрено
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учётом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учётом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по предмету, корректировать и совершенствовать их;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- методы и приёмы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
- особенности одарённых детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
- основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основы обучения и воспитания одарённых детей;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- логику анализа уроков;
- виды учебной документации, требования к её ведению и оформлению.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и овладению профессиональными компетенциями (ПК) (Приложение 1):
ПК 1.1.Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение 2):

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК- 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 153 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часов; самостоятельной работы обучающегося 51 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 153
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 102
в том числе: лабораторные занятия Не предусмотрено
практические занятия 42(из них 21-на производстве)
контрольные работы Не предусмотрено
курсовая работа (проект) Не предусмотрено
самостоятельная работа студента (всего) 51
в том числе: Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом) Не предусмотрено
реферат
практическая работа
Домашняя работа
Итоговая аттестация в форме: Экзамен 2.2. Тематический план и содержание МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов
1 2 3
Учебный модуль 1. Психолого-педагогические основы организации учебной деятельности 294
МДК.01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах Ведение. Предмет и задачи дисциплины, роль дисциплины в профессиональной подготовке учителя начальных классов. 102
2
Тема 1.1.Учебная деятельность младшего школьника Содержание 1 Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности. 2
2 Учебная задача. Учебные действия. 2
3 Формирование у ребенка позиции учащегося. 2
Практические занятия 1 Составление блок-схем «Учебная деятельность младшего школьника», «Мотивы учения младших школьников». 2
2 Подбор методов диагностики мотивации учения младших школьников. 2
3 Решение задач по определению мотивов учения младших школьников 2
Самостоятельная работа студентов 1 Проработка учебной, психолого-педагогической и методической литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем. 4
2 Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. 6
Тема 1.2. Управление деятельностью как важнейшая функция учителя
Содержание 1 Особенности организации урока в начальной школе. 1
2 Постановка цели урока. Процесс разработки учебных целей. 1
3 Планирование урока с учетом возраста, класса, учебного предмета и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. 2
4 Организация взаимодействия на уроке. 2
5 Методы и приемы развития мотивации учебной познавательной деятельности на уроке. 2
6 Практика подбора размера мебели, её расстановки в классной комнате и соответствие гигиеническим требованиям. 1
7 Гигиеническая оценка освещённости классного помещения: вычисление светового коэффициента, качество уровня освещённости 1
8 Комплекс гимнастики для предупреждения близорукости детей. Практическое его применение. 1
9 Расписание конкретного класса начальной школы и его анализ с точки зрения целесообразности и соответствия гигиеническим требованиям. 1
10 Технические средства обучения в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании. 2
11 Основные виды технических средств обучения и их характеристика. 2
12 Использование технических средств обучения в образовательном процессе: интерактивная доска, мультимедиа, простые, визуальные средства. 2
Практические занятия 2
1 Решение педагогических задач по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников. Самостоятельная работа студентов 1 Изучение работ педагогов и психологов по вопросам, предложенным преподавателем
4
2 Подбор контрольно-измерительного материала по разным предметам начальной школы с целью контроля уровня предметных достижений по классам (для портфолио)
6
3 -Изучение и конспектирование источников, содержащих пять последовательных показателей определения степени обученности. 4
Тема 1.3. Психологические познавательные процессы в младшем школьном возрасте
Содержание 1 Особенности внимания в младшем школьном возрасте. 2
2 Особенности восприятия и воображения в младшем школьном возрасте. 2
3 Особенности памяти в младшем школьном возрасте. 2
4 Особенности мышления в младшем школьном возрасте. 2
5 Особенности речи в младшем школьном возрасте. 4
6 Особенности одаренных детей младшего школьного возраста. 4
7 Особенности детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении. 4
8 Основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении. 4
Практические занятия 12
1 Решение психологических задач по темам «Внимание младшего школьника», «Восприятие младшего школьника», «Память младшего школьника», «Мышление младшего школьника». 2 Составление блок-схем развития познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. 3 Подбор методов психологической диагностики внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. 4 Составление таблицы «Виды трудностей и их причины». 5 Разработка коррекционно-развивающего занятия. 6 Просмотр и анализ документальных фильмов «Родить вундеркинда» и «Болезнь гениев». Самостоятельная работа студентов 1 Написание рефератов по предложенным преподавателям темам. 6
Учебный модуль 2. 2 Выполнение домашнего задания 2
Тема 1.4. Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов Содержание 10
1 Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов
2 Основы оценочной деятельности учителя начальных классов: методика педагогического контроля, интерпретация результатов диагностики учебных достижений учащихся. 3 Понятия «оценка», «отметка». Критерии выставления отметок. 4 Современные методы педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников. Практические занятия 2
1 Решение педагогических задач по определению методов педагогического контроля с использованием видеоматериалов. Самостоятельная работа студентов 1 Изучение работ педагогов и психологов по вопросам, предложенным преподавателем по теме контроля. 4
2. Подбор контрольно-измерительного материала по разным предметам начальной школы с целью контроля уровня предметных достижений по классам (для портфолио)
4
Тема 1.5 Оформление документации, обеспечивающей образовательный процесс Содержание 4
1 Документы, определяющие содержание образования: Федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план, учебные программы, учебники. 2
Виды учебной документации, требования к ее ведению, оформлению (классный журнал). Тема5.
Анализировать уроки Содержание 1. Виды педагогического анализа урока. 2
2. Логика анализа процесса и результата педагогической деятельности на уроках в начальной школе. 2
3 Логика самоанализа процесса и результата педагогической деятельности на уроках в начальной школе. 2
Практические занятия 1 Анализ урока по предложенной схеме. Структура урока, осуществление цели, задач урока по этапам 2
2 Анализ урока по предложенной схеме. Мотивационная направленность урока.
-сообщение учащимся цели и задач урока
-мотивация на каждом этапе урока
- постановка проблемы
-создание проблемной ситуации,
-уточнение, дополнение ответов учащихся,
- оценка ответов учащихся, их обоснование 2
3 Анализ урока по предложенной схеме. Качество и разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке,
- как организована работа с учебником
-формирование умений и навыков, работа над определением грамматического понятия и орфографического правила
- формы работы, повышающие познавательную активность учащихся на уроке
-проблемные вопросы, элементы занимательности, -сочетание коллективной и индивидуальной работы учеников. 2
4 Анализ урока по предложенной схеме. Качество и разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке,
- как организована работа с учебником
-формирование умений и навыков, работа над определением грамматического понятия и орфографического правила
- формы работы, повышающие познавательную активность учащихся на уроке
-проблемные вопросы, элементы занимательности, -сочетание коллективной и индивидуальной работы учеников 2
5 Анализ урока по предложенной схеме. Приёмы, способы, пути проверки усвоенного на уроке материала
-наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность
Деятельность учителя: умение работать на классной доске, владение материалом, культура речи, стиль общения с классом, увлечённость работой, красноречие, артистизм.
Деятельность учащихся: вовлечённость в работу, степень интереса, самостоятельность, активность, дисциплинированность. 2
Тема 1.6.Требования образовательного стандарта и примерные программы начального общего образования
1. ФГОС второго поколения в начальном общем образовании.
Требования к условиям реализации основных образовательных программ начальной школы. 8
2. Современный урок с позиции требований ФГОС: результативные педагогические технологии освоения образовательных программ базового и продвинутого уровня. 3 Воспитательные возможности урока в начальной школе.
Организация взаимодействия на уроке.
Методы и приемы развития мотивации учебной познавательной деятельности на уроке. 4. Формирование универсальных способов действий, три группы УУД. 5 Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
6 Анализ программ с точки зрения реализации ФГОС 2 поколения для начальной школы 7 Анализ УМК с целью выявления специфики его построения.
Самостоятельная работа студентов 1 Конспектирование основных положений ФГОС в начальном образовании 4
2 Конспектирование и презентация современных технологий в начальном образовании 4
3 Анализ результатов исследования, написание заключения и формулирование рекомендаций. 3
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, психолого-педагогической и методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение работ педагогов и психологов по вопросам, предложенным преподавателем
Подбор контрольно-измерительного материала по разным предметам начальной школы с целью контроля уровня предметных достижений по классам (для портфолио)
Изучение и конспектирование источников, содержащих пять последовательных показателей определения степени обученности: 1- различение ( распознавание), или уровень знакомства; 2-запоминание, 3-понимание, 4 – простейшие (элементарные) умения и навыки 5- показатель- перенос, который является положительным влиянием ранее усвоенного навыка на овладение новым.
Изучение и конспектирование нескольких вариантов модели оценки степени обученности учащихся.
Планирование, подбор контрольно- измерительного материала, проведение контрольной работы на практике, её анализ.
Лингвостилистический анализ текста.
Учебная практика
Виды работ
Знакомство с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различных типов.
Наблюдение и анализ учебных занятий младших школьников.
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей, познавательных интересов, интеллектуальных возможностей младших школьников в ходе самостоятельного общения с ними.
Диагностика познавательных интересов, интеллектуальных возможностей младших школьников. Определение круга реальных познавательных возможностей ученика, его ближайшей зоны развития.
Участие в подготовке учебных занятий младших школьников.
Наблюдение и анализ учебных занятий младших школьников.
Наблюдение за общением "учитель - ученик", "ученик - ученик" и анализ стилей общения.
Использование социометрических методик для изучения межличностных отношений в классном коллективе.
Изучение особенностей общения в коллективе сверстников и определение методов коррекции на основе диагностического материала.
Совместное определение с учителем начальных классов форм индивидуальной работы с младшими школьниками во время учебных занятий и во внеурочное время на основе диагностики их познавательных интересов.
Наблюдение за системой контроля и оценивания учебных достижений младших школьников на уроках по разным предметам школьной программы
Анализ документации, различных образовательных учреждений
- Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса вв базовой школе на примере конкретного класса.
-Составление поурочных планов, конспектов пробных уроков.
--Изучение и конспектирование нескольких вариантов модели оценки степени обученности учащихся, оформление отчётной документации по итогам четверти (триместра), года.
Проведение пробных уроков и занятий по предметам школьной программы.
-Знакомство с порядком приема детей в школу.
-Изучение особенностей организационно-педагогической деятельности учителя в первую неделю.
-.Изучение методического фонда класса, школы.
- Изучение имеющихся в школе технических средств и наглядных пособий.
- Подбор дидактического материала к уроку с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей и учащихся, имеющих трудности в обучении
- Составление плана-конспекта урока в соответствии с типом, возрастом обучающихся, с санитарно-гигиеническими нормами
-Разработка коррекционно-развивающего занятия.
- Календарно-тематическое планирование уроков учителя начальных классов
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и методики преподавания.
Оборудование учебного кабинета: стулья, учебные столы, учительский стол.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.
Оборудование учебного кабинета: специального оборудования не требуется.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011
2.Базисный образовательный план http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=604 3. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2011 а 27
3. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П. Сергеева, Э. К. Никитина, Т. Н. Щербакова и др.]; под ред. В. П. Сергеевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
4. Закон РФ «Об образовании».
5.Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.- М.: Просвещение, 2011.
Для преподавателя: 1. Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004 2. Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2011.
Для студентов: 1. Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2011
Дополнительные источники:
1. Сидорова Е. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя.- БХВ-Петербург, 2010 г.
Электронный ресурс
Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] [web-сайт]. <http://www.krugosvet.ru/ >
Издательский дом Первое сентября [Электронный ресурс] [web-сайт]. <http://1september.ru/>
Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] [web-сайт]. <http://www.school.edu.ru/> (17.11.2010)
Электронная библиотека [Электронный ресурс] [web-сайт]. <http://window.edu.ru/> (12.10.2010)
Самарский областной центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете <http://cnit.ssau.ru/> (15.10.2010)
6. Книги по риторике и деловому общению[Электронный ресурс] //dekanblog.ru›knigi-ritorike/, свободный.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь: 1.Находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам.
1.Проверка и оценка уровня сформированности  умения пользоваться разными источниками информации при подготовке к урокам, выбирать необходимую методическую литературу.
2.Определять цели и задачи урока, планировать его с учётом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. 2.Оценивание практической работы по выполнению упражнений по планированию конкретных уроков по предметам начальной школы, с указанием цели и задач, с учётом возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
3.Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учётом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся.
3.Оценивание умения студента строить урок по всем учебным предметам, используя различные методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, с учётом их возраста и уровня подготовленности.
Знать: 1.Особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников. 1. оценивание эффективности и качества выполнения практических заданий по планированию уроков и другой учебной деятельности младших школьников с учётом особенностей психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
2.Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования.
2. оценивание эффективности и качества выполнения практических заданий по проведению сравнительно-сопоставительного анализа программ и соответствие этих программ требованиям стандарта начального общего образования
3.Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
3. оценивание на практических занятиях знаний студентами особенностей всех программ и УМК начального общего образования.
4.Вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
4. практические задания с экспертной оценкой знания вопросов преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования
5.Воспитательные возможности урока в начальной школе.
5. моделирование, наблюдение и экспертная оценка использования в практической деятельности воспитательных возможностей урока по разным предметам начальной школы.
6.Методы и приёмы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам.
6. моделирование, наблюдение и экспертная оценка использования в практической деятельности методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по разным предметам начальной школы.
7.Особенности одарённых детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении.
7. оценивание на практических занятиях знаний студентами особенностей одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении.
8.Основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
8. оценивание на практических занятиях знаний студентами технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе и компетентность в их использовании на уроках в начальной школе;
9.Основы обучения и воспитания одарённых детей.
оценивание на практических занятиях знаний студентами основ построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении. Принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми на уроках и внеклассных занятиях. Стратегию работы с одаренными детьми и условия успешной работы с ними.
10.Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе.
10. . оценивание на практических занятиях знаний студентами методики
использования экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе на уроках.
11. Логику анализа уроков.
11. оценивание знаний студентов при помощи тестового контроля, проведения практических занятий логики анализа процесса и результата педагогической деятельности на уроках в начальной школе с учётом особенностей организации урока, взаимодействия на уроке в начальной школе, постановки цели урока в соответствии с ФГОС.
12. Виды учебной документации, требования к её ведению и оформлению.
12. оценивание эффективности и качества выполнения практических заданий по знанию общих требований к ведению ученических тетрадей, а также специальных требований к ведению другой документации.

Приложение 1
обязательное
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
01.01.Теоретические основы организации обучения в начальных классах
ПК 1.1.Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
Кол-во часов
Компетентностно-ориентированные образовательные результаты
ПК 1.1.- Определять цели и задачи, планировать уроки
Уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
Знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Уметь:
определять цели и задачи урока, планировать его с учётом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
Знать:
воспитательные возможности урока в начальной школе;
методы и приёмы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
особенности одарённых детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основы обучения и воспитания одарённых детей;
ПК 1.4. Анализировать уроки
Уметь:
анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по предмету, корректировать и совершенствовать их;
Знать:
логику анализа уроков;
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования
Знать:
виды учебной документации, требования к её ведению и оформлению.
Тематика практических работ:
1.2.1. Решение педагогических задач по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников
1.4.1. Решение педагогических задач по определению методов педагогического контроля с использованием видеоматериалов.
1.13. 1Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. ( Первый этап работы с книгой). Лингвостилистический анализ текста.
1.13.2.Две взаимосвязанные стороны текста. Многоступенчатость текста. Словарная работа, понимание текста. Лингвостилистический анализ текста.
1.13.3.« Видение» слова. Слово в контексте. Лингвостилистический анализ текста.
1.13.4. Мысленная обработка заголовка. Уяснение идеи автора. Прогнозирование текста. «Вычерпывание» смысла заголовка, формулирование гипотезы. Лингвостилистический анализ текста.
1.13.5.Связь заголовка и идеи текста. Задача эпиграфа. Установка на выделение главного. Организация работы над пониманием. Лингвостилистический анализ текста.
1.13.6.Перецентровка текста. Антиципация. Вероятностное прогнозирование.
1.13.7.Сцепления текста. Диалог с текстом. Установление причинно- Субъективное и объективное в тексте. Лингвостилистический анализ текста.
1.13.8.Завершающие шаги понимания текста. Лингвостилистический анализ текста.
1.13.9. План, конспект, тезисы, пересказ, аннотация. Работа со справочной литературой Работа с учебником. Лингвостилистический анализ текста.
Перечень тем:
Тема 1.1.Учебная деятельность младшего школьника.
Тема 1.2. Управление деятельностью как важнейшая функция учителя
Тема 1.3. Психологические познавательные процессы в младшем школьном возрасте.
Перечень тем:
Тема 1.5 Оформление документации, обеспечивающей образовательный процесс.
Тема 1.5.1.Документы, определяющие содержание образования: Федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план, учебные программы, учебники.
Тема 1.5.2. Виды учебной документации, требования к ее ведению, оформлению (классный журнал).
Тема 1.5.3. ФГОС второго поколения в начальном общем образовании.
Перечень тем:
Тема 1.5.4.Требования к условиям реализации основных образовательных программ начальной школы.
Тема1.5.5. Современный урок с позиции требований ФГОС: результативные педагогические технологии освоения образовательных программ базового и продвинутого уровня.
Тема1.5.6. Требования образовательного стандарта и примерные программы начального общего образования.
Тема 1.6.1.Анализ программ с точки зрения реализации ФГОС 2 поколения для начальной школы
Тема 1.6.2.Анализ УМК с целью выявления специфики его построения.
Перечень тем:
*Тема 1.7. Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Тема 1.7.1.Диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Тема 1.7.2Диагностика адаптации ребенка к школе.
Тема 1.7.3.Диагностика познавательных процессов
Тема 1.7.4.Диагностика видов темперамента с помощью опросника Айзенка.
Тема 1.7.5.Диагностика самосознания.
Тематика практических работ:
1. Составление блок-схем «Учебная деятельность младшего школьника», «Мотивы учения младших школьников».
2. Подбор методов диагностики мотивации учения младших школьников.
3. Решение задач по определению мотивов учения младших школьников.
4. Решение психологических задач по темам «Внимание младшего школьника», «Восприятие младшего школьника», «Память младшего школьника», «Мышление младшего школьника».
5. Составление блок-схем развития познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
6. Подбор методов психологической диагностики внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.
7.Составление таблицы «Виды трудностей и их причины».
8.Просмотр и анализ документальных фильмов «Родить вундеркинда» и «Болезнь гениев».
9. Решение педагогических задач по определению методов педагогического контроля с использованием видеоматериалов.
Перечень тем:
1.1.1.Современный урок с позиции требований ФГОС: результативные педагогические технологии освоения образовательных программ базового и продвинутого уровня.
1.1.2.Воспитательные возможности урока в начальной школе.
1.1. 3.Организация взаимодействия на уроке.
Перечень тем:
2.1.1..Методы и приемы развития мотивации учебной познавательной деятельности на уроке.
2.1.2.Особенности организации урока в начальной школе.
2.1.3.Постановка цели урока. Процесс разработки учебных целей.
2.1.4.Планирование урока с учетом возраста, класса, учебного предмета и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
2.1.5.Организация взаимодействия на уроке.
2.1.6.Методы и приемы развития мотивации учебной познавательной деятельности на уроке.
2.1.7.Практика подбора размера мебели, её расстановки в классной комнате и соответствие гигиеническим требованиям.
2.1.8.Гигиеническая оценка освещённости классного помещения: вычисление светового коэффициента, качество уровня освещённости
2.1.9.Комплекс гимнастики для предупреждения близорукости детей. Практическое его применение.
2.1.10.Расписание конкретного класса начальной школы и его анализ с точки зрения целесообразности и соответствия гигиеническим требованиям.
2.1.11.Технические средства обучения в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании.
2.1.12.Основные виды технических средств обучения и их характеристика.
2.1.13.Использование технических средств обучения в образовательном процессе: интерактивная доска, мультимедиа, простые, визуальные средства.
Перечень тем:
1.7.3.Особенности одаренных детей младшего школьного возраста.
1.7.4.Особенности детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении.
1.7.5.Основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
1.7.7.Построение коррекционно-развивающего занятия.
1.7.8. Просмотр и анализ документальных фильмов «Родить вундеркинда» и «Болезнь гениев».
Тематика практических работ:
1.Анализ урока по предложенной схеме. Структура урока, осуществление цели, задач урока по этапам
2. Анализ урока по предложенной схеме. Мотивационная направленность урока.
3. Анализ урока по предложенной схеме. Качество и разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке,
4. Анализ урока по предложенной схеме. Качество и разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке,
5Анализ урока по предложенной схеме. Приёмы, способы, пути проверки усвоенного на уроке материала.
Перечень тем:
1.5.1.Виды педагогического анализа урока.
1.5.2.Логика анализа процесса и результата педагогической деятельности на уроках в начальной школе.
1.5.3.Логика самоанализа процесса и результата педагогической деятельности на уроках в начальной школе.
Перечень тем:
Тема 1.5 Оформление документации, обеспечивающей образовательный процесс.
Тема 1.5.1.Документы, определяющие содержание образования: Федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план, учебные программы, учебники.
Тема 1.5.2. Виды учебной документации, требования к ее ведению, оформлению (классный журнал).
Самостоятельная работа студента
-Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, психолого-педагогической и методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
-Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
-Самостоятельное изучение работ педагогов и психологов по вопросам, предложенным преподавателем
-Подбор контрольно-измерительного материала по разным предметам начальной школы с целью контроля уровня предметных достижений по классам (для портфолио)
-Изучение и конспектирование источников, содержащих пять последовательных показателей определения степени обученности: 1- различение ( распознавание), или уровень знакомства; 2-запоминание, 3-понимание, 4 – простейшие (элементарные) умения и навыки 5- показатель- перенос, который является положительным влиянием ранее усвоенного навыка на овладение новым.
-Изучение и конспектирование нескольких вариантов модели оценки степени обученности учащихся.
-Планирование, подбор контрольно- измерительного материала, проведение контрольной работы на практике, её анализ.
-Конспектирование основных положений ФГОС.
-Составление презентаций по изученным темам.
51 ч.
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК Технологии формирования ОК
(на учебных знаниях)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность Владение алгоритмом (технологией) организации собственной деятельности
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Исследование нестандартной ситуации в профессиональной деятельности учителя начальных классов
Планирование и выполнение деятельности по решению нестандартной ситуации (проблемы).
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Составление запроса для поиска информации в различных соответствии с требованиями
Анализ и выбор значимой информации
Сохранение и оформление информации согласно поставленным требованиям, целям, задачам профессионального и личностного развития.
Извлечение информации по одному основанию из одного или нескольких источников и систематизация ее в рамках заданной структуры.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Участие в различных сетевых проектах
Владение и использование ИКТ (интерактивной доски) для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами Осуществление устной, письменной и групповой деловой коммуникации и использование речевых средств в ходе обучения на занятиях и в профессиональной деятельности учителя начальных классов
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Использование технологии самообразования и самовоспитания в профессиональном и личностном развитии
Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу
Изменения № 1, дата внесения изменений - сентябрь 2015г.,
№ страницы с изменениями 16
Основание:
список литературы был датирован изданиями свыше 5 лет Изменён, обновлёнными изданиями , датированными не более 5 лет
БЫЛО стало
Программа соответствует стандарту специальности 050146 Преподавание в начальных классах Программа соответствует стандарту специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
В информационном обеспечении указаны источники до 2011г. издания Список литературы и Интернет-ресурсы обновлены, указаны источники с 2011 г.
Изменена тематика практических работ, обозначены практические занятия на производстве.
Подпись лица, внёсшего изменения
Мастерова Людмила Зиновьевна
Преподаватель
Теоретических основ организации обучения в начальных классах
ГАПОУ Тольяттинский социально-педагогический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические основы организации обучения в начальных классах
«профессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы по
специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
2015 г.