Беседа на тему Страницами народного календаря (Сентябрьское время )


Сентябрьское время Цель: познакомить с народными обычаями и традициями
Задачи: воспитывать любовь к родному краю, уважение к народным традициям, формировать чуткое отношение к традициям других народов.
У каждого месяца есть свои «именные» дни. С ними связанны те или другие конкретные реалии или события. Для первого осеннего месяца самым выдающимся, очевидно, является день Семена. К 14 сентября крестьяне спешили полностью обсеяться озименой. "Кто не посеял к Семену, - говорит пословица, - у того жизнь будет нищая". С этого дня, собственно, начинает свой отсчет и так называемое «молодое» бабье лето, которое длится до 21 сентября.
Из Семеновым днем связан также обряд «женить дымоход» или «зажигать посиделки». Слово «посиделки» происходит от дорассветных или послерассветных - молодежных собраний, которые начинались от Семенового дня. Следовательно сентябрь начинает не только осень, но и совокупную обрядовую систему общественного досуга и отдыха.
Название первого гонца осени связанно с вересом - растением, весьма распространенным по всему ареалу Полесья. Этот вечнозеленный куст цветет с августа и до конца октября. Но пышнее всего розово-сиреневое соцветие покрывает сосновые боры, торфяники и песчаные холмы именно в сентябре. Вереск, как и липовые рощи, весьма ценный медонос. Правда, в наших краях вересковый мед не в особенном почете из-за его горьковатого привкуса. Однако у других народов, в частности французов, сладкий продукт, собранный из вереса, считается настоящим деликатессом.
Следовательно, по мнению филологов, название начального месяца осени непосредственно связано с буйным цветением вереска. Это же наблюдаем и в других славянских народов : у белорусов – «верасень», поляков – «вжесень»; в переводе с литовского языка сентябрь означает «месяц вереска», в латвийской – «месяц цветения вереска».
Современное название сентября в нашем календаре закрепилось относительно недавно – в начале нынешнего века. До этого в каждом регионе было свое «домашнее» название. В давнерусском языке встречаем «официальное» название «руен», а по- народному – «ревун». Подобные термины и досегодня сохранились у сербов («руян») и чехов – «риен» (правда, последний касается октября).
Параллельно из «руеном» уживалось и другое название – «зарев». Те и те названия, по утверждению языковедов, происходят от желтого цвета (именно в это время начинают желтеть листья) и «руением» оленей и лосей, которые устраивали брачные герции.
Книжный язык периода Киевской Руси фиксирует также название «вереснец». Кое-кто считает, что его происхождение связано с первыми паморозками, какие характерны для сентября. Однако это утверждение маловероятно. Очевидно в данном случае речь идет также о вереске.
На западноукраинских землях известны названия «маик» (начинают «маяться», то есть зеленеть ранние всходы озимены) и «сивень» - время массового высеивания хлеба. Кроме народных календарей XIX века, это подтверждает и «Малороссийско-немецкий словарь» Е. Желеховского (1886 год). Яков Головацкий по этому поводу писал: «Маик от того, что некоторые злаки цветут, временами и древесина также; а от
посева - что эта озимена засевает, называют сивень... Зовут также этот месяц «бабье лето» для того, что бабы свои работы делают, коноплю отбивают, полотно добеливают, кое-что в огородах делают и др.»
Название сентября – «бабино (бабье) лето» - зафексировано в разговорной речи на северо-западном Полесьи. Зато украинский филолог И. Верхратский в разведке «Зна-доби до словаря южно-руського» подает еще одно название сентября – «покройный». По мнению ученого, она происходит от праздника Покровы, который попадает на 1 октября по старому стилю. Под это время земля уже покрывается листьями. Ведь с сентября, как говорится в пословице, листья на дереве не держатся.
Однако подавляющее большинства европейских языков пользуются латинским названием «септембр», что означает «седьмой». В Давнем Риме он – действительно был седьмым. Ведь годовое летоисчисление начиналось с марта. Приняв новый, так называемый григорианский календарь, в котором новогодие было перенесено на январь, месяценазвание оставили старым, то есть юлианским.
Из середины сентября улетают в теплые края птицы. Наши предки увидев в небе ключ журавлей, приговаривали: «Из чужой сторонки возвращайтесь домой». При этом требовалось завернуть в платок комочек земли и держать его до весны. Заметив первый журавлиный ключ, который возвращался из теплых краев, тот комочек сразу закапывали в поле или огороде. Это значило, что весна будет шедрой и буйной.
Своеобразно праздновали в прошлом и Воздвижение, которое приходится на 28 сентября. В этот день люди старались не ходить в лес, потому что вроде бы «в это время собираются в группы ужи, гадюки, ящерицы и другие гады». На своих сборищах они советуются, как и где перезимовать. Легенда предостерегает: если в это время натолкнуться на такое гнездо, то змеи могут покусать.
Кроме того, на Воздвиженние ужи выносят приговор тем, кто нарушил их обет - укусил человека. Таких обидчиков благородные пресмыкающиеся вроде бы выганяют из своего общества, и они должны одинокими блуждать лесами. Тому, кто после Воздвиженния встретит блуждающегося, а среди них непременно должен быть и «король с золотой короной», может улыбнуться удача. Для этого нужно постелить на земле платок или передник. Переползая через него, король оставляет золотой талисман...
Это поэтическое повествование интересно тем, что собственно после Воздвиженния пресмыкающиеся готовятся к зимней спячке. Следовательно , встретить в лесу ужа, которого в народе особенно уважали, практически невозможно. Очевидно, чтобы не мешать лесным жителям спокойно устраивать перезимовку, и создана такая предостерегающая легенда.
После Семена уже разрешается идти в сваты. Однако праздновать свадьбы начинали только через месяц - от Покровы. Этот период в народе называли «свадебной переджатвой». Поэтому сентябрь считается щедрым не только на урожай, - он уже готовил богатый стол для свадебных обрядов в пооктябрьское время.