Классный час по теме «Сегодня студент – завтра конкурентноспособный специалист»


Разработка открытого классного часа по теме
«Сегодня студент – завтра конкурентноспособный специалист»
специальность 151001 «Технология машиностроения»
Авторы: Брахалева Надежда Модестовна, педагог высшей категории;
Максимова Людмила Борисовна, педагог первой категории
Подпорожье
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы на формирование у студентов динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.
Конкурентноспособность – социально ориентированная система способностей и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное поведение в динамически изменяющихся условиях.
Конкурентноспособный выпускник – это гармонично развитая личность, свободно ориентирующаяся в информационном пространстве, умеющая самостоятельно добывать и применять знания, социально ориентированная, способная строить свою жизнь достойно.
Подготовка конкурентоспособного специалиста в учреждениях начального и среднего профессионального образования – одна из ключевых задач современного образования.
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в формировании конкурентноспособных специалистов играют декады по специальности 151001 «Технология машиностроения». Цель проведения мероприятий в рамках декады – формирование общих и профессиональных компетенций у студентов по специальности 151001 «Технология машиностроения.
Цель: формирование профессиональных и общих компетенций студентов.
Задачи:
Повторение базовых понятий по технологии машиностроения.
Развитие умения излагать и аргументировано доказывать мысли, моделировать ситуацию, развитие логического мышления, памяти, внимательности.
Формирование мотивации у студентов к качественному прохождению производственной практики; трудоустройству по специальности.
Мероприятия названной декады спланированы при составлении плана воспитательной работы в группе на учебный год. Преподаватели, мастер производственного обучения, куратор группы выбирают для себя тему и форму открытого мероприятия с учетом изучаемой педагогической проблемы.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
Специальность: 151001 «Технология машиностроения».
Тема: «Сегодня студент – завтра конкурентноспособный специалист».
Вид мероприятия: классный час.
Форма проведения: час общения.
Ход мероприятия:
1. Вводная часть
1.1. Приветствие
2. Основная часть
2.1. Слово куратора о требованиях работодателей, предъявляемых к выпускникам техникума в связи с вступлением России в Болонский процесс, введением ФГОС.
2.2. Рассказ куратора о работе профессионала
2.3. Построение студентами компетентностной модели выпускника
2.4. Рассказ куратора о машиностроении с показом презентации по теме «Машиностроение»
2.5. «Ловушки-капканчики»
2.6. «Аукцион знаний»
2.7. Виртуальная экскурсия с «Ролс-ройс». Перевод с английского
2.8. Построение плана индивидуального роста
2.9. Фильм «Машиностроение определяет уровень научного и технического прогресса экономики страны»
3. Заключение
3.1. Фильм «Машиностроение определяет уровень научного и технического прогресса экономики страны»
4. Подготовительная работа.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организация студентов на мероприятие (5мин.)
1.1. Приветствие:
а) вступительное слово куратора:
- психологический настрой;
- создание мотивации деятельности студентов;
- объяснение цели и задач, порядка проведения мероприятия.
2. Основная часть (80 мин.):
2.1. Слово куратора о требованиях работодателей, предъявляемых к выпускникам техникума в связи с вступлением России в Болонский процесс, введением ФГОС.
2.2. Рассказ куратора о работе профессионала.
Владелец одной фабрики был чрезвычайно обеспокоен. Паровой генератор, который обеспечивал энергией весь его завод, вышел из строя. Множество специалистов и экспертов пытались починить его, но все их попытки были безуспешны. Фабрикант только успевал подсчитывать расходы на оплату работы приглашенных специалистов и убытки от невыпущенной продукции.
Когда, казалось бы, уже все возможности были исчерпаны, был приглашен видный ученый, одним словом – ПРОФЕССИОНАЛ. Сначала он внимательно осмотрел генератор, а затем аккуратно и методично простучал маленьким молотком различные участки машины, датчики и подшипники, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавал генератор. Наконец он взял молоток и нанес им несильный удар в области одного из соединений. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и генератор заработал.
Владелец был восхищён: «Изумительно! Изумительно! Пришлите мне счёт. Удвойте ваши расценки». «В этом нет необходимости, сэр. Сумма Вашего счета 1 000 фунтов стерлингов, сэр», - ответил работник.
Фабрикант был ошеломлён. Сумма намного превышала его ожидания – это были огромные деньги по тем временам. Он заплатил намного больше тем специалистам, которые пытались исправить поломку, но потерпели неудачу. Хотя они были представителями компаний с отличной репутацией! А этот странный человек потратил всего десять минут.
2.3. Построение студентами компетентностной модели выпускника.
В течение 10 минут студенты, работая в группах, выясняют из каких общих и профессиональных компетенций складывается модель выпускника.
2.4. Рассказ куратора о машиностроении с показом презентации по теме «Машиностроение».
В жизни человека машина служит средством, с помощью которого выполняется тот или иной технологический процесс, дающий ему необходимые материальные или культурные блага. Таким образом, любая машина создается для осуществления определенного технологического процесса, в результате выполнения которого получается полезная для человека продукция.
Человеческое общество постоянно испытывает потребности в новых видах продукции, либо в сокращении затрат труда при производстве освоенной продукции. В обоих случаях эти потребности могут быть удовлетворены только с помощью новых технологических процессов и новых машин, необходимых для их выполнения. Следовательно, стимулом к созданию новой машины всегда является новый технологический процесс, возможность осуществления которого, однако, зависит от уровня научного и технического развития человеческого общества.
Машина может быть полезна лишь в том случае, если она обладает надлежащим качеством. Создавая машину, человек ставит перед собой следующие 2 задачи: сделать машину качественной и, тем самым, обеспечить экономию труда в получении производимой с ее помощью продукции; затратить меньшее количество труда в процессе создания и обеспечения качества самой машины.
Замысел новой машины возникает при разработке технологического процесса изготовления продукции, в производстве которой возникла потребность. Этот замысел выражается в виде формулировки служебного назначения машины, являющейся исходным документом в проектировании машины. Для изготовления спроектированной машины разрабатывают технологический процесс и на его основе создают производственный процесс, в результате осуществления которого получается машина, нужная для выполнения технологического процесса изготовления продукции и удовлетворения возникшей потребности.
Процесс создания машины от формулировки ее служебного назначения и до получения в готовом виде четко подразделяют на два этапа: проектирование и изготовление. Первый этап завершается разработкой конструкции машины и представлением ее в чертежах, второй – реализацией конструкции с помощью производственного процесса. Построение и осуществление второго этапа составляет основную задачу технологии машиностроения.
Зарождение технологии машиностроения, как отрасли науки, необходимо отнести к периоду появления трудов, содержащих описание опыта производства машин. Накопленный опыт впервые был изложен профессором Московского университета И.А. Двигубским, выпустившим в 1807 г. Книгу "Начальные основания технологии или краткое описание работ, на заводах и фабриках производимых". Дальнейшее описание опыта нашло отражение в трудах профессоров И.А. Тиме (1838–1920 гг.), А.П. Гавриленко (1861–1914 гг.) и др.
С тех пор развитие технологии машиностроения шло в направлении обобщения опыта и выявления общих зависимостей и закономерностей. Большой вклад в становление технологии машиностроения был сделан советскими учеными Б.С. Балакшиным, Н.А. Бородачевым, К.В. Вотиновым, Л.А. Глейзером, В.И. Дементьевым, М.Е. Егоровым, А.А. Зыковым, И.И. Ивашкевичем, А.И. Кашириным, В.М. Кованом, B.C. Корсаковым, А.А. Маталиным, Э.А. Сателем, А.П. Соколовским, Д.В. Чарнко, А.Б. Яхиным и многими другими.
2.5. «Ловушки-капканчики».
Работа в группах: студентам предлагается самостоятельно на листе бумаге написать возможные препятствия на пути к профессиональному росту.
2.6. «Аукцион знаний».
Проводит преподаватель профцикла: предлагает объяснить профессиональные термины.
2.7. Виртуальная экскурсия с «Роллс-ройс». Перевод с английского осуществляет студент группы.
Почему я рассказываю про Роллс-ройс? Я хочу, чтобы вы узнали о применении передовых технологиях компаний, которые производят двигатели. Таких компаний несколько.
Полеты и путешествия стали для людей повседневностью. Но, чтобы машины, на которых мы передвигаемся, работали, необходимо соединить до 80 тысяч разных компонентов. Благодаря профессионализму машиностроителей все это работает отлично.
30 лет Роллс-ройс тратит средства на разработку новых технологий. И это удивительные технологии. Команда профессионалов разрабатывает инновационные технологии, которые позволяют механизмам работать даже при температуре на 200 градусов выше, чем температура плавления. Над разработкой этих технологий работают 30 университетов.
Передовые технологии используются и в морской отрасли. Здесь для создания и работы кораблей необходимо проектирование и создание комплексных систем, которые контролируются с помощью спутников.
Воздушный флот осуществляет перевозку пассажиров и грузов; электростанции генерируют энергию; сжиженный газ поставляется за тысячи километров туда, где он больше всего необходим.
Все это – результат работы сплоченной команды профессионалов. Нам можно доверять. От других компаний нас отличает наша интеллектуальная собственность. Мы – компания передовая, работаем в 50 странах мира. Имеем большое количество заказчиков. В своей работе по производству различных машин мы контролируем каждый технологический шаг, 24 часа, 365 дней в году.
Мы инвестировали миллионы фунтов на разработку и внедрение передовых, более эффективных технологий. 40 тысяч человек участвуют в этом процессе.
Люди передвигаются по суше, по воде и по воздуху. Машиностроительное производство – основа экономики страны. Спасибо за участие в экскурсии с Роллс-ройс.
2.8. Построение плана индивидуального роста
Участникам, каждому индивидуально, предлагается ответить на вопросы:
1.Выделите основные 5-7 этапов достижения своей профессиональной мечты.
2.Какие ваши личностные качества могут вам помешать в достижении мечты?
4.Есть ли у вас резервные варианты трудоустройства?
5.Что вы сейчас делаете для реализации плана по трудоустройству?
2.9. Фильм «Машиностроение определяет уровень научного и технического прогресса экономики страны»
3. Подведение итогов классного часа (5 мин.).
3.1. Слово студентке группы 404, совмещающей обучение в техникуме с работой в архивном отделе ОАО ПМЗ.
3.2. Слово преподавателю профцикла, выпускнику техникума.
3.3. Слово старшему мастеру техникума.
4. Подготовительная работа
Подбор материала для классного часа; работа над фильмом «Машиностроение определяет уровень научного и технического прогресса экономики страны»; создание презентации «Машиностроение»; перевод с английского текстового сопровождения к фильму «Роллс-ройс»; разработка компетентностной модели выпускника; подготовка практико-ориентированных заданий «Ловушки-капканчики» и «Аукцион знаний».