Образовательная робототехника — взгляд изнутри


И.А. Журбин,
учитель физики « МАОУ СОШ № 22 г Сыктывкар»
Образовательная робототехника – взгляд изнутри.
Образовательная робототехника - у каждого человека связанного тем или образом с образованием, будь то ученик, учитель или родитель, эта тема вызывает неподдельный интерес. Что это дань модным увлечениям или насущная потребность? Учеников и родителей, скорее всего, влечёт романтика. Сколько было прочитано книг, пересмотрено фильмов и мультфильмов, в которых роботы играли самые различные роли, будоража воображение и заставляя переживать сильные эмоции, удивление, страх, восхищение. У большинства родителей нынешних учеников не было возможности поэкспериментировать с роботами, но как только в школах появилась такая возможность, многие родители направили своих чад в эту интересную деятельность. А что же дети? Детям не просто интересно, им очень интересно! Один пятиклассник, впервые побывав на занятии кружка робототехники познакомившись с оборудованием и узнав о его возможностях воскликнул: «Да это же рай. Я бы здесь жил»! Его поддержали и остальные члены кружка. В нашем кружке занимаются 24 пятиклассника, 6 семиклассников и 4 восьмиклассника, по 2 часа в неделю. Желающих заниматься больше, но не хватает оборудования. В наличии у нас - 8 комплектов Lego-Mindstorms-EV3 с аналогичным программным обеспечением. Регулярно мы проводим внутри школьные, а так же участвовали в городских соревнованиях. Очень хорошо, что есть курсы по робототехнике и дистанционно – заочные формы участия в соревнованиях. За короткое время учащиеся могут многому научиться в кружке благодаря высокой мотивации. Подтверждение этому победа команды нашей школы на 2 – ом открытом турнире по робототехнике 6 ноября этого года в Архангельске. А также дипломы призёров международных конкурсов. Выехать сейчас куда – либо сейчас очень дорого, а дистанционные соревнования позволяют детям даже из малообеспеченных семей принять участие и показать свои достижения в образовательной робототехнике. Считаю важным активное вовлечение детей не только в спортивную робототехнику, но и в процесс технического творчества. Именно в нём ребёнок может научиться решать технические задачи для преодоления различных социальных проблем. Пример вовлечения в такую деятельность работы наших учащихся:
Бондаренко Арсений – робот поводырь для слепых и слабовидящих людей.
Попов Егор, Кичук Кирилл – робот баньщик.
Антоновский Олег – роболифт для ванной комнаты.
Липатников Дмитрий – робот тележка для пожилых и ослабленных людей.
Одна, но существенная проблема для развития технического творчества, недостаточное количество оборудования. То, что ребёнок собрал, прилагая множество усилий и времени приходится быстро разбирать, так как следующей группе не с чем работать. Ребёнок ещё не успел натешиться, насытиться, наиграться своим творением, а ему уже необходимо его разбирать. Конечно, остаётся надежда на социальное партнёрство, что найдутся организации заинтересованные в будущих классных специалистах и окажут своевременную поддержку. Ведь занимая детей в кружках робототехники, мы уводим детей с улиц, с подъездов не даём им стать беспризорниками. Отмечая каждый их успех, создавая условия для развития, мы усиливаем их общую мотивацию к обучению. Успех на занятиях кружка окрыляет ребёнка и у него появляется уверенность в своих силах и возможностях. Некоторые педагоги высказывают опасение, что на наших занятиях ребёнок развивается однобоко с преобладанием технократического в ущерб гуманитарному мышлению. Но эти опасения напрасны и вот тому пример:
Песенка домашних роботов.
Мы роботы забавные, про нас не забывай! И времени свободного нам больше уделяй! Мы многому обучены – узнай скорей секрет! Лишь тот, кто с нами дружит - любой найдёт ответ!
Мы ловкие, проворные, умеем танцевать, И разные загадки мы любим задавать. С любой проблемой справимся – лишь стоит пожелать! Но только очень просим, не надо нас ломать!
Легко обучим мальчиков, легко обучим девочек, Премудростям и тонкостям технических наук. Для разных лоботрясов у нас характер крут! У тех всё получается, кто не жалеет рук!
Мы роботы забавные – железные сердца, В мозгах у нас транзисторы и мысли без конца! Мы роботы надёжные - нас создал человек! За это благодарны мы ему навек!
Автор: И. А. Журбин