Конспект урока по русскому языку по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Ключи
Кирово-Чепецкого района
Открытый урок в 8 классе по русскому языку
по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».
Учитель русского языка и литературы
первой категории, стаж работы 15 лет
Рябчук Наталья Анатольевна.
декабрь 2012г
Технологическая карта урока.
Учитель: Рябчук Наталья Анатольевна
Класс – 8
Предмет – русский язык
Тема :Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.
Тип урока - изучение нового материала и первичногозакрепления.
Номер урока в теме – первый
Дидактическая цель урока:
создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.
Цели по содержанию урока:
Образовательная – понять структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами.
Развивающая – способствовать обучению школьников умению применять свои знания в повседневной жизни, совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки; развивать умения понимать текст, умения использовать полученную информацию (формирование информационной, коммуникативной компетентностей).
Воспитательная - способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитывать представление прекрасного в языке и речи, языковой эстетический вкус, культуру языкового поведения (формирование культурологической компетентности)
Формы организации познавательной деятельности – фронтальная, индивидуальная, парная
Методы обучения – репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наблюдение.
Средства обучения: учебник, доска, тексты, тетради (рабочая, общая), таблица, схема, перфокарты.Структура урока.
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент (1 мин) Настроить учащихся на рабочую атмосферу урока Сосредотачивают своё внимание на начале урока
2. Целеполагание и мотивация (3 мин) Задаёт вопросы ученикам по ранее изученному материалу, мотивируя их к восприятию нового материала. Дают устные ответы на вопросы учителя.
3. Актуализация Предлагает учащимся сделать частичный синтаксический разбор текста с целью показать актуальность данного урока и подвести учащихся к осознанию нового материала. Выполняют частичный синтаксический разбор на доске и в тетрадях.
4. Осознание и осмысление учебной информации Объясняет новый материал с опорой на ранее изученные знания с использованием иллюстративного материала. Слушают, осознают, обдумывают данный учителем материал.
5. Первичное закрепление учебного материала Предлагает работу с текстом. Записывают самостоятельно предложения, определяют тип предложения.
6. Контроль Предлагает работу по перфокартам Выполняют и меняются. Взаимопроверка.
7. Рефлексия Предлагает подвести итоги урока, дать характеристику уроку. Отвечают на вопросы учителя и составляют ?(синквейн) по уроку.
8. Информация о домашнем задании Предлагает дом.задание на выбор в соответствии с интересом и знанием учащихся. Выбирают домашнее задание и записывают в дневник.
Урок русского языка 8 класс.
Тема :Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.
Ход урока.
Задачи урока
Текст
стихотворение Число
Классная работа
Тема
Фронтальный опрос (составление схемы)
текст д/з
алгоритм о-л пред.
Этапы урока Ход урока Примечание
Организационный момент - Доброе утро! Садитесь! Приготовились к уроку. Открываем тетради, записываем число, классная работа. 1мин
Целеполагание и мотивация - Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что изучает синтаксис? Пунктуация?
- Какие предложения бывают?
- Объясните, простое предложение - одна грамматическая основа. Является единицей общения.(Приятно пахнет черёмухой)
Сложное предложение – это предложения, состоящие из нескольких простых предложений, двух и более грамматических основ.(И жизнь хороша, и жить хорошо! В.Маяковский).Предложение
простое
сложное
двусос односос ссп спп бсп о-л н-л о-л н
- двусоставные предложения мы изучили. На прошлом уроке мы начали знакомиться с односоставными предложениями.
Что такое односоставное предложение?
(односоставными предложениями называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершённости).
- о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об односоставных предложениях)
5мин
Актуализация - на доске стихотворение И Бунина «Рассвет».
Высоко поднялся и белеет
Полумесяц в бледных небесах.(двус)
Сумрак ночи прячется в лесах.(двус)
Из долин зелёных утром веет.(однос)
Веет юной радостью с полей.(однос)
Льется, как серебряное пенье,
Звон костела, славя воскресенье…(двус)
Разгорайся, новый день, светлей! (однос)
Выйди в небо, солнце, без ненастья, (однос)
Возродися в блеске и тепле,(однос)
Возвести опять по всей земле, (однос)
Что вся жизнь – день радости и счастья! (двус)
- записать стихотворение в тетрадь
- Посмотрите, какое красивое поэтическое произведение.
- ребята, давайте рассмотрим его с синтаксической точки зрения. Найдем и выделим грамматическую основу каждого предложения. ( каждый выходит к доске и выделяет грамматическую основу)
- каких предложений в тексте больше односоставных или двусоставных?
- какой член предложения чаще встречается?
- чем выражены главные члены предложения? (глаголами, сущ)
8мин
Осознание и осмысление учебной информации - сегодня на уроке мы изучаем односоставные предложения с главным членом предложения (сказуемым).
- Ребята, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? (оказывается можно).
- подумайте, какая же тема нашего урока? (определённо-личные)
Поставьте цель и задачи урока.(цель урока научиться эти предложения находить по их значению и особенностям. Находить и определять, чем выражено сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; понять определение определённо-личного предложения; уметь различать односоставные и двусоставные предложения; находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям.
Подумайте и запишите свою цель урока.).- на доске предложение. ЖУРНАЛ ПРОЧИТАЮ ЗАВТРА.
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
- найдём грамматическую основу.(прочитаю)
- на каком месте стоит сказуемое?
На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить). – это строение опред-личных предложений
В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.
- какое лицо? Число?
Вывод: о-л пр. – это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме (какого лица, обращаемся к предложениям) 1 и 2 лица ед.ч. и мн. ч.
Записываем в общую тетрадь схему . ( опр-лич)

Как вы думаете, где чаще всего используются данные предложения?
Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями не имеют подлежащего, являются опр-личными. (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?). Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.
Алгоритм определения предложений на доске. 10мин
Первичное закрепление учебного материала Мы сейчас переходим к тексту художественного произведения Сладкова.
Читаю текст. Дети слушают.
Работа с текстом.
-докажите, что это текст?(предложения связаны по смыслу и грамматически)
-записываем текст с выделением грамматических основ, с объяснением орфограмм и определением типа предложений.
На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих листьев, набиваю ими полный мешок и отправлюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает ёж.
- от какого лица ведётся повествование в рассказе? ( от 1-го)
- сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц? (одного)
- какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего? (односоставные).
-подберите синоним к слову обнажённая (голая)
-что такое синоним? (слова разные по написанию, одинаковые по значению).
Синтаксические синонимы – это синтаксические конструкции, имеющее разное строение, но совпадающие по своему значению.
Определённо-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны, в них больше подчёркивается действие, чем деятель.
Работаем по алгоритму, проверяем. 10мин
Контроль Проверим, как вы поняли данную тему? Работа по перфокартам. Взаимопроверка.
Перфокарты.
А) люблю берёзку русскую. Красуйся и стой. Начну.
Б)люблю грозу в начале мая. Мы спешим на поезд. На небе гаснут облака.
В) быстро умываемся и едем в лес. Берегите наш прекрасный русский язык. Люблю дымок спалённой жнивы.
Г)каждый звук и шорох слышу я. Весенняя ночь стояла над горами. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Д)люблю летние вечера. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Не люблю снег с дождём.
Обменяйтесь перфокартами,соедините ответы с опред-личн. предлож., что получилось («5») 5 мин
Рефлексия - Урок подходит к концу, о чём заставил задуматься урок?
Получили ли вы ответ на поставленную задачу перед собой?
Что вы узнали с урока новое, а что повторили, ведь повторение - мать учения.
- Попробуем охарактеризовать наш урок, а в этом нам поможет синквейн. (выдать листочки)
1 строчка – ключевое слово опред-личные предл.
Название
2строчка - 2 прил.+ 2 прич. Думающий, полезный
Глубокий, воспитывающий
3 строчка – 3 глагола изучали, строили, познавали
Разбирали, повторяли
4 строчка – одно сущ. Наш великий и могучий русский
изречение язык
- Зачитали. Берегите наш язык 4мин
Информация о домашнем задании На выбор
1)Параграф – 181. Упражнение № 197
2)В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» найти и записать 5 опред-личных предложений, найти грамматическую основу.
3) ? напишите небольшое письмо (родным, другу, знакомым), употребив в нём определённо-личные предложения, с описанием своего дня.
Урок окончен, всем спасибо. 2мин


Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к единственно возможному лицу. Сказуемое в нем выражается глаголами в форме 1-го или 2-го лица или формами повелительного наклонения.
Выделите определенно-личные предложения.
Тр_па – единствен_ый путь через тайгу. Так (из)дали по м_телочкам злаков я узнал тр_пу человеческую и был спасен.
По сухой ли тр_пе на п_сочк_, по замшелым ли бревнам на б_лот_ иду в полном радос_ном согласи_ с тем, кто прош_л раньше меня. В каждой избушк_ на пути своем пользуюсь др_вишками. Часто сам г_товлюдр_ва для идущих за мною. Оставляю и свою коробочку спичек.