Презентация Артикуляционная гимнастика для старших дошкольников


Артикуляционная гимнастикаВыполнилаЧерданцева А.Р.Учитель-логопедМДОУ Хорошевский д/сРжевский район Тверская область
Когда люди делают гимнастику для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 
Цель артикуляционной гимнастики  выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.  
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд  4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.  
Организация проведения артикуляционной гимнастики1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему. 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.  
Упражнения для губ1. Заборчик.Удерживание губ в улыбке.  
Упражнения для губ2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.  
Упражнения для губ3. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 
Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка - Трубочка.Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок.Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.  
4. Рыбки разговаривают.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 
7. Уточка.Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 
8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 
Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок.Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок.Втянуть щеки.  Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.