РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 города Ершова Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
__________/ Г.А.Тёткина/
Протокол № 1 от 30.08.2015г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/ О.В. Бурова /
Протокол №1 от 31.08.2015г. «Утверждено»
Директор
_____________/А.В.Широкова/
Приказ № 154 от 31.08.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Наглядная геометрия»
для 4 «В» класса
Направление: общеинтеллектуальноеСоставитель: Толочкова Оксана Васильевна
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от 31.08.2015г.
Рассмотрено на заседании Управляющего совета протокол №6 от 31.08.2015г.
2015 -2016 учебный год

1. Пояснительная записка.
Настоящее программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл. Шадриной И.В. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математическихспособностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Наглядная геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель и задачи курса «Наглядная геометрия»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
сформировать умение учиться.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
обучение различным приемам работы с бумагой,
применение знаний, полученных на уроках природоведения, технологии, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
расширение коммуникативных способностей детей,
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственноговоображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
решение геометрических задач.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю. Продолжительность занятия -1 класс-35минут; 2-4 классы-40 минут.
1 год обучения (2012-2013 уч. гг.)– 33 часа;
2 год обучения (2013-2014 уч. год)– 34 часа;
3 год обучения (2014-2015уч. год)– 34 часа;
4 год обучения (2015-2016 уч. год) – 34 часа;
Итого – 135 часов.
2. Структура курса
4 класс ( 34 часа)
№ Тема Кол-во часов Содержание заданий
1 Повторение изученного в 3-м классе. 1 Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи.
2 Повторение изученного. 1 Логические задачи.
3 Геометрический КВН 1 Практические задания.
4 Равносторонний и равнобедренный треугольники. 1 Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа.
5 Измерение углов. Транспортир. 1 Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.
6 Построение углов 1 Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком».
7 Построение треугольника по трем заданным сторонам. 1 Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления.
8 Построение треугольников. 1 Алгоритм построения треугольника. Оригами.
9 Вычисление площади фигур сложной конфигурации. 1 Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком».
10 Обобщение изученного. 1 Практические задания.
11 Площадь .Измерение палеткой. 1 Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка».
12 Числовой луч. 1 Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».
13 Числовой луч. 1 Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.
14 Сетки. Игра «Морской бой» 1 Игра «Морской бой». Правила игры.
15 Сетки. Координатная плоскость. 1 Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой».
16 Построение фигуры по заданным точкам. 1 Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек».
17 Обобщение изученного. 1 Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»
18 Осевая симметрия. 1 Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка.
19 Симметрия. 1 Кубик Рубика. Практическая работа.
20 Симметрия. 1 Сказка. Задача на развитие воображения.
21 Поворотная симметрия. 1 22-23 Прямоугольный параллелепипед 2 Сказка. Задача на развитие воображения.
24 Модель развертки параллелепипеда 1 Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью.
25-26 Цилиндр. 2 Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность.
27 Обобщение изученного. 1 Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления.
28 Конус. 1 Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин».
29-30 Пирамида. 2 Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание.
31 Шар. 1 Практическое задание
32 Обобщение изученного. 1 Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм».
33 Контроль и учет знаний. 1 Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.
34 Итоговая контрольная работа. 1 Проверочные задания.
3. Учебно – тематическое планирование
№ Наименование
тем Всего часов Количество часов Даты Характеристика
деятельности
обучающихся
АудВнеауд4 в 1
Урок- путешествие. Повторение за 3 класс. 1 1 07.09. Выполнение чертежа прямоугольника. Формулирование на основе анализа теоретического обобщения (вывода о свойстве диагонали прямоугольника).
2 Площадь. Единицы площади.
1 14.09. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.
3 Геометрический КВН 1 1 21.09. Практические задания.
4 Равносторонний и равнобедренный треугольники. 1 1 28.09. Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа.
5 Измерение углов. Транспортир. 1 1 05.10. Градусная мера угла. Нахождение градусной меры угла. Решение задач.
6 Построение углов 1 1 12.10. Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком».
7 Построение треугольника по трем заданным сторонам. 1 1 19.10. Развитие пространственного мышления.
8 Построение треугольников. 1 1 26.10. Алгоритм построения треугольника.
9 Вычисление площади фигур сложной конфигурации. 1 1 16.11. Построение фигуры по ее описанию. Нахождение периметра и площади фигуры. Определение площади фигуры, данной в некотором масштабе.
10 Обобщение изученного. Анализ геометрических фигур. 1 1 23.11. Практические задания.
11 Площадь .Измерение палеткой. 1 1 30.11. Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка».
12 Числовой луч. 1 1 07.12. Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».
13 Числовой луч. 1 1 14.12. Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.
14 Сетки. Игра «Морской бой» 1 1 21.12. Игра «Морской бой». Правила игры.
15 Сетки. Координатная плоскость. 1 1 11.01. Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой».
16 Построение фигуры по заданным точкам. 1 1 18.01. Игра «Выполни симметрично».
17 Обобщение изученного. Построение точек координатного угла по их координатам. 1 1 25.01. Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»
18 Осевая симметрия. 1 1 01.02. Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка.
19 Симметрия. 1 1 08.02. Кубик Рубика. Практическая работа.
20 Симметрия. 1 1 15.02. Сказка. Задача на развитие воображения.
21 Поворотная симметрия. 1 1 22.02. .
22-23 Прямоугольный параллелепипед 1 1 01.03. Моделирование параллелепипеда.
24 Модель развертки параллелепипеда 1 1 15.03. Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью.
25-26 Цилиндр. 1 1 22.03. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.
27 Обобщение изученного. Построение развертки цилиндра и параллелепипеда 1 1 05.04. Задание на развитие пространственного мышления.
28 Конус. 1 1 12.04. Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин».
29-30 Пирамида. 1 1 19.04. Построение трех проекций многогранника (пирамиды).
31 Шар. 1 1 26.04 Практическое задание
32 Обобщение. «Геометрические тела» 1 1 03.05. Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм».
33 Контрольная работа за год. 1 1 10.05. Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.
34 Урок- игра «Путешествие по стране Геометрия» 1 1 17.05. Проверочные задания.
4. Содержание программы
4 класс. (34 часа)
Высота. Медиана. Биссектриса. Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур.
«Новые» четырехугольники. Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие.
Площадь. Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.
Геометрическая фигура.
Геометрическое тело.
Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.
Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.
5. Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
1.К концу 1 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник). 2.Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
3.Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
4.К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
5.Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
6.Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
7.К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
8.Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.
9.Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр). Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Наглядная геометрия».
Личностными результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.6. Формы и виды контроля
1класс
№ Формы и виды контроля Место и время проведения
1 Самостоятельная работа «Решение топологических задач» Урок 11
2 Графический диктант Урок 16
3 Обобщение изученного . Игра «Геоконт» Урок17
4 Игра «Сложи фигуру» Урок18
5 Игра «Сложи из спичек» Урок21
6 Игра «Разрежь- сложи» Урок24
7 Игра «Одним росчерком» Урок25
8 Обобщение изученного. Построение отрезка ,ломаной кривой линий Урок26
9 Геометрический КВН. Повторение изученного за год. Урок29
2 класс
1 Математическая викторина «Гость волшебной поляны» Урок8
2 Самостоятельная работа. Вычерчивание геометрических фигур, нахождение периметра. Урок26
3 Обобщение изученного. Проверочная работа. Урок27
4 Контроль ЗУН за учебный год. Урок28
5 Урок- праздник «Хвала геометрии!» Урок29
6 Решение задач. Урок30
7 Геометрический КВН Урок32
3 класс
1 Обобщение изученного. Моделирование фигур из бумаги. Урок8
2 Построение геометрических фигур. Урок15
3 Нахождение площади и периметра фигуры Урок27
4 Закрепление изученного. С/р «Нахождение полной площади поверхности геометрического тела» Урок33
5 Контрольная работа Проверка ЗУН Урок34
6 Театрализованная викторина Урок31
4 класс
1 Урок- путешествие. Повторение за 3 класс. Урок12 Геометрический КВН. Урок3
3 Обобщение. Анализ геометрических фигур. Урок10
4 Обобщение. Построение точек координатного угла по их координатам. Урок17
5 Построение развертки цилиндра и параллелепипеда Урок27
6 Обобщение. «Геометрические тела» Урок32
7 Контрольная работа за год. Урок33
8 Урок- игра «Путешествие по стране Геометрия» Урок34
7. Методические рекомендации
Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
8. Информационно – методическое обеспечение
1.Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2009
2.Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2010
3.Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2009