Современные технологии для развития универсальных учебных действий


Инновационные технологии обучения для развития универсальных учебных действий обучающихсяВыполнила : Бессонова Е. И. – учитель химии- биологии, ВККГКОУ СО «Верхотурская Вечерняя Школа»Г. Верхотурье Свердловской области В соответствии с письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак «Под инновационными методами в высшем …образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижениях науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности .). «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий:компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Основные характеристикиТрадиционная модель обученияИнновационная модель обученияЦелевой акцентРезультат обучения (усвоение установленного программой объема информации)Процесс обучения (научить учиться)Роль преподавателяВедущая (источник знаний)Консультативная (менеджер, режиссер)Формы предъявления знанийВ «готовом виде», по образцу, с преобладанием вербальных методов и текстовых формАктивные формы (игровые, проблемные, инициирование самостоятельной работы, поиска и пр.)Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения Различают несколько моделей обучения:пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная - взаимодействие. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ индивидуализация;гибкость;элективность;контекстный подход; развитие сотрудничества; использование методов активного обучения.Принципы интерактивного обучения: Информационно-образовательная среда дистанционного обучения – системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентирующаяся на удовлетворение образовательных потребностей пользователей .Дистанционная технология обучения Гибкость. Модульность. Параллельность. Экономичность. Охват. Технологичность. Социальное равноправие. Интернациональность. Новая роль преподавателя.Преимущества дистанционного обучения интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС, обучающие материалы и курсы, обсуждения в реальном режиме времени, чаты, видеочаты, электронная почта, видеоконференции, видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства). Средства и методы электронного интерактивного обучения Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения. Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы; Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; Преимущества электронных интерактивных форм обучения Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем – расширяется их кругозор; Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; Использование таких форм, как календарь, электронные тесты (промежуточные и итоговые), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса; и т.д. Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов учащихся с преподавателем. Они делают образование более индивидуальным.Преимущества электронных интерактивных форм обучения Метод изучения ситуаций (case study)Это метод обучения, когда учащиеся и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам . Метод конкретных ситуации предполагает:подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики ; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации ; совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения". Принципы формирования конкретной ситуацииВо-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. Во-вторых, учебная ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. В-третьих, работа с ними должна научить анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции . Таким образом, идеальная конкретная ситуация - это:занимательная история конкретной темы или имевшегося случая из истории данной темы; головоломка, требующая решения; обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации; актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем; более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном — "теории" вопроса. Проблемное обучениеПроблемное обучение [греч. problēma - задача, задание] — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.Этапы проблемного обучения:информационные, не требующие творческой активности личности, тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения. Формы проблемного обучения: проблемное изложение - преподаватель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение - преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение –учащиеся формулируют проблему и находят ее решение. Цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов Общие функции проблемного обучения:Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной практической деятельности;развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей у обучающихся;формирование диалектико-материалистического мышления (как основы).Специальные функции проблемного обучения:воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности). Принципы программированного обучениямалых шагов — учебный материал делится на малые части (шаги), чтобы обучаемым было легче им овладеть, немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся может проверить правильность ответа и только при полном совпадении его ответа с правильным он может переходить к следующему шагу. индивидуализации темпа учения — обучающийся работает в оптимальном для себя темпе, постепенного роста трудности — значительное на первых шагах число наводящих указаний постепенно уменьшается, тем самым повышая степень трудности заданий, дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами, единообразного хода инструментального учения — принцип программ с линейной структурой. tatka22-2011@mail.ru Литература: материалы интернет ресурсов