Приемы формирования универсальных учебных действий в начальной школе


Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.
Учитель начальных классов
МБОУ Октябрьской СОШ
Буликану И.А.
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникабельным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех документах правительства РФ, как ориентиры на современный подход к образованию. За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных ЗУН, которые необходимы, но не достаточны для успешного развития личности ребенка. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научить учиться себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объемов информации, ее быстрого старения.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать?
Разумеется, что решение этого непростого вопроса следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса. Какова может быть последовательность задач, которые помогут провести анализ собственного педагогического багажа:
-для того чтобы работать профессионально, нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: «Какие метапредметные умения я развиваю у детей в этом году? На этом уроке?»
- для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, нужно разобраться, что же это такое – метапредметные умения, то есть иметь представление о сути тех или иных умений и понятий;- для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, нужно знать, как я могу это реализовать, то есть нужно найти, освоить или создать метод;
- для того чтобы эффективно развивать эти умения, нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока;
- для того чтобы реализовать все это, нужно честно и самокритично проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи.
Однако для успешного решения задач по формированию УУД одного только анализа собственной педагогической деятельности недостаточно. В Стандартах указана и новая для многих стратегия достижения этой цели: учим с использованием методов, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность, в процессе которой маленький созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы:
- Что я буду делать?
- Зачем?
- Как я это буду делать?
- Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?
- Как я проверю правильность выполненной работы?
- Как я пойму, что работа выполнена хорошо?
Для нас эта ситуация более всего на практике отражает суть деятельностного подхода, так как в ней ребенок понимает мотивацию и цели своей деятельности, способ достижения цели, может сказать, как проверить и оценить работу.
Другими словами можно сказать, что школьники овладевают практическими инструментами. Формирование УУД – это тоже вопрос освоения инструментов, но только интеллектуальных. И когда мы говорим, что ребенок овладел метапредметными УУД, мы понимаем, что ребенок не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил. То есть ученик, самостоятельно решая задачу, говорит себе и нам: «Я сейчас ищу ответ на такую – то проблему. Для того чтобы ее решить, мне нужно изучить то, из чего состоит объект, посмотреть, как элементы связаны друг с другом, и есть ли что-то еще подобное…». Конечно, наши ученики в начальной школе еще малы, и сразу ожидать от них такого осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.
Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».
Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.дОсновным компонентом школьного обучения по – прежнему остается урок.
Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования
к уроку Урок
современного типа Универсальные
учебные действия
Объявление темы
урока Формулируют сами учащиеся (учительподводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и
задач Формулируют сами учащиеся,
определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся косознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов
достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует) Регулятивные
планирования
Практическая
деятельность
учащихся Учащиеся осуществляют учебные
действия по намеченному плану
(применяется групповой, индивидуальный методы)(учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль
(применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление
коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует,помогает) Коммуникативные, регулятивные
коррекции
Оценивание
учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия
  Регулятивные
саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
При проектировании и проведении урока направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
Требования
к уроку комбинированноготипа Формируемые
универсальные
учебные действия Методы, приёмы, средства
обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
Объявление темы урока Познавательные
общеучебные,
коммуникативные Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л. Мельникова)
Сообщение целей и
задач Регулятивные
целеполагания,
коммуникативные Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л. Мельникова)
Планирование Регулятивные планирования Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint)
Практическая деятельность
учащихся Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные Групповая, парная, индивидуальная формы
организации деятельности учащихся.
Работа по решению проектных задач.
Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).
Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.
Осуществление
контроля Регулятивные контроля (самоконтроля),
коммуникативные Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А. Цукерман)
Работа по само- и взаимоконтролю устных и
письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).
Осуществление коррекции Коммуникативные,
регулятивные коррекции Использование памяток.
Организация взаимопомощи.
Оценивание учащихся Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А. Цукерман)
Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).
Итог урока Регулятивные
саморегуляции,
коммуникативные Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах
обратной связи, смайликов,
приёма «ладошка»
Домашнее задание Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные Дифференциация заданий.
Применение творческих заданий,
практико-значимых заданий.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в т.ч. личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. развитие УУД возможно на каждом этапе урока вне зависимости от выбранного учителем предмета при условии применения проблемного метода в обучении
Рекомендации по организации усвоения системы универсальных учебных действий
Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности включают:
использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»;
доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученикам;
поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный;
использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то при думать, предложить самим;
адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
Усвоение универсальных учебных действий предполагает процесс интериоризации как последовательного преобразования действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь. По функциональному критерию различают коммуникативную, констатирующую, регулирующую, обобщающую речь. Регулирующая речь включает такие виды как планирующая, стимулирующая, контролирующая, оценивающая и корректирующая речь.
Для развития регулирующей речи на начальной ступени школьного обучения необходимо обеспечить следующие условия:
- должны быть организованы формы совместной учебной деятельности для того, чтобы обеспечить осмысленность регулирующей речи на начальном этапе ее становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую (Л.С.Выготский);
- в речи ученика должна быть адекватно отражена цель усвоения (учебная задача), исходные данные и вопрос задания, учебные действия (например, «чтобы вставить пропущенные безударные гласные необходимо подобрать такое однокоренное слово, где бы эта гласная была под ударением»), полученный результат;
- речь ученика должна выполнять все частные функции регуляции деятельности партнера по совместной деятельности – внешне речевое планирование действия партнера по решению учебной задачи, стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнером действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных партнером в процессе деятельности ошибок;
- регулирующие высказывания должны быть ориентированы на партнера (учитывать его особенности) и представлены в форме контекстной речи;
- речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.
Рекомендации по формированию коммуникативных УУД
На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Но в ситуации стихийного, не управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у разных учеников очень по-разному, но в большинстве случае неудовлетворительно. Необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучение.
Между тем на уроках в современной школе безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе.
Важен личностный эффект совместной деятельности. Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения.
В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Выше речь шла об использовании времени на уроках. Однако школа располагает и иными возможностями. Например, это проектные задания, а также специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога. Возрастными и социальными психологами разработано немало программ, направленных на развитие общения у младших школьников и подростков Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время Другие – могут входить как часть в курс русского языка в младших классах или «Ознакомление с окружающим миром» Можно проводить их и как самостоятельные занятия.
Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.
Другими важными формами организации совместной учебной деятельности, общения и взаимодействия детей могут выступать совместная продуктивная деятельность и межвозрастное взаимодействие.
Организация совместной продуктивной деятельности (СПД)
Ситуация совместной продуктивной деятельности (СПД) может рассматриваться как модель управления учебной деятельностью учеников. Важнейшими условиями организации СПД являются:
- последовательная смена совместных форм работы учащихся с учителем и одноклассниками в учебном процессе по мере усвоения учениками новых задач и способов действия;
- ориентация каждого ученика на творческую деятельность с самого начала усвоения учебной дисциплины;
- ориентация с самого начала обучения на получение нового социально значимого продукта деятельности. Например, не просто совместное сочинение и написание сценария для проведения утренника, сказки для школьного представления, очерка для стенгазеты, стихотворения для поздравления мам с праздником и пр.
- максимальная актуализация и привлечение личного опыта учеников как в сфере знаний, представлений, умений и навыков в учебном предмете, так и в сфере межличностного общения и отношений.
- многообразие форм совместной деятельности, планируемых в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими, личностными особенностями учащихся и спецификой изучаемого предмета при сохранении общего принципа утверждения норм взаимного уважения, равенства и сотрудничества всех участников СПД.
Перечисленные условия обеспечивают формирование личностного смысла как учения в целом, так и конкретного учебного занятия за счет создания «общего смыслового поля»
Можно выделить три основных этапа становления СПД:
1 этап. Введение творческой задачи, сложной для индивидуального выполнения. Максимальный вклад учителя в конечный продукт совместной деятельности. Организация учителем совместных форм учебного сотрудничества учащихся.
2 этап. Введение новых более сложных задач. Освоение учащимися групповых форм работы и переход к самостоятельному выполнению, контролю, коррекции, оценке при минимальном участии учителя. Введение специальных заданий, направленных на анализ и рефлексию собственной деятельности.
3 этап. Дальнейшее усложнение задач. Рост самостоятельности учащихся в учебном сотрудничестве при реализации всех функциональных звеньев учебной деятельности.
Межвозрастное взаимодействие (МВВ) учащихся
МВВ является значимым фактором, обеспечивающим преемственность поколений, формирование гармонической личности и детского коллектива, умственное развитие учащихся Адекватно организованное МВВ обладает значительным воспитательным потенциалом, создает зону ближайшего развития для всех участников такого взаимодействия в направлении развития самосознания, морально-нравственного развития, способности саморегуляции, самостоятельности и автономии старших участников взаимодействия, чувства ответственности за другого человека. МВВ будет эффективно, если поведение старшего по возрасту партнера будет определяться гуманистической системой мотивов, где центральное место занимает смыслообразующий мотив «быть старшим».
В противном случае, когда старший ребенок пытается утвердить свое лидерство и превосходство за счет младшего, или младший занимает позицию потребительства и иждивенчества, безыинициативности и покорности, пытаясь заставить старшего «работать за него», либо подчиняясь ему, воспитательный эффект МВВ может оказаться отрицательным.
Рекомендации по развитию творческого потенциала младших школьников.
Развитие творческого потенциала в младшем школьном возраста приводит к формированию системы познавательных мотивов и интересов, свободы общения и повышению ответственности за свое поведение на основе развития способности к саморегуляции; развитию творческого мышления, повышению самооценки и самоуважения.
Важнейшими психолого-педагогическими условиями развития творческого потенциала учащихся являются
- в общении и учебном сотрудничестве - создание атмосферы психологической безопасности на основе безоценочного принятия личности учащегося во всей ее индивидуальности;
- организация учебной деятельности и усвоения учебного содержания на основе реализации принципов проблемности, диалогичности, индивидуализации.
Механизм развития творческого потенциала учащихся заключается в трансформации когнитивного содержания в эмоциональное содержание
Я хотела бы предложить небольшую часть упражнений и игр, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования УУД
Личностные УУД
Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.Виды заданий и игр для формирования УУД Пример игры
Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания,  зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла»   и многие другие. Игра «Какой я буду кошкой»
Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности.  Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?
Регулятивные УУД
Виды заданий и игр для формирования УУД Пример игры
«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.
Игры:  «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.   Упражнение «Поймай мышку»
Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка.  Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски.  
Игра «Фото на память»
Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято».
Упражнение «Звуковая гимнастика»
 Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.
Познавательные УУД
Виды заданий и игр для формирования УУД Пример игры
«Найди отличия», «на что похоже?»,  «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание,  «цепочки»,  хитроумные решения,  составление схем-опор,  работа с разного вида таблицами,  составление и распознавание диаграмм,  работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.
Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.Игра «Отгадай задуманное».
Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет».  Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям . 
 
 Коммуникативные УУД
Виды заданий и игр для формирования УУД Пример игры
Составь задание партнеру, отзыв на работу товарища,  групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.    Игра «Клубок»
Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка.  А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент.   Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.  
Теперь предлагаю вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД
Прием 1. «Зеркало».
На видном месте вывешивается лист ватмана, на котором обозначены темы; рядом крепится маркер (карандаш). Каждый ученик может в течение дня написать то, что он думает по предложенным темам:
одобряю, критикую, предлагаю, сделал;
понял про себя, понял про других, не понял про себя, не понял про других;
В ходе рефлексий можно использовать записи для обсуждения. Необходимо сразу наладить серьезное отношение к «Зеркалу» и не превращать его в юмористический листок. Во время парной работы или работы в группах могут возникнуть конфликтные ситуации. Так они могут заметить, что соседняя пара громко ведет диалог, кому-то может не понравиться тон напарника и т.д. В учебных ситуациях могут возникать и положительные эмоции, но они бывают настолько сильны, что нарушают учебный процесс. Методика «Зеркало» становится в таких случаях помощником: учащийся самостоятельно делает запись, переводя свое эмоциональное состояние в когнитивное.
Прием 2. «Нормы социальной жизни».
Нормы создаются всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они оформляются для всеобщего обозрения в учебной комнате, для того, чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться. Приведу примеры таких правил:
- говори, не мешая другим (в паре - шепотом, в группе – в полголоса);
- не отвлекай другого (других) лишними вопросами; задавай вопросы по существу дела;
- слушай, не перебивая другого человека;
- принимай мнение других членов;
- уважай других;
- корректно исправляй ошибки других людей;
- согласовывай свои дела и действия с другими;
Наличие принятых социальных норм позволяет педагогу не выступать на учебных занятиях в роли «держателя границ и порицателя поведения», а в нужный момент обратить внимание ученика на общепринятые правила, хотя чаще всего это делают другие учащиеся.
Участие учеников в рефлексии требует от учителя серьезной подготовки, владения рефлексивным мышлением и умениями организации рефлексивного пространства. На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащимся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, проанализировать пословицы, афоризмы и т.д. Например:
- Восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие;
- Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше;
- Определи свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.
Шкала успеха:
∆ - я мог (- ла) работать и лучше;
 - Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;
≈ - Я сегодня плохо работал (- а);
○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;
- Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.
Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.
Можно предложить ученикам проанализировать пословицы:
- Под лежачий камень вода не течет;
- Чем больше науки, тем умнее руки;
- Какие труды, такие и плоды;
- Что одному не под силу, то легко коллективу;
Учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д. Если ученик затрудняется начать высказывание, то учитель может предложить ему закончить предложения, например: «Думаю, что…», «Мое отношение…», «Я чувствую…». С их помощью учитель задает нужный ему как руководителю процесса предмет рефлексии. Можно использовать и другие вопросы, неоконченные предложения или выбор фраз и т.д.:
Вопросы для учащегося:
- Какова цель выполнения задания?
- Какими имеющимися умениями сегодня воспользовался?
- Какие задания показались трудными? Чем вызваны эти затруднения?
- Что ты делал, чтобы преодолеть затруднения?
- Какие новые умения появились?
Выбери утверждение:
- Все понял, могу помочь другим.
- Все понял.
- Могу, но нужна помощь.
- Ничего не понял.
Метод пяти пальцев:
- М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?
- Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
- С(средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
- У(указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
- Б(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Неоконченные предложения для самоанализа учащегося:
- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось)
потому, что________________________________________________________
- наиболее трудным мне показалось___________________________________
- Я думаю, это потому, что___________________________________________
- Самым интересным было ___________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал
следующее: ________________________________________________________
- Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: ________________________________________________________
- Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________
Такие задания позволяют ученику фиксировать границы своего знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути получения результата. Для их выполнения необходимо много времени, чтобы процесс мышления по поводу самого себя развернулся полноценно. Если такие рефлексивные задания выполнять за несколько минут до окончания задания, то процесс рефлексии обрывается и становится формальным. Рефлексия, по сути, индивидуальна, и затруднения в учебной деятельности у каждого ученика возникают в определенный для него момент деятельности, поэтому ему необходимо иметь возможность (независимо от других) самому понимать свои действия, делать выводы и на их основании изменять деятельность. Фиксировать такие моменты можно в таблице учета, которую заполняет учитель.
Педагогические приёмы для формирования УУД
Универсальные учебные действия Педагогические приёмы Результаты развития УУД
Личностные Задание массивом.
Дай себе помочь.
Выход за пределы.  Отсроченная реакция.
Лови ошибку.
 Театрализация. Идеальное задание. Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразованиеРегулятивные «Лист защиты».
Обсуждаем домашнее задание.
Резюме.
Вход в урок.
Идеальный опрос.
Вопрос к тексту.
Отсроченная реакция. Лови ошибку.
Повторяем с контролем. Знакомьте с критериями. Организация работы в группах.
Вход в урок.
Показательный ответ. Светофор Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона
Познавательные Свои примеры.
Удивляй.
Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь.
Повторяем с контролем. «Да» и «Нет» говорите. Опрос «по цепочке». Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блиц-контрольная Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
Коммуникативные Взаимоопрос. Организация работы в группах. «Да» и «Нет» говорите. Советуйтесь Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Описание педагогических приёмов
Задание массивом Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Отсроченная реакция Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
Лови ошибку!
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Светофор Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»  «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.  Зеленый сигнал — «Знаю!»
Выход за пределы В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма «Смешарики») или детских сериалов.
Идеальное задание Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся
Театрализация Разыгрывание сценок на учебную тему.
«Лист защиты»  Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.
Резюме Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю
Вход в урок учитель начинает урок с «настройки». Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как «Танец с саблями» Хачатуряна или «Болеро» Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова… С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса — ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой… Могут быть и другие варианты «входа» в урок.
Идеальный опрос ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. 
Вопрос к тексту при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке; —вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.
Дай себе помочь учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
«Да» и «Нет» Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра «учит»: · связывать разрозненные факты в единую картину;· систематизировать уже имеющуюся информацию;· слушать и слышать учеников.Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого онизадают вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да», «и нет».
Советуйтесь учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
Мордашки Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
Блиц -контрольная учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).
Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии универсальных учебных действий учащихся