Педагогические приемы для формирования универсальных учебных действий Тема доклада: УУД как важнейшее условие реализации ГОС

Педагогические приемы для формирования универсальных учебных действий
Тема доклада:
УУД как важнейшее условие реализации ГОС

 «чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения»  Академик РАО В.С. Лазарев
Актуальность выбора темы определена новыми социальными запросами к общему образованию, которые:
- отражают трансформацию ДНР из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
- исходят из быстрого обновления знаний в условиях развернувшихся процессов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], информатизации, ускорения внедрения научных открытий;
- выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования;
- определяют новые цели общего образования и стратегию его развития.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)(ГОС(ГОС – государственный образовательный стандарт). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”:
Требования к условиям;
Требования к структуре образовательных программ;
Требования к результатам.
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
Целями современного образования являются:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности участников образовательного процесса, обеспечение их эмоционального благополучия;
Обеспечение освоения школьниками основ предметной грамотности в виде уровня освоения средств и способов действий, позволяющих выпускнику школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях образования;
Формирование ключевых компетентностей учащихся в решении учебных и практических задач;
Развитие ребёнка как субъекта отношений с миром, людьми и самим собой, успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности и изменить сам образовательный процесс:
Освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Основным результатом деятельности учителя не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;
реализуют целостность общекультурного,личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Сегодня нам с вами предстоит разобраться, что понимается под каждым видом универсальных учебных действий (УДД), что входит в состав и что владение ими дает школьнику. Для этого мы разделимся на 4 команды:
Команда – личностные универсальные учебные действия;
Команда – регулятивные универсальные учебные действия;
Команда – познавательные универсальные учебные действия;
Команда – коммуникативные универсальные учебные действия;
Задание 1.Ознакомьтесь с предложенными материалами по универсальным учебным действиям.
Выберете те универсальные учебные действии, которые вы рассматриваете и дайте их краткую характеристику.

Выводы групп:
(раздаточный материал)
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования ;
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
-действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
-общеучебные,
Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимания развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизир
·овать информацию – необходимо осваивать формы в которых требуется анализировать и перерабатывать информцию.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса.
Рассмотрим название некоторых технологий, методов и форм, которые могут использоваться: (можно в форме беседы с педагогами)
-проблемно-диалогическое обучение –деятельностный подход в обучении;
-организация учебного сотрудничества;
-работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
-проектно-исследовательская деятельность;
-учебные станции;
-использование интерактивных возможностей ИКТ;
-практикоориентированые задания из реальной жизни;
-разновозрастное сотрудничество;
-предоставление разнообразных возможностей для ребенка по освоению среды и пр.
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду школы позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.
Всем нам следует перейти « от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий».
Основной педагогической задачей становиться организацией условий, инициирующих детское действие, в связи с этим встают вопросы:
- Чему учить (обновление содержания)?
- Ради чего учить (ценности образования)?
- Как учить (обновление средств обучения)?
логические,
действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
-знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия включают в себя:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задание 2: Выберете примеры из списка универсальных учебных действий те, которые относятся к действиям того вида, который вы рассматриваете.

Приложения
Перечень:
Осмысление (Смыслообразование)
Прогнозирование
Осознание (Самоопределение)
Контроль
Целеполагание
постановка вопросов
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Принятие жизненных ценностей
Планирование
Оценка
Саморегуляция
планирование учебного сотрудничества;
Общеучебные
Коррекция
контроль, коррекция, оценка действий партнера
разрешение конфликтов
Логические
Постановка и решение проблем
владение монологической и диалогической формами речи

Правильное решение:
Организационно-личностные
Регулятивные действия
Познавательные
Коммуникативные






Давайте проверим себя!
Ответы:
Личностные:
Осмысление (Смыслообразование)
Осознание (Самоопределение)
Принятие жизненных ценностей
(Нравственно- этическое оценивание)
Регулятивные:
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества;
постановка вопросов
разрешение конфликтов
контроль, коррекция, оценка действий партнера
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
владение монологической и диалогической формами речи

Подводя итог моего выступления, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное - заложенные в Государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.