Мастер-класс по теме «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»


Мастер-класс по теме
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
(автор – Шмыкова Ирина Апполинарьевна, учитель химии и биологии МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №29 города Георгиевска, Ставропольского края)
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Ключевая компетенция образования - «научить учиться», в связи с этим важной задачей является формирование универсальных учебных действий, которое осуществляется через системно-деятельностный подход.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении действий, возрастает уровень их сложности, но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в их освоении.
Виды УУД:
- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;
- регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;- личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
- коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность.
Приемы формирования познавательных общеучебных УУД
В предметах естественного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность, поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего, направлена на развитие познавательных учебных действий, первое из которых – формулирование цели.
Задание 1
Мне в детстве говорила мама:Нельзя пить воду из-под крана,Согласно множеству поверий,В ней масса водится бактерий,Они – тебе это не шутки – В твоем поселятся желудкеИ не заметишь ты ни разуИх невооруженным глазом.
-Как вы думаете, кого сегодня на уроке мы будем изучать?
-Какую цель мы с вами поставим?
-Какие задачи мы с вами наметим?
Не менее важным учебным действием является поиск информации, а надежным источником информации служит учебник, поэтому в ходе обучения биологии используются разные приемы работы с учебником.
1. Работа с текстом – постановка вопросов:
Одним из способов работы с текстом является умение составлять вопросы. Как научить задавать вопросы?
Ученики должны знать, что вопросы могут быть:
а) повторяющими — ответ на них — это повторение уже известного; б) уточняющими знание — такие вопросы позволяют узнать новое об изучаемом материале; в) развивающими знание — эти вопросы позволяют вскрыть суть изучаемого объекта, помогают делать обобщения, несут в себе исследовательское начало. Задание 2
Абзац учебника о наземно-воздушной среде:
«Наземно-воздушная среда сложна и многообразна. Плотность воздуха низкая, поэтому у наземных организмов развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет. Температура может часто меняться, поэтому у организмов выработаны приспособления для перенесения резких колебаний температур. Важное значение имеет химический состав воздуха, поэтому загрязнения оказывают негативное действие на организмы. У организмов, живущих в разных условиях влажности, также выработались специальные приспособления».
- Составьте вопросы к данному абзацу текста.
Повторяющие вопросы:
- какими свойствами характеризуется наземно-воздушная среда?
- как влияет на организмы низкая плотность воздуха?
- как ведут себя организмы при резких колебаниях температур?
- что оказывает негативное действие на организмы?
- какой состав имеет воздух? (окружающий мир)
Уточняющие вопросы:
- какова плотность воздуха?
- в каких пределах изменяется температура воздуха?
- что вызывает загрязнение воздуха?
- что такое опорные ткани?
- какие животные имеют наружный, а какие внутренний скелет?
Развивающие вопросы:
- какие приспособления вырабатываются у организмов для перенесения низких или высоких температур?
- какие приспособления имеют организмы, живущие в условиях повышенной или недостаточной влажности?
-каковы последствия загрязнения воздуха на жизнедеятельность организмов?
Можно предложить учащимся перед изучением учебного текста составить определённое количество вопросов к нему (повторяющих, уточняющих, развивающих) или предложить в качестве домашнего задания составить к заданному материалу: 5 — 7 повторяющих вопроса, 3 — 5 уточняющих вопроса, 2 — 3 развивающих вопроса.
2. Работа с таблицами, графиками

Задание 3
Используя таблицу «Клеточное строение листа» выберите три признака из шести предложенных при ответе на вопрос – Какие из предложенных признаков характерны для листьев растений?
Признаки:
1) охлаждают растение
2) имеют устьичные клетки
3) выполняют якорную функцию
4) содержат зону проведения
5) всасывают воду и минеральные вещества
6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических.
3. Работа с понятийным аппаратом
Понятие – это итог познания процессов или явлений, логически оформленная мысль.
Задание 4



- Что изображено на картинках? (органы растения)
- Что их объединяет? (части одного растения)
- Чем они отличаются? (формой, окраской, размером…- строением)
- Одинаковую работу они выполняют? (разную)
- Какой мы можем сделать вывод: Что же такое орган?
Орган – это часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая ряд функций.
Приемы формирования познавательных логических УУД
Логические УУД:
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Классификация
- Обобщение
- Проведение аналогий
- Установление причинно-следственных связей
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Задание 5
У меня на столе лежат карточки с изображением разных организмов. Выберите себе по одной карточке и распределитесь по группам в соответствии с характерной для вашего организма средой обитания.




Какую среду обитания вы представляете? По каким признакам вы объединились в данную группу?
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Задание 6

- Что является лишним среди изображенных организмов? Дайте обоснованный ответ.
Задание 7
Выстроите логическую цепочку и обоснуйте свой ответ:

Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Задание 8
Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
1) Растение – лист = клетка - ? А – корень Б – стебель В – пестик Г – ядро
2) Сосуды – проводящая ткань = пробка - ?А – основная Б – покровная ткань В – механическая ткань Г – образовательная ткань
Умение синтезировать – это умение применять метод научного исследования какого-нибудь предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого в единстве и взаимосвязи его частей. Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Задание 9
Посмотрите внимательно на картинки, что их объединяет? О каком явлении идет речь?

Речь идет о микоризе (грибокорень) – симбиозе грибов с корнями высших растений:

Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).
В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции, выполняя лабораторные работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
Задание 10
Рассмотрите строение растительной и бактериальной клетки. В чем их сходство и в чем различие?


Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.
Задание 11
(отражение последовательности событий)
Используя цифровые обозначения, постройте правильную последовательность деления клетки.

1 2 3 4 5 6
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Рефлексия:
Я благодарю всех за работу. Мне бы хотелось, чтобы вы выбрали смайлик, который соответствует вашему настроению в конце занятия.

«Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю, удачи каждому, кто отдается ему…» (И.В. Гёте)
Спасибо за внимание! Удачи!