Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
В связи с этим приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) - способности человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем другие предметы. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий.
В своей урочной и внеурочной деятельности для формирования УУД я использую такую технику как инкрустация проволокой. Инкрустация - украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные камни. В данной технике кусочки, составляющие узор, врезаются в основу. Интересно, что в английском языке существует два слова для обозначения инкрустации. Первое – “inlay” (|
·
·n
·le
·| ). Технически это означает, что элементы орнамента - проволока, перламутр и прочее - помещены в дерево вровень с его поверхностью и неразличимы на ощупь. Второе – “encrust” (|
·n
·kr
·st|), что означает, располагать орнамент на поверхности какого-либо изделия.
Инкрустация появилась на Древнем Востоке. Первоначально ею выделялись важнейшие детали украшаемых объектов: глаза статуй и бюстов, различные архитектурные детали. Позднее, уже в Древней Греции и в Риме, инкрустация становится одним из способов отделки изделий, выполненных из однотонного материала, например, белого мрамора. В настоящее время инкрустация используется для оформления прикладных предметов, окружающих человека в повседневной жизни. Данная техника очень трудоемка, поэтому ценность инкрустированного предмета определяется не столько стоимостью материала, из которого он сделан, сколько количеством и качеством вложенного в него труда.
На уроках технологии в этой технике ребята пятого класса выполняют панно. В качестве основы мы используем картон. Украшающим материалом, отличным от основы, нам служит медная или алюминиевая проволока. Для выполнения работы необходимы следующие инструменты: круглогубцы, плоскогубцы, кусачки, шило.
Выполнение работы начинают с выбора рисунка. Картинка должна быть крупной, без мелких деталей. Удобнее выполнять рисунок, у которого нет замкнутых контуров. Выбранное изображение переносят на картон. Следующим этапом в работе является подготовка проволоки. Её необходимо выпрямить, если это необходимо, затем скрутить в жгут. Что бы скрутить проволочку в жгут можно воспользоваться ручной дрелью. Для этого необходимо кусок проволоки сложить пополам и оба кончика проволоки закрепить неподвижно, например, в тисках или один из учащихся может держать их с помощью плоскогубцев. Образовавшуюся петельку, на другом конце проволоки, надевают на крючок, закреплённый в дрели. Проволоку натягивают и при вращении ручки дрели, проволочка скручивается.
Готовый жгут выкладывают по контуру рисунка. Удобнее начинать с верхней части рисунка. Скрученную проволочку необходимо закрепить. Для этого картон протыкают насквозь. Через полученное отверстие кончик проволочки выводиться на изнаночную сторону картона и навивается, чтобы получилось утолщение, которое не позволит проволочке выскользнуть из отверстия. После того как жгут закреплён начинают выкладывать его по контуру рисунка. В тех местах, где скрученная проволочка отходит от картона и не закрывает линию контура, необходимо жгут прихватить, для чего используется небольшой кусочек проволочки. Его необходимо согнуть пополам. Затем в картоне делают одно отверстие на линии контура рисунка. Короткой проволочкой, согнутой пополам захватывают жгут. Выводят оба кончика этой проволочки через сделанное в картоне отверстие на обратную сторону и там закрепляют, разведя эти кончики в разные стороны, чтобы плотно прижать жгут из скрученной проволочки к картону. Когда линия контура закончится, жгут выводиться на обратную сторону картона, лишнюю часть жгута откусывают кусачками, а кончик жгута навивают, чтобы он не выпал наружу. Таким образом выкладывают весь контур рисунка.
Данная работа позволяет формировать у учащихся предметные УУД на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности. В результате чего, обучающиеся более сознательно усваивать информацию и затем использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Познакомившись в ходе данной работы со свойствами той или иной проволоки, ребята уже смогут оценить возможность её использования в собственной деятельности: определить материалы и инструменты для выполнения подобной работы, спланировать свою деятельность, произвести экономический расчёт затраченных материалов. Т. е. кроме формирования предметных УУД выполнение панно в технике инкрустация проволокой подводит детей к выполнению проектной деятельности. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя, руководствоваться правилами безопасной работы, соблюдать технологию, позволяют формировать у ребят регулятивные действия. Благодаря материализации результатов деятельности учащиеся могут более продуктивно осуществлять корректировку хода практической работы и самоконтроль выполняемых практических действий. Кроме того, как и любой другой вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация развивает эстетические представления детей, приобщает их к созидательной творческой деятельности.









Наши работы


















Цуканов Андрей




















Лангурт Александр Вахула Данил










15