Литературно-музыкальная композиция: Как память, как набат пусть песни о войне звучат


Сценарий внеклассного мероприятия.
Литературно-музыкальная композиция « Как память, как набат, пусть песни о войне звучат».
Цели и задачи: воспитание патриотизма и формирование гражданских качеств личности школьников; введение учащихся в ситуацию исторического действия посредством воспроизведения стихотворений, а также подобранных музыкальных фрагментов и фотоматериалов по истории Великой Отечественной войны; формирование уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне; развитие творческих способностей детей; воспитание любви к своим семьям, посредством общего дела.Оборудование: слайдовая презентация, сопровождающая повествование; музыкальный фон; портреты героев Великой Отечественной войны; военная форма современная и тех лет; военные головные уборы; воздушные шары с привязанными к ним картинками голубей; необходимые музыкальные инструменты для выступлений родителей с детьми; свечи в подставках.
На сцене группа детей, одетых в белые балахоны, под которыми военные камуфляжи, с игрушками в руках застыла, изображая памятники. Начинает звучать мелодия песни « Я сегодня на заре встану…». Дети «оживают», начинают играть, весело смеясь. Мелодия сменяется тревожной песней «Вставай, страна огромная». В зале гаснет свет, включается подсветка сцены. Дети оставляют игрушки, надевают военные головные уборы, маршируя, подходят к краю сцены и читают стихи.
1 ученик:
- Я в дом вошёл, темнело за окном, Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло, Дом был оставлен, пусто было в нём, Но всё о тех, кто жил здесь говорило. Валялся разный мусор на полу, Мурлыкал кот на вспоротой подушке, И разноцветной грудою в углу Лежали мирно детские игрушки.
2 ученик:
- Там был верблюд, и выкрашенный слон, И два утёнка с длинными носами. И Дед Мороз – весь запылился он, И кукла с чуть раскрытыми глазами.
3 ученик:
- И даже пушка с пробкою в стволе, Свисток, что воздух оглашает звонко, А рядом, в белой рамке, на столе, Стояла фотография ребёнка.
4 ученик:
- Ребёнок был с кудряшками как лён, Из белой рамки здесь, со мною рядом, В моё лицо смотрел пытливо он Своим спокойным, ясным синим взглядом. Стоял я долго, каску наклоня, А за окном скрипели ставни тонко. И родина смотрела на меня Глазами белокурого ребёнка.
5 ученик:
- Зажав сурово автомат в руке, Упрямым шагом вышел я из дома Туда, где мост взорвали на реке И где снаряды ухали знакомо.
6 ученик:
- Я шёл в атаку, твёрдо шёл туда, Где непрерывно выстрелы звучали, Чтоб на земле фашисты никогда С игрушками детей не разлучали.
Дети опускаются на колени, наклонив головы вниз. Из-за кулис звучит голос ведущего учителя.
Учитель:
- Война! Она страшна и жестока. Когда война начинается, взрослые, прежде всего, стремятся оградить от неё детей. Страшно, когда дети идут на смерть. Они ещё не жили. И для этого взрослые готовы на всё. Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой… Сегодня вместе с нами те, что ходили в атаку, закрывали собой амбразуры пулемётов, бросались с гранатой под вражеские танки. Прошу в знак уважения, стоя, встретить Парад Победителей.
Все в зале встают, дети на сцене тоже поднимаются с колен. Звучит мелодия песни «Журавли». От входа в зал строем выходят оставшиеся дети, в руках держа портреты участников войны. Выстраивают их на столы возле стен и садятся на места.
Из-за кулис на сцену выходят учитель с ведущей ученицей. На них военная форма тех лет. На экране идёт показ видеороликов эпизодов войны. Учитель с ученицей исполняют песню « А закаты алые».
Ведущая ученица:
- Спасибо, милые, родные, Нас защищавшие тогда И отстоявшие Россию Ценою ратного труда.
Все дети и родители из зала подходят к столам с портретами героев и кладут к ним гвоздики.
Учитель:
- И пусть сегодня в этом зале « Как память, как набат вновь песни о войне звучат».
На сцену поднимается первая семья и исполняют песню « На позицию девушка провожала бойца...».
Ведущая ученица:
- Когда на смерть идут – поют, А перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою – Час ожидания атаки.
Учитель:
- Снег минами изрыт вокруг И почернел от пыли минной. Разрыв – и умирает друг. И значит – смерть проходит мимо.
На сцену поднимается вторая семья и исполняет песню « Твой дружок неживой лежит…».
Ведущая ученица:
- Если хочешь узнать о войне И о майской победной весне, Попроси солдатскую мать Письма сына её прочитать.
Учитель:
- На страницах застыли года 22 ему будет всегда: «Мама! Я здоров и живой!» А на утро последний бой.
На сцене третья семья исполняет песню « На безымянной высоте».
На экране памятник советскому солдату с ребёнком на руках. Выходят 5 детей и читают стихи.
1.
- Да, это было всё со мной, я помню – было: Тяжёлой пулей разрывной меня накрыло, Но на поверхности земной я здесь упрямо И только не иду домой – прости мне, мама!
2.
- Взревут моторы в тишине, надсадно воя, Рванутся полчища вперёд в смертельном строе, Пройдут вот здесь, мимо меня, топча живое, Поля засеют не пшеницей, а бедою!
3.
-Нет, мама, не могу я этот пост оставить: Где есть солдат из камня – есть и память. О том, что мы погибли не напрасно, Что жизнь без войн – привольна и прекрасна.
4.
- Не плачь и не скорби! – Ведь я с тобою: В ночи горю немеркнущей звездою. И с шаловливым солнечным лучом Хоть на мгновенье проскользну в наш дом.
На сцене следующая семья с песней « Полем, вдоль берега крутого, мимо хат…».
Учитель:
- Мы помним, помним и не забываем О подвиге: ни я , ни ты. И в благодарность возлагаем К подножию всегда цветы.
На экране под песню « Ты же выжил солдат…» идёт показ слайдов возложения цветов каждым ребёнком к военным памятникам.
Ведущая ученица:
- Сон короткий после боя В переполненной избе Я укрылся с головою Нежной мыслью о тебе. Положил я в изголовье Сумку верную свою, Оборвав на полуслове Пережитое в бою.
Учитель:
- И уже через мгновенье – Ни войны, ни маеты: В лёгких тканях сновиденья Надо мною только ты. Отступает всё куда-то Только ты и никого! Перед крепким сном солдата, Крепким, как любовь его!
На сцену поднимается из зала родитель, переодетый в военную форму и вместе с учителем исполняет романтический танец.
Ведущая ученица:
- Мы здесь не потому, что дата, Как злой осколок память жжёт в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и в будни приходи.
Учитель:
- Он защитил тебя на поле боя. Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя – Великой Армии простой солдат.
Двое детей на сцене натягивают верёвку с прикреплёнными к ней письмами-треугольниками.
Учитель:
- Посмотрите на эти письма. Это ваши обращения со словами скорби, благодарности неизвестному солдату. Несколько строчек из каждого вашего письма превратились в одно « живое» послание.
Учитель зачитывает текст.
Письмо Неизвестному солдату.
Здравствуй, Неизвестный мне солдат! Здравствуй, герой, чью юность опалила война, и на чью долю выпало нелёгкое военное время. Обращаюсь к тебе, как к живому, потому что верю в бессмертие души, а ещё больше – в человеческую память. Пока мы помним – ты жив! Вот почему я чувствую твоё незримое присутствие рядом, а ещё чувствую, что между нами существует связь – тоненькая ниточка, которая переплетает наши судьбы, заставляя по-новому посмотреть на действительность, дать оценку многим поступкам, совершённым мною.
Мне бы очень хотелось хоть на мгновение побывать с тобой там, на передовой в 41 или в 43. Встретиться с тобой, поближе узнать и понять тебя, попробовать проявить себя. Ведь когда-то и ты, как и я, сидел за школьной партой, мечтая о будущей жизненной дороге, о большой светлой любви. Наверное, жизнь твоя должна была быть тихой, размеренной, как мечталось. Но вмешалась война и укоротила твой жизненный путь – путь от жизни к смерти, от смерти к бессмертию. Ты выполнил свой долг перед Родиной, не задумываясь. Отдал самое дорогое, что есть у человека – свою жизнь. Потому что безгранично верил в победу. Как бы я повела себя на твоём месте? Всё время спрашиваю себя об этом. Не знаю. Но ещё не раз мысленно буду возвращаться к тебе, чтобы сверять свои дела, мысли, поступки.
Ты ушёл в бессмертие, чтобы мы – будущие поколения могли жить и творить. Низкий поклон тебе до земли, Неизвестный солдат!
На сцене ещё одна семья с песней.
Выходит ведущая ученица с зажжённой свечой.
Ведущая ученица:
- Горит дрожащая свеча. Не дунь на пламя сгоряча. А ты, волшебный огонёк, О чём бы нам поведать мог?
Учитель:
- Посмотрите на горящую свечу. На что похож огонёк пламени?
Ответы детей.
- Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это – Вечный огонь. Он никогда не гаснет в знак того, что люди всегда должны помнить о погибших солдатах, защищавших Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков. Пожалуйста, зажгите свои огоньки и минутой молчания почтите память всех, кто отдал в борьбе с врагом самое дорогое – свои жизни.
Под звуки метронома дети и родители зажигают свечи, свет в зале гаснет. Минута молчания.
Ведущая ученица:
- Война закончилась, Но песней опалённой Над каждым домом до сих пор кружит. И не забудем мы, что 20 миллионов Ушли в бессмертие, чтоб вечно жить.
На сцене следующая семья выступает с песней.
Ведущая ученица:
- Над головою пуля просвистела; Шальная иль прицельная она? Но, как струна натянутая, пела Пронизанная ею тишина.
Учитель:
- Меня сегодня пуля миновала, Сердцебиенье успокоив мне, И в тот же час в лесу закуковала Весёлая кукушка на сосне. Хорошая, народная примета: Нам жить столетья, пополам деля Всю ярость бурь и солнечного света. Всё, чем богата русская земля.
- Вы видите, что над каждым из вас на шарике привязан белый голубь. Он – символ мира во всём мире. И сейчас я хочу, чтобы каждый из вас напечатал на обратной стороне своего голубка одну из фраз: « Нет войне!», « Мы за мир!» И мы все вместе отпустим наших голубей в небо.
Дети пишут на голубках фразы, затем все вместе выходят из зала на улицу и со словами: «Пусть всегда будет мир» отпускают воздушные шары с привязанными к ним голубками.
На этом мероприятие заканчивается.