Статья ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Урукова Ирина Геннадьевна
ПДО высшей квалификационной категории
МАУДО «ГДТДиМ № 1»
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ - ЗАЛОГ УСПЕХА
Тема «Положительная мотивация-залог успеха» выбрана мной не случайно. Родители приводят детей на занятия изобразительной деятельностью чаще всего в 7-8 лет. Прежде всего - это желание родителей, чтобы их ребёнок умел видеть красоту окружающего мира, умел рисовать, фантазировать, воображать, создавать творческие неповторимые работы. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия изобразительной деятельностью обогатили ребенка духовно, стали важной частью его жизни.
Заинтересованность играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности. Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Правильная мотивация является самым верным ключом к успеху. Тот, кто умеет мотивировать себя, всегда достигает лучшего результата во всем, что бы он ни делал. Задача компетентного педагога - способствовать формированию и развитию интереса к познавательной и творческой деятельности ребенка.
Но для того, чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагоги сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам детей. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха.
МОТИВ – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (словарь под ред. Ожегова С.И.). Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Моя задача, как педагога, наставника - сформировать у детей, занимающихся в моем объединении по основам изо и дизайна «Кладезь идей» стабильную мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью. Я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам учеников, что помогает мне воспитать у них здоровое стремление к достижению намеченной цели.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности;
сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Мною разработана авторская образовательная программа по основам изо и дизайна «Кладезь идей» для детей от 7до 16 лет.
Цель: создание условий для выявления способностей обучающихся; закрепление интереса к выбранному виду деятельности; раскрытие творческого потенциала.
Задачи:
1. Научить начальной художественной грамоте, работе с различными художественными материалами в разных традиционных и нетрадиционных техниках рисования.
2. Способствовать развитию творческого потенциала, воображения, навыков сотрудничества в художественной деятельности.
3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогащать нравственный опыт детей.
По временным и возрастным характеристикам образовательная программа выстроена по ступеням взаимосвязанным между собой. Каждая последующая ступень является развитием, совершенствованием предыдущей.1 ступень – начальный уровень развития и обучения изобразительной деятельности, 2 ступень – основной уровень обучения основам изо, ДПИ, основам дизайна, 3 , 4 ступень – повышенный уровень, творческая самореализация учащихся. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Сохранность контингента детей в объединении по основам изо и дизайна «Кладезь идей» говорит о сформированности у них интереса к изобразительной деятельности. В программе предусмотрены развивающие игры, упражнения на импровизацию, коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Программа предполагает реализацию своих замыслов при выполнении творческих проектов на основе полученных знаний и умений работы с различными материалами и в различных техниках. Ребята осваивают навыки организации и проведения социологических опросов; учатся выявлять и использовать общественное мнение, учитывать востребованность новых идей при создании проектов. Современный ребенок – ребенок поколения «NEXT» стремящийся быть конкурентоспособными в современных условиях. Всё это благоприятствует формированию мотивации к занятиям, к успеху.
На занятиях я использую разнообразные игры, коллективные и индивидуальные задания. Эти приёмы помогают детям с интересом заниматься и выполнять творческие работы.
Одной из отличительных особенностей моей педагогической деятельности в объединении «Кладезь идей» является личностно-ориентированный подход. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого позволяет достоверно оценивать учебные достижения. При выполнении разноуровневых заданий широко применяется методика свободного выбора, которая предполагает выбор задания с позиции уровня притязания ребенка. Это позволяет повысить самооценку ребенка, что приводит к ситуации успеха.
Успешность мотивации ребёнка и его статус в детском коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у ребёнка развивается позитивные навыки общения. Поэтому в своём творческом объединении я стараюсь создать доброжелательную атмосферу на занятиях. Не допускаю критики детей, как со своей стороны, так и со стороны воспитанников объединения. При организации работы детей в группах или парах, учу их видеть при взаимооценке только положительное. Сама всегда озвучиваю при группе детей только положительные моменты каждого воспитанника. А о том, что не получается у кого-то, говорю при индивидуальной беседе.
На формирование положительной мотивации к образовательной и творческой деятельности для учащихся большое влияние оказывает искренний интерес к своей работе педагога, его успехи в творческой деятельности. Мои победы и участие в профессиональных, творческих конкурсах служат для воспитанников объединения «Кладезь идей» примером, гордостью. Я, как творческая личность, постоянно саморазвиваюсь, нахожусь в поиске нового, интересного материала, которым делюсь со своими воспитанниками.
Лицом объединения «Кладезь идей» является участие моих воспитанников в творческих конкурсах самых различных уровней. Особенно благоприятно действуют на детей собственные успехи и победы, которые укрепляют их веру в свои силы и возможности.
Невозможно формировать мотивацию без сотрудничества с родителями. Это мои первые помощники в реализации задуманных детьми творческих работ и формировании у учащихся высокой самооценки себя и своего творчества. Для родителей традиционно проводим открытые учебные занятия, отчётные выставки, индивидуальные консультации по вопросам совместной работы по воспитанию их детей.
Таким образом, успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый.