Программа Мир природы эколого -биологическая направленность.


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДДТ
___________________И.А.Дикая
_____________________________20__г.
Протокол педагогического совета №___
от «___»______________________20__г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Мир природы
Наименование
Эколого-биологическая
Направленность
Мир природы
Наименование учебной дисциплины
1год
Срок реализации
Модифицированная
Вид программы
8-11 лет
Возраст обучающихся
Дудка Людмила Борисовна
Ф.И.О. преподавателя
ст. Камышеватская
2015г.
Пояснительная записка
Программа «Мир природы» разработана для образовательных учреждений и относится к эколого-биологической направленности.
Предлагаемая программа, предназначена для обучающихся интересующихся жизнью растений и животных, желающих расширить свои знания об экологии родного края, района.
К сожалению, в школьном курсе природоведения из-за недостатка времени теоретический материал не удается проиллюстрировать наглядными методами работы. По этой причине наряду с теоретическими разделами программой предусмотрено проведение практических и экспериментальных работ с растениями, изучение флористического богатства родного края в виде походов и экскурсий на природу, а также знакомство, изучение жизни животных с использованием презентаций и научно-популярных видеофильмов. Такие занятия направлены на усвоение детьми системы знаний о природе, о существенных связях, и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу, а природы на человека.
Программа предполагает знакомство детей:
с разнообразием живых существ родного края, животных, растений;
с неправомерностью деления живых существ на «вредных» и «полезных»;
с технологией изготовления и составления гербария;
Программа направлена на формирование у детей умений:
-определять природные объекты разных экологических сред родного края;
-логически находить взаимосвязи между живой и неживой природой, между живыми организмами, природой и человеком;
-выполнять правила поведения в природе;
-использовать различные художественные техники при выполнении творческих работ;
Программа призвана способствовать развитию:
-нравственно-этического отношения к окружающей среде;
-привлечению учащихся к познанию родной природы;
-наблюдательности, к бережному отношению к окружающему миру.
Программа «Мир природы» состоит из нескольких блоков. Блок 1 «Удивительный мир растений», Блок 2 «Удивительный мир животных», Блок 3 «Птицы. Разновидность. Места обитания. Птицы Кубани.»Блок 4 «Увлекательная энтомология», Блок 5 «Жизнь обитателей водной среды», Блок 6 «Прикладная герпетология», Блок 7 «Здоровье и окружающая среда», Блок 8 «Экология и её проблемы».
Каждый блок, является частью целого, знакомит детей с определенным кругом предметных знаний, обеспечивает формирование умений: умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.
В последние годы педагоги особенно часто говорят о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе, уважения к живому и заботы о нём, необходимости воспитывать в детях доброту, гуманность, умение заботиться не только о людях, но и о животных.
Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания. Любуясь красотой жизни, человек становится бережнее с ней. Бережливости ко всему живому, окружающей жизни, уважению к окружающим людям и к жизни собственного организма необходимо учиться.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение.
Новизна данной образовательной программы основана на комплексном подходе к изучению и знакомству с миром растений и миром животных. Широко используются возможности современных компьютерных технологий. Практически по всем блокам подобраны фрагменты оцифрованных учебных и научно-популярных фильмов о животных, растениях, об охране окружающей среды и сохранению здоровья. Занятия проводятся в живом уголке дома детского творчества, где воспитанники на личном опыте изучают животных, помогают следить за порядком, за выполнением правил безопасности при общении с животными. Большое внимание уделяется художественному творчеству обучающих. Ребята изучают основы анималистики, специального рисования зоологических объектов. Обучающиеся знакомятся с методикой реставрации музейных экспонатов, с технологией изготовления наглядных учебных пособий по зоологии и биологии.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением в связи с потребительским отношением к миру животных и растений, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Актуальностью данной образовательной программы «Экознайки» является воспитание с раннего возраста обучающих бережному отношению к природе, с которой они непосредственно контактируют,
Создание программы вызвано потребностью методического и нормативного обеспечения курса эколого-биологической направленности в системе дополнительного образования и необходимостью решения проблем экологического воспитания детей.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. идет через коллективную работу, направлена на повышение экологического образовательного уровня обучающихся, развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование экологического мировоззрения, способствует привитию навыков исследовательской, литературоведческой профессиональной деятельности.
ЦЕЛЬ– создание условий для формирования и развития у воспитанников общей экологической культуры, комплекса знаний о растительном и животном мире их сохранении и укреплении.
Задачи
Образовательные:
познакомить обучающих с многообразием животного и растительного мира;
расширить и углубить знания о природе своего края, района;
обучить навыкам работы с природным материалом;
научить проводить наблюдения за природными объектами и явлениями в природе.
Развивающие:
развивать любознательность и творческие способности;
расширять экологический кругозор воспитанников;
развивать познавательные интересы к миру животных и растений.
Воспитательные:
воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;
воспитывать добросовестное отношение к практической и творческой деятельности;
формировать необходимые условия для личностного развития и укрепления здоровья.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
В отличие от других программ эколого-биологических направленностей существующих данная программа позволяет прививать любовь и бережное отношение к природе, её сохранение и приумножение, заботу о своем здоровье; формировать экологическое мировоззрение.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, занятия проводятся в виде игры, которые позволяют раскрепощать, делать обучающий процесс интересным, разнообразным, легким для восприятия воспитанников. Большое внимание уделяется организации экскурсий с детьми в природу, музеи, на выставки.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-11 лет.
Срок реализации образовательной программы
Программа рассчитана на один год обучения. На освоение программы отводится 216 часов.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Формы организации работы
Работа по программе происходит в виде лекции, беседы, практических занятий - доведение до учащихся основных знаний по программе;
-в форме беседы, с использованием видео фильмов и презентаций;
-экскурсии (сезонные) с выходом на лиман для знакомства с местной флорой и фауной;
-участие в конкурсах, местных, районных, Всероссийских;
-участие в акциях эколого- биологической направленности;
игры на свежем воздухе;
-работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
-практические занятия по изготовлению гербария, коллекций, поделок из природного материала, уход за животными зооуголка, оформление творческих отчетов о проделанной работе.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения, как в малых группах, так и в коллективе в целом.
Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды района, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
В процессе занятий ребенок приобретает знания о растительном и животном мире, основных экологических проблемах;
В ходе реализации образовательной программы обучающиеся получают следующие знания, умения, навыки:
Должны знать:
основы экологии;
основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;
что такое пищевые цепочки;
правила поведения в природе;
писателей – натуралистов и их работы.
Должны уметь:
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;
уметь собрать местный материал для изготовления гербария;
уметь правильно ухаживать за животными.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В результате реализации Блока 1 «Удивительный мир растений», проводится показ детских достижений (гербарий, зарисовки и растений).
Блока 2«Удивительный мир животных», проводится показ детских достижений (рисунки животных).
Блок 3 «Птицы. Разновидность. Места обитания. Птицы Кубани.»Блока 4 «Увлекательная энтомология» рисунки бабочек.
Блока 5 «Жизнь обитателей водной среды» проводится показ детских достижений
( рисунки разных видов рыб).
Блока 6 «Прикладная герпетология" показ детских достижений (рисунки пресмыкающихся и земноводных).
Блока 7 «Здоровье и окружающая среда» проводится мероприятие «Наша чистая планета».
Блока 8 «Экология и её проблемы» проводятся экологические мероприятия.
Учебно - тематический план (УТП)

п/пРаздел, тема Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие.
6 2 4
2. Блок 1 «Удивительный мир растений» 36 10 26
3. Блок 2 «Удивительный мир животных» 36 10 26
4. Блок 3. Птицы. Разновидность. Места обитания. Птицы Кубани. 26 6 20
5 Блок 4. Увлекательная энтомология. 10 3 7
6. Блок 5 «Жизнь обитателей водной среды». 26 8 18
7. Блок 6.Прикладная герпетология. 30 9 21
8. Блок 7 «Здоровье и окружающая среда» 20 8 12
9. Блок 8. Экология и её проблемы. 20 7 13
10. Итоговое занятие. 6 1 5
Итого 216 64 152
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Общий инструктаж по безопасности жизнедеятельности для обучающихся групп дополнительного образования. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Правила ухода за животными «Живого уголка». Инструктаж по технике безопасности и правилам обращения с животными.
Практическая работа: организация рабочего места. ТБ при работе с режущими, колющими предметами. Знакомство с обитателями живого уголка. Ежедневный уход за животными «Живого уголка». Рисование эмблемы кружка. Конкурс на лучший девиз кружка.
2. Блок 1 «Удивительный мир растений»
Теория: Общее знакомство с живой и неживой природой. Неживые компоненты: воздух, почва, вода, солнце, солнечная система. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Обитатели почвы. Разновидность почвы. Природные стихии. Микология –наука о грибах. Флора пресных водоемов. Береговая растительность; растения прибрежной области, частично погруженные в воду; растения с листьями, плавающими на поверхности воды; целиком погруженные растения и связанные с ними водные животные. Глубоководная растительность и связанные с ней животные. Степень зарастания водоѐма растительностью. «Цветение» воды. Значение растений в жизни водоѐма. Растения, занесенные в Красную книгу.
Практическая работа: Опыт: переход воды из жидкого состояния в твердое. Загадки о природе. Определение чистоты снега. Зоологические рисунки растений. Аппликации из пластилина разных видов грибов (съедобных, ядовитых).
Сбор и описание водных и прибрежных растений для их определения. Экскурсия на местный водоем, изучение растений произрастающих в прибрежной зоне водоема. Зоологический рисунок водных растений.
3. Блок 2 «Удивительный мир животных»
Теория: Лес как среда обитания животных. Животные – обитатели луга и степи. Животные жарких стран. Презентация показа разных видов животных. Их среда обитания. Роль в природе. Братья наши меньшие. Домашние животные их поведение, повадки, уход. Кошка в жилище человека. Содержание и воспитание собаки. Отличительные особенности от диких животных. Список видового состава сельхоз животных, краткие характеристики представителей и важнейшие породы.
Животные лесов и степей (волки, лисы, зайцы, медведи) их классификация, место обитания, роль в природе.Охрана и восстановление численности некоторых видов животных в заповедниках, заказниках, питомниках. Редкие и исчезающие виды лесных животных. Красная книга Кубани. Хозяйственно ценные виды диких животных. Взаимоотношения лесных животных, пищевые связи в лесном биоценозе. Промысловые звери степи и леса.
Практика: Наблюдения в природе и в зооуголке за животными, их внешним видом, движениями, развитием, взаимоотношениями, время и место зимовки. Экскурсия в местный музей. Поделки из пластилина животных. Сказки и загадки про животных. Зоологический рисунок животных. Работа со справочниками и определителями видов животных. Демонстрация видеофильмов о животных. Знакомство с зоологическими коллекциями – тушками, чучелами животных. Сказки и рассказы о домашних животных. Рисование по памяти домашних животных. Видеофильмы о домашних животных. Демонстрация видеофильмов о жизни лесных животных обитающих на Северном Кавказе. Зоологический рисунок диких животных по фотографиям.
4. Блок 3. Птицы. Разновидность. Места обитания. Птицы Кубани.
Теория:Птицы, разнообразие, морфология. Птицы водной среды. Птицы лесов и степей. Видеофильм о жизни воробьев. Демонстрация видеофильмов о птицах. Знакомство с зоологическими коллекциями – тушками, чучелами птиц. Наблюдение за зимующими птицами их привлечение.
Практика: Зоологический рисунок птиц (воробей, дятел, куропатка, петух индюк, утка). Изготовление кормушек для зимующих птиц из природного материала.
Экскурсия в местный парк, наблюдение за птицами. Изучение следов птиц в парке осенью, зимой, ранней весной. Птицы, занесенные в Красную книгу.
5. Блок 4. Увлекательная энтомология.
Теория: Что изучает наука энтомология. Разнообразие и виды бабочек. Вредители садов и парков.
Практика: Технология изготовления коллекции бабочек.
Работа с атласами - определителями видов бабочек.
6. Блок 5. «Жизнь обитателей водной среды. Аквариумистика».
Теория: Прикладная ихтиология, как наука. Рыбы – типичные водные животные. Приспособления рыб к водному образу жизни. Внешний вид. Многообразие форм тела как результат приспособления к различным условиям жизни в водной среде. Особенности внешнего строения природных, донных и пелагических рыб. Органы движения. Роль окраски в жизни рыб. Размножение рыб. Рыбы Азовского моря. Обитатели морей и океанов. Животный мир аквариума. Рыбы местных водоѐмов, пригодные для содержания в аквариумах.Аквариумы лабораторные, производственные и декоративные(значение грунта, температура, свет, кислород, фильтры, очистка аквариума, смена воды и т.д.) .Знакомство с важнейшими семействами аквариумных рыб. Содержание аквариумных рыб. Корма и кормление. Аквариумные растения, их разнообразие и роль в обмене веществ, происходящем в аквариуме.
Практика: показ презентаций (слайд-шоу), видеофильмов, фотографий о разнообразии, особенностях образа жизни и поведения обитателей морей и океанов. Работа с коллекциями раковин моллюсков и панцирей ракообразных. Знакомство с изготовлением чучел и тушек морских и океанических рыб, рептилий, и водных млекопитающих, коллекций раковин. Экскурсия на местный водоем, знакомство с их гидрологическими характеристиками, и животным миром.
Знакомство с аквариумным оборудованием, подготовка грунта и воды, определение и зарисовка аквариумных растений, посадка водных растений в аквариум; фотографирование аквариума и его обитателей; определение декоративных аквариумных рыб по внешним признакам и зарисовка обитателей аквариумов; знакомство с живыми и сухими кормами, кормление рыб.
7. Блок 6. Прикладная герпетология.
Теория: Амфибии (земноводные) и рептилии (пресмыкающиеся) – объекты герпетологии. Класс земноводных. Класс пресмыкающихся.
Практика: Демонстрация слайд-шоу и научно-популярных видеофильмов про земноводных и пресмыкающихся. Уход за сухопутными черепахами в зооуголке; приготовление кормов для растительноядных рептилий. Наблюдение за дыханием и пищевым поведением болотных черепах в зооуголке. Зарисовка амфибий и рептилий с фотографий.
8. Блок 7 «Здоровье и окружающая среда».
Теория: Человек - часть природы. Связи между человеком и природой.
Правила поведения в природе. Связь между состоянием природы и здоровьем человека. Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Ландшафт и здоровье. Пагубное влияние вредных привычек на организм человека. Значение гигиены. Различные виды гигиены. Первая помощь при отравлении, при укусах ядовитых змей, при ожогах, при перегреве .
Практика: Рисование эмблемы кружка. Конкурс на лучший девиз кружка.
Изготовление учащимися условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих товарищей. Влияние на здоровье человека электрооборудования ( телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры). Знакомство с аптечкой первой медицинской помощи. Практическая работа «Определение чистоты кабинета».
9. Блок 8. Экология и её проблемы.
Теория: загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережье. Представление о радиоактивном загрязнении среды.
Практика: Проведение «Экологической викторины». Мониторинг состояния окружающих парков, улиц. Экскурсия.
10. Итоговое занятие.
Теория: Подготовка к выставке работ. Подведение итогов за год.
Практика: Выставка рисунков, животных растений, птиц.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ Раздел, тема программы Формы занятий Приемы и методы
организации учебно –воспитательного процесса Дидактический материал Техническое оснащение Формы подведения итогов
1. Знакомство с программой Беседа, практическое занятие Вербальный, наглядный, практический,объяснительный. компьютер 2 Удивительный мир растений. Лекция, экскурсия, видеофильм Наглядный, объяснительный, практический. картинки, работа со справочни-
ком определи-
телем. Мультимедийный проектор, компьютер Опыты, зоологический рисунок, гербарий, аппликации из пластилина
3. Удивительный мир животных. Лекция, экскурсия, видеофильм Наглядный, объяснительный, вербальный, практический картинки, работа со справочником определителем. Мультимедийный проектор, компьютер Зоологический рисунок,
4 Птицы. Разновидность. Места обитания. Птицы Кубани. Лекция, экскурсия, видеофильм,презентацияНаглядный, объяснительный, вербальный, практический. картинки, работа со справочником определителем. Мультимедийный проектор, компьютер Зоологический рисунок,
5. Увлекательная энтомология.
Беседа, презентация, практическое занятие. Наглядный, практический.
объяснительный Памятки, картинки, видеофильм Мультимедийный проектор, компьютер Рисунок
6 Жизнь обитателей водной среды. Аквариумистика. Беседа, практическое занятие, презентация Наглядный, практический, объяснительный Картинки, видеофильм, мультфильм Мультимедийный проектор, компьютер Зоологический рисунок
7 Прикладная герпетология.
Лекция,
презентация,видеофильмНаглядный , практический, объяснительный Фотографии, памятки компьютер Зоологический рисунок
8 Здоровье и окружающая среда. Беседа, презентация, Наглядный, практический, объяснительный фотографии компьютер рисунок
9 Экология и её проблемы. Лекция, презентация, видеофильм. Наглядный , практический, объяснительный. Картинки,
фотографии, карты. компьютер Экскурсия, практическое занятие,
10. Итоговое занятие.
Выставка рисунков, коллекций, гербария. Список литературы
1. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные и ископаемые животные. – М.: Мысль, 1991. (библиотечная серия, четвѐртый том).
2. Акимушкин И.И. Мир животных: насекомые и паукообразные. Домашние животные. – М.: Мысль, 1991. (библиотечная серия, третий том).
3. Акимушкин И.И. Мир животных: птицы и млекопитающие (звери). – М.: Мысль, 1991. (библиотечная серия, первый том).
4. Акимушкин И.И. Мир животных: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Мысль, 1991. (библиотечная серия, второй том).
5. Аникин В.В. Твои пернатые. М.: Молодая гвардия, 1979. Серия «Мир твоих увлечений».
6. Асс М.Я., Шаргаев М.А. Очерки о филогении и охране животного мира (об эволюции животного мира, его значении, защите и научно обоснованном использовании). – Новосибирск: Наука, 1978.
7. Ашаткин А.Ф., Сапин А.В. Самостоятельная ветпомощь кошке. Справочник. Минск: Хэлтон, 2001.
8. Бергман Е. Поведение собак. – М.: Мир, 1986.
Василий Ватагин. Птицы и звери. Альбом репродукций рисунков и живописных произведений. М.-Л: Издательство Академии художеств, 1985г.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
Гусев В.Г. Охотничьи собаки. Альбом. М.: Лесная промышленность, 1981 (Борзые, гончие, лайки, норные, легавые, спаниели и другие).
12.Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора… Книга для учителя. Комментарии А.В. Яблокова, Б.М. Медникова, 1986.
13.Догель В.А. Зоология беспозвоночных. Учебник для ун-тов / под ред. проф. Полянского Ю.И. М.: Высшая школа, 1981.
14. Животные в доме. Энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994.
15.Изобразительное искусство 5-9 кл. Часть первая. Основы рисунка. Составитель. Сокольникова Н.Н. М: Титул, 1996г.
Книги по биологии. Библиографический указатель для учителей и учащихся. Составитель А.В. Жердев. М.: МИРОС, 1994.
Колосов А.М. Охрана животных России. М.: Сов. Россия, 1989.
Корнелио М.П. Школьный атлас-определитель бабочек. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
Коробков В., Левин В. Под водой биологи. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных. В 3-х томах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974.
Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Серия «Мир родной природы». – М.: Айрис пресс. Рольф. 2000.
Ласуков Р.Ю. Птицы. Серия «Мир родной природы». – М.: Айрис пресс. Рольф. 2000.
Любимцы в доме: советы ветеринарного врача. Кошки, собаки, птицы, лошади. Справочное издание. Под редакцией А.А. Лекарева. М.: Издательство «Клѐн», 1994.
Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1993 – 2006.
Палмер Дж. Ваша собака. Пер. с англ. М.: Мир, 1988 (Практическое руководство по выбору и уходу за собакой).
Промысловые рыбы России. Атлас. М.: Издательство ВНИРО, 2002.
Поможем зимующим птицам. Изготовление кормушек. Разнообразие и подкормка зимующих птиц. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. Авторская группа: Петрова Т.А., Кравецкий А.Л., Попов В.Н. РИО МГДД(Ю)Т (1995 – 2005 гг.).
Растения и животные. Руководство для натуралиста. Пер. с нем. / К. Нидон и др. М.: Мир, 1991.
Рахманов А.И. Карликовые декоративные кролики. Породы. Содержание. Разведение. Про-филактика заболеваний. М.: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», 2004.
Рогожкина Л.Г., Рогожкин А.Г., Рогожкин Д.А. Домашние животные. Малая энциклопедия для любителей животных, предпринимателей и фермеров. Петрозаводск: «Руди-Барс», 1994.
Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В двух томах. – М.: Мир, 1992.
Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. М.: Агропромиздат, 1988.
34.Рымарь Н.Н. Как рисовать животных. М: АСТ;Донецк «Сталкер», 2007г, Серия «Волшебный карандаш».
35.Тилтон Б. Рисуем животных. Минск: Поппури, 2003г. Серия «Первые шаги».
36.А.А.Плешаков. «От земли до неба». Атлас-определитель для учащихся начальных классов 9-е издание. Москва «Просвещение», 2008г.
37.Харитонов Н.П. Как изучать птиц? Методические рекомендации для начинающих орнитологов. М.: МГДТДиЮ, 1997.
38.Харитонов Н.П. Как определять объекты живой природы? Методические рекомендации для начинающих исследователей природы. М.: Издание МГДТДиЮ, 1999.
39.Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения. СПб.: Гидрометеоиздат, 1991.
40.Экскурсии на водоѐм. Методические рекомендации вожатому пионерского лагеря. Составитель Кабачек З.П. М.: Издание МГДПиШ, 1982.
41.Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. – М.: Просвещение, 1982.
42.Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Позвоночные. – М.: Просвещение, 1983.
Литература для обучающихся.
1. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, еѐ растительности и жи-вотном мире. М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997.
2. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные и ископаемые животные. – М.: Мысль, 1991. (библиотечная серия, четвѐртый том).
3. Акимушкин И.И. Мир животных: насекомые и паукообразные. Домашние животные. – М.: Мысль, 1991. (библиотечная серия, третий том).
4.Акимушкин И.И. Мир животных: птицы и млекопитающие (звери). – М.: Мысль, 1991. (биб-лиотечная серия, первый том).
5. Акимушкин И.И. Мир животных: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Мысль, 1991. (библиотечная серия, второй том).
6. Аникин В.В. Твои пернатые. М.: Молодая гвардия, 1979. Серия «Мир твоих увлечений».
7. Аракчеев Ю.С. В стране синих махаонов. – М.: Детская литература, 1985.
8. Ашаткин А.Ф., Сапин А.В. Самостоятельная ветпомощь кошке. Справочник. Минск: Хэлтон, 2001.
9. Белопольский Л.О., Шунтов В.П. Птицы морей и океанов. – М.: Наука, 1980.
10. Бергман Е. Поведение собак. – М.: Мир, 1986.
11.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
12. Гусев В.Г. Охотничьи собаки. Альбом. М.: Лесная промышленность, 1981 (Борзые, гончие, лайки, норные, легавые, спаниели и другие).
13.Дмитриев Ю. Соседи по планете. Насекомые. – М.: Детская литература, 1977.
14.Животные в доме. Энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994.
15.Ильичѐв В.Д., Бутьев В.Т., Константинов В.М. Птицы Москвы и Подмосковья. – М.: Наука. Серия «Человек и окружающая среда», 1987.
16.Карр А. Рептилии. Пер. с англ. М.: Мир, 1975.
17.Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Серия «Мир родной природы». – М.: Айрис пресс. Рольф. 2000.
18.Ласуков Р.Ю. Птицы. Серия «Мир родной природы». – М.: Айрис пресс. Рольф. 2000.
19.Любимцы в доме: советы ветеринарного врача. Кошки, собаки, птицы, лошади. Справочное издание. Под редакцией А.А. Лекарева. М.: Издательство «Клѐн», 1994.
20.Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
21.Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002 (и последующие издания).
22.Они должны жить. Насекомые и ракообразные: Альбом / Худ. В.В. Фѐдоров. Автор текста Н.И. Кочетова, И.М. Парамонова. М.: Агропромиздат, 1988.
23.Палмер Дж. Ваша собака. Пер. с англ. М.: Мир, 1988 (Практическое руководство по выбору и уходу за собакой).
24.Промысловые рыбы России. Атлас. М.: Издательство ВНИРО, 2002.