Концепция гуманитарного и гуманистического образования в начальной школе.

МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М.





Концепция гуманитарного
и гуманистического образования в начальной школе.
(Из опыта работы)

Учитель начальных классов гимназии №7 Никулина Л.Н.








2015
Гуманизм ( это слово происходит от латинского слова (гуманус(, что означает человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку, его развитию, что нет ничего на земле совершеннее человека. Мыслителей, которые первыми высказали эту мысль, стали называть гуманистами.
Но является ли каждый из нас настоящим гуманистом? Оказывается, что кому-то только ещё предстоит им стать, и для этого нужно сделать очень и очень много. В первую очередь побороть в себе плохие качества. Например, бывает, что одноклассники жалуются на кого-то из товарищей учителю только для того, чтобы посмотреть, как его накажут. Ребята хорошо знают, что наказание ( это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Они не научились сочувствию. Гуманно ли они поступают? Конечно нет. Ведь гуманизм ( это и есть сочувствие к другим людям, желание им добра, борьба со злом во имя счастья всех людей.
А гуманно ли поступают взрослые дети, забывая про свою состарившуюся мать, не ухаживая за ней, или даже отправляя её в престарелых? Ответ очевиден. Сочувствовать ( значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию одно из свойств гуманного человека. Оно ограничивает эгоизм, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нём себе подобного. Гуманный человек всегда добр, он заботиться о всех, кто нуждается в его помощи, в защите, кто слабее его. Он никогда не обидит своих товарищей, родных, других людей. Он никогда не мучает животных. Всегда говорит правду и не любит тех, кто может солгать во имя сиюминутных личных выгод.
Гуманизм в современном передовом обществе ( это уважение к человеку труда независимо от его национальности, возраста, пола, профессии, это взгляд на человека как творца своего собственного счастья и счастья других людей.
У нас в гимназии, в начальной школе, гуманистическая направленность в обучении осуществляется на уроках чтения, природоведения, культуры общения и других дисциплинах.
Так на уроках природоведения по программе А.А. Плешакова в 3 классе мы знакомим детей с темами: (Какое место в природе занимает человек(, (Как устроен его организм(, (Что нужно для того, чтобы быть здоровым(. А на уроках (Культура общения( мы учим детей, как правильно вести себя в общественных местах, как общаться с друзьями, взрослыми и малышами на таких темах, как: (Давайте знакомиться!(, (Будьте добры!(, (Доброе слово и кошке приятно(, (Поправляйся скорее( и другие. Т.е. гуманному обращению со взрослыми, малышами и друг с другом.
На уроках чтения, на примере отдельных произведений (С.М. Соловьёв (Смерть птички(, Н.А. Некрасов (Дедушка Мазай и зайцы(, С. Чёрный (Что ты тискаешь утёнка (, К. Паустовский (Заячьи лапы(, Г. Сенкевич (Янко - музыкант(, Д. Мамин-Сибиряк (Вертел( и другие), дети учатся сочувствию, сопереживанию и гуманному обращению не только с человеком, но и с окружающим нас миром, растениями и животными, которое находит своё продолжение на уроках природоведения при изучении таких тем, как (Какое значение имеет для людей окружающая их природа(; (Какие опасности угрожают природе и как нужно её беречь(; (Сбережём воздух, воду, полезные ископаемые и почву(; (Сохраним удивительный мир растений и животных(; (Что такое экология?( и другие.
Гуманитарное образование в начальных классах осуществляется не только на сугубо гуманитарных предметах: чтение, внеклассное чтение, русский язык, культура общения, но и на других: природоведение, изо и художественный труд, ритмика и даже информатика и математика. Введён факультативный курс английского языка.
Я являюсь классным руководителем 3-го общеобразовательного класса. В моём классе отводится больше часов на чтение и русский язык (по 5 часов в неделю вместо 4-х) за счёт регионального и внутришкольного компонента. Таким образом в моём классе усилены гуманитарные предметы.
Удаётся мне осуществлять гуманитарное образование и на таком предмете, как (Математика( по программе М.И. Моро. Связь с предметами гуманитарного цикла на уроках позволяют осуществлять текстовые задачи:
От избушки к замку можно пройти тремя разными дорогами: вдоль озера, мимо колодца или заходя на мельницу. Сколькими способами можно пройти от избушки к замку и обратно? Найди самый короткий путь.
В (лесной школе( 14 учеников: ежи, зайцы и белочки. Меньше всего в школе ежей, а больше всего зайцев, их на 5 больше, чем ежей. Догадайся, сколько в (лесной школе( зайцев, белочек и ежей.
И отдельные задания типа:
Назови доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим запиши буквы. Ты получишь зашифрованное слово.
(Зеркало)
Расшифруй
14 4
7 6
18 3
8 9
16 6
7 14
27 2
9 7
5 16





























Ключ к шифру.
(Чуковский)
Перепиши карточки в столбик так, чтобы значения выражений шли в таком порядке: 16, 5, 13, 420, 54, 70. Прочитай полученное слово.
7 60
Е

9 + 7
П

10 7
А


91 : 7
Б

95 : 19
О

18 3
Д

(Победа)
Решая задачи и примеры, я приучаю детей анализировать, делать выводы и стараться подробно объяснять свой выбор решения при ответах с места и у доски, что позволяет развить монологическую речь учащихся.








13PAGE 14215


13PAGE 14215



13 EMBED CorelDRAW.Graphic.9 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.9 1415