Презентация : «Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 города Новоалтайска Алтайского краяПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯучитель начальных классов Адамова Светлана Анатольевна Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога:Конвенция о правах ребёнка;Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года «Инновационная Россия – 2020»;Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 г.;Государственная программа РФ «Развитие образования» (ГПРО) на 2013 -2020 годы;Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. № Пр-271;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189; Закон Алтайского края от 4 сентября 2013 г. №56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае" (с изменениями и дополнениями);Устав МБОУ «СОШ №17 г. Новоалтайска»;Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 города Новоалтайска Алтайского края» на 2016 – 2020 годыОбразовательная программа МБОУ «СОШ №17 г. Новоалтайска»; Локальные акты образовательной организации. УМК «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Тема:«Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников». Цель: формирование разных видов речевого развития младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.Задачи:формирование звуковой культуры, фонематического слуха обучающихся;развитие лексики, обогащение словарного запаса детей;развитие связной речи младших школьников;обучение детей навыкам общения и речевого этикета;формирование читательской активности младших школьников;обучение сотрудничеству, навыкам работы в группе, владению различными социальными ролями в коллективе, умению использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию;развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Принципы развития речи:Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.Принцип развития языкового чутья.Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.Принцип обеспечения активной языковой практики Педагогические технологии:личностно-ориентированное обучение;технология работы в группах;технология деятельностного метода обучения;технология проектного обучения;методы исследовательской деятельности;технологию моделирования;технологию игровых методов. Методы и приемы работы по развитию речи:Метод обучения по образцу (имитационный):-обучение произношению, интонациям-составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть-составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)пересказ литературных произведений.Метод проблемный:-вопросы, творческие задания-упражнения, дидактические игры и др.Метод коммуникативный:-беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)-создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой)-ролевые игры, экскурсии- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться. Основные формы работы по развитию речигрупповая работа работа над связной речью: письменная и устная форма проектно - исследовательская деятельность игра, игровые упражнениямоделированиепословицы, поговорки, скороговорки, потешки, считалки, загадки, стихотворения Групповая работа Предполагает выполнение заданий:- Составить рассказ из 3-5 предложений по теме, по картине и др. (1кл.):«Олень», «Первый снег», «Вода», «Моя школьная семья»-Работа с текстом, информацией:выделение главной мысли текста, поиск необходимой информации в текстепоиск необходимой информации в других источниках (словари, дополнительная литература и др.)-Сравнение языковых явлений, жанров произведений, определение их сходства и различий. Работа над связной речью: письменная и устная форма Составление устных, письменных ответов (рассказов):• текст из данных предложений;• рассказ по вопросам;• рассказ по предложенному плану;• рассказа по одной картине или серии картин;• рассказ по опорным словам;• рассказ по данному началу или концу;• текст-повествование, текст – описание, текст- рассуждение с опорой на план-схему. Проектно - исследовательская деятельность Индивидуальные проекты:«Любимый цветок для любимой бабушке» (создание продукта со словесным представлением)-предварительный этап: узнать любимые цветы бабушки (какие, почему, где растут, цвет и т.д.)-планирование деятельности (как и с помощью чего изготовить подарок)-реализация проекта (изготовление)- презентация проектаКоллективный проект«Поклонимся Великим тем годам!..» Моделирование, использование схем-опорЛ. Пантелеев. Две лягушки. Использование простых рисунков – схем. Цель: составление плана ответа по теме.В.Сутеев. Снежный зайчик. Пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, считалки, загадки, стихотворенияСКОРОГОВОРКАНа дворе дрова топорами рубят.На дворе дрова, у дров детвора.ПОСЛОВИЦЫХорошая книга – лучший друг.Кто много читает, тот много знает.СЧИТАЛКИСидел король на лавочке,Считал свои булавочки:Раз - два - три,Королевой будешь ты! Взаимодействие с Центральной модельной детской библиотекой города Новоалтайска реализация программы внеурочной деятельности «Я в мире книг»Результаты реализации данной программы:1.охват читательской активностью – 100%2.вовлечение детей в работу театральной студии «Чародеи» - 32%3.вовлечение родительской общественности в клуб для родителей «Читающая семейка» - 29% 1 класс2 классНачало годаКонец годаНачало годаКонец годаВыше нормыНорма Ниже нормыВыше нормыНорма Ниже нормыВыше нормыНорма Ниже нормыВыше нормыНорма Ниже нормы7 чел.-29,1%10 чел.-41,6%6 чел.-25%15 чел. 62,5%7 чел.-29,1%2 чел.- 8,3%17 чел.- 70,8%5 чел.- 20,8%2 чел.- 8,3%___Результативность работы по теме самообразованияУровень обучённости младших школьников (по результатам 2-х лет обучения) составляет 100%; •Всероссийский конкурс «Звёздочка моя» - участие 20% обучающихся;•Всероссийская олимпиада «Увлекательный русский язык» - Диплом 1 степени, 4чел.; диплом 2 степени – 2 чел.;•Краевой заочный экологический марафон «По материкам и странам. Евразия. Растения» - лауреаты: 2 чел.;•Городской конкурс «Цветущая планета» - 3 место в теоретическом конкурсе – 1чел.;•Школьный конкурс стихотворений «Поклонимся Великим тем годам!» - участие 6чел. Диссеминация педагогического опыта Повышение профессионального уровня «РЕБЁНОК НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НУЖНО ЗАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НУЖНО ЗАЖЕЧЬ!»