Тема: Разнообразие рельефа России : острова, полуострова.


Урок № 4
Тема: Разнообразие рельефа: острова, полуострова.
Цели и задачи:
1) дать понятие об основных формах поверхности суши — равнинах и горах, их разнообразии изменении, острова и полуострова;
2) учить сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать зрительные и слуховые восприятия, произвольное внимание, память, умение показывать на карте основные формы рельефа России;
3) создать условия для повышения мотивации к обучению.
Тип урока: комбинированный.
Ведущие методы: объяснительно-иллюстрированный, самостоятельная работа.
Оборудование: физическая карта России, учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, цветные карандаши.
Словарь: заповедник, вулканологи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку.

II Повторение.
Опрос домашнего задания 1 уровень — ответить на вопросы 2, 3, 4;
2 уровень — показать на карте самую большую республику в составе РФ, назвать федеральные округа России;
3 уровень — выборочное чтение — Дальний Восток: показать на карте, краткий пересказ;
4 уровень — задание 1.
Изучение нового материала
Тема урока: «Разнообразие рельефа, острова и полуострова».
Повторение основных форм поверхности суши — равнины и горы; знакомство с рельефом России, их разнообразием.
Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам: Какие формы рельефа вы знаете? (равнины, возвышенности, горы)
Какими условными цветами обозначаются на карте равнины, возвышенности, горы? (зеленый, жёлтый, коричневый)
2. Работа с рабочими тетрадями.
3. Физкультминутка.
Сесть удобно, закрыть глаза (10 сек). Открыть глаза, повторить 2 раза. Затем открыть и закрыть глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, (10 сек). Быстро поморгать глазами, закрыть их. Представить лес, ощутить запах листьев. Открыть глаза.
Словарная работа.
Заповедник — участок территории, на котором законом охраняется природа в естественных условиях. В заповедниках запрещена хозяйственная деятельность человека.
Вулканологи — учёные, занимающиеся изучением вулканов.
Объяснительный рассказ учителя, сопровождается показом на карте.
Рельеф России очень разнообразный. Большую часть страны занимают равнины (рис. 9).
В европейской части России от берегов Балтийского моря и западной границы до Уральских гор протянулась Восточно-Европейская, или Русская, равнина.
В центре равнины находятся Среднерусская, Валдайская и Приволжская возвышенности . С этих возвышенностей начинаются многие реки европейской части России. На юге, вдоль побережья Каспийского моря, лежит Прикаспийская низменность.
В азиатской части к востоку от Уральских гор расположена Запад но-Сибирская равнина, где много озёр и болот.
Большая её часть покрыта лесами. На территории равнины находятся богатые месторождения нефти и газа.
В Сибири между реками Енисей и Лена находится Среднесибирское плоскогорье. По нему протекают крупные сибирские реки — притоки Енисея и Лены. Уральские горы про тянулись с севера на юг более чем на 2000 километров.
Высочайшая гора Урала — Народная («народ» на языке манси значит «гора»).
По восточному склону этих гор проходит граница между Европой и Азией. Урал столь богат минералами и полезными ископаемыми, что трудно перечислить даже незначительную их часть.
Железные руды, хромиты, медь, никель, цинк, залежи каменного угля — чего толь ко нет в подземных кладовых!
На юге нашей страны между Чёрным и Каспийским морями находятся Кавказские горы.
Вершины гор покрыты вечными снегами, а склон ы — густыми лесами (рис. 10). Самая высокая гора — Эльбрус.
В Кавказских горах находится несколько заповедников Один из них — Тебердинский.
«Теберда» означает «гористая местность». В заповедных озёрах водится красивая рыба фор ель. Заповедник богат минеральными источниками, которые находятся под охраной. При заповеднике есть Музей природы и вольер с дикими животными.
Крупные горные системы азиатской части России — Алтай и Саяны. Алтайские горы лежат к югу от Западно-Сибирской равнины.
Название «Алтай» означает «золотые горы». Самая высокая гора — Белуха. В северо-восточной части гор расположен Алтайский заповедник.
На полуострове Камчатка и Курильских островах много потухших и действующих вулканов. В этом районе и на острове Сахалин (рис. 11 учебника) часто бывают землетрясения разной силы, изучением которых занимаются вулканологи.
IV. Работа с учебником
Какие формы рельефа на территории России?
Большую часть территории России занимают равнины. Самые крупные из них — Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье.
На юге страны возвышаются Кавказские горы, на юго-востоке — Алтай, Саяны. Европейскую и азиатскую части России разделяют Уральские горы.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа с картой:
- Найдите и покажите Уральские горы. По обе стороны Уральского хребта расположены равнины. Какие это равнины?
Покажите и назовите их. В чем их различия?
-Найдите и покажите Сибирь. Найдите и покажите реки Енисей и Лена. Между реками Енисей и Лена находится какое плоскогорье?
- Найдите, назовите и покажите.
2. Работа в рабочих тетрадях №2 стр13
3.Физкультминутка.
Отложить ручки, сесть удобно, закрыть глаза. Отдых 10 сек. Открыть глаза, повторить 2 раза. Открыть и закрыть глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5 раз. Закрыть глаза, расслабить веки (отдых 10 сек). Быстро поморгать глазами, закрыть их. Представить луг, ощутить запах полевых цветов. Открыть глаза.
Работа с картой.
- Европейскую и азиатскую части России, разделяют какие горы? Покажите и назовите их.
- На юге нашей страны между Чёрным и Каспийским морями находятся какие горы? Покажите и назовите их. Покажите и назовите горную вершину Кавказских гор.
- К югу от Западно-Сибирской равнины расположены какие горы? Покажите и назовите их. Покажите и назовите горную вершину Алтайских гор.
-К востоку от Алтая расположены какие горы? Покажите и назовите их.
5. Работа в рабочих тетрадях – Расшифруй шифро-квадрат №6 стр.14-15
6. Заполнить перфокарту


7.Дополнительное задание ( если есть время)
Кроссворд «Условные цвета и знаки карты». 1. Что изображено на физической карте широкой красной линией с чёрточками и точками? 2. Поверхность Земли, изображённая на географической карте зелёным цветом. 3. Что изображено на географических картах звёздочкой? 4. Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, море без воды. Что это? 5. Поверхность Земли, изображённая на физической карте жёлтым цветом. 6. Голубой цвет на карте. 7. Поверхность Земли, изображённая на физической карте коричневым цветом.

VI. Домашнее задание
1. Прочитать текст, нанести на контурную карту все выделенные шрифтом географические объекты. (Всем)
2. Прочитать текст на с. 11–13 учебника, подготовить краткий рассказ о рельефе России, нанести на контурную карту все выделенные шрифтом географические объекты. (Первый уровень)
3. Выборочное чтение рассказа о горных областях. (Второй уровень)
4. Выборочное чтение рассказа о равнинах. (Третий уровень)
5. Выборочное чтение о заповедных местах. (Четвертый уровень)
VII. Итог.
Оценка деятельности учащихся, комментирование оценок.