ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания у младших школьников 6
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………...…12
1.3. Психологические особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………17
1.4. Методы развития внимания младшего школьника……………………………………………………………………….22
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….27
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………..28
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..39
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого- педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Внимание по своей сути является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. И, это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или иного явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте - предмете, явлении, события, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувства и воли, она не сводится к одной из этих трех сфер психического.
Согласно исследованиям отечественных ученых, сильное внимание - самое главное условие, что отличает хорошо успевающих учеников от их малопродуктивных одноклассников.
Дети, которые только пришли в школу не имеют сформированного внимания, поэтому учитель должен работать над развитием и его совершенствованием. Ведь развивать и совершенствовать внимание столь же важно как формировать умения и навыки по чтению, письму, математике. Внимательный ребенок легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр, что является показателем эффективности учебной деятельности. Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и ее возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием рассмотрения познавательных процессов, в которых проявляет себя внимание.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников.
Вопросы развития внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Атуальность: развитие внимания у младших школьников - развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала. Реализация особенностей внимания в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие внимания школьников. Его особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно- преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Изучением внимания занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов, Ф. Н. Гоноболин, У. Джеймс, Э.Б.Титченер, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.
Объект исследования:психолого-педагогическийпроцесс, направленный на развитие внимания у младших школьников.
Предмет исследования — методы развития внимания у младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Проанализировать психолого-педагогические основы развития внимания детей младшего школьного возраста.
2.Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
3.Проанализировать процесс развития и формирования внимания как условие усвоения.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том,
что уровень развития внимания детей младшего школьного повышается, если:
педагоги школьного образования будут заинтересованными руководителями процесса развития внимания;
-будет организовано систематическое обучение развитию внимания с использованием диагностических методик и занятий с игровым материалом;
-методики будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития внимания;
-будут использоваться приемы активизации внимания;
-происходит активное восприятие ребенком учебного материала;
-их действия приобретают самостоятельный, осознанный характер;
-будет использоваться приобретенный опыт.
Методы исследования:теоретические — анализ психолого- педагогической литературы, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение литературных источников.
Работа над данным исследованием проходила в два этапа:
- 1 этап (сентябрь 2015 - март 2015) изучение педагогической, психологической, методической литературы.
- 2 этап (сентябрь 2016 - апрель 2016) разработка и анализ опытно-экспериментальной работы.
Практическая ценность: Предложенное исследование и его результаты могут быть внедрены в практику школы и использованы при составлении перспективных и поурочных планов работы учителей.
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, из 8 пунктов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1Анализ психолого-педагогической литературы по развитию внимания
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменением в собственном психическом и физическом состоянии. Почему же наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается на том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.
По мнению Александра Лурии, внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление [12]. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Гоноблин Ф.Н. говорил, что нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах:мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем
задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности [7]. Немов Р. С. предполагал, что внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [14]. По мнению У. Джеймса, под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени [8]. Недостаточно только
выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Немов Р.С. утверждает, что когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее [14]. Таким образом, при внимательном отношении к какому либо предмету он (предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности.
Гальперин предполагает, что внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека [5]. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы:оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Лурия А.Р. пишет, что внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя [12, 15]. Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае Рибо говорит об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего [21]. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность.
По Леонтьеву, исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов [11]. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера пробудили широкий интерес к исследованиям феномена внимания - - в частности у ассистента Гельмгольца, молодого физиолога В. Вундта, которому только предстояло стать основоположником экспериментальной психологии. Вундту, безусловно, принадлежит приоритет в создании научной системы психологии и одновременно роль основателя психологии внимания. В своей «Физиологической психологии» он разбирает внимание и волю в одной главе. Внимание понимается Вундтом как какая-то внутренняя активность, наличествующая наряду с представлениями. Он же вводит понятие общего поля сознания, в котором находятся все сознаваемые представления (так называемый «круг ясного сознания»). Наиболее ясно сознаваемые представления находятся в фиксационной точке сознания. Вхождение представлений в первую область Вундт обозначил термином перцепция, во вторую -- апперцепция. Акцентируя, таким образом, момент ясности и отчетливости, Вундт трактует последнее как «следствие приспособления внимания к впечатлениям» [23]. А дальше, конкретизируя свою мысль, он пишет: «Наш взгляд проницателен, когда наш глаз хорошо приспособлен к световому впечатлению; наш взгляд ясен, когда к хорошему расположению глаза присоединяется еще достаточная энергия света». Э.Б.Титченер - один из наиболее известных поборников психофизического параллелизма. Внимание, по Э.Б.Титченеру, есть то «состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает умственному труду лучшие результаты» . Одна форма внимания (первичная, т. е. непроизвольная) отличается от другой формы (вторичной, т. е. произвольной) количеством идей. В первом случае вниманием овладевает одна идея (впечатление, возбуждение), во втором - имеем борьбу конкурирующих идей, о чем свидетельствует свойственное для этой формы напряжение. Наконец, имеется еще третья форма — производное первичное внимание, когда идеи овладевают сознанием без особенного напряжения, т. е. внимание превращается в привычку. Первое описание этой формы обычно приписывают Титченеру, хотя впервые ее обосновал и развил теоретически русский ученый Ушинский.
В более поздних работах Э.Б.Титченер все сильнее выпячивает момент ясности и, по свидетельству Р. Вудвортса [3], ему удалось склонить многих современных психологов к атрибутивному пониманию внимания, вместо функционального. Таким образом, Титченер не уничтожает внимание, как это делают другие психологи; он считает внимание явлением нормальным в нашей жизни [25], но считает его лишь признаком, атрибутом других функций (ощущений и т. д.), отрицая за ним роль процесса, деятельности.
Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин [11]. Основные положения его концепции можно свести к следующим:
•своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;
•в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
• с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.
В работах А.Н. Леонтьева мы находим ряд глубоких идей, непосредственно относящихся к проблеме развития внимания. В совокупности они составляют достаточно целостную концепцию внимания. Внимание не есть самостоятельная сущность, к которой можно прибегать для объяснения других психических феноменов. Оно само нуждается в объяснении. Фундаментальное значение имеют работы Д.Н. Узнадзе. Грузинская школа психологии установки отводит вниманию чрезвычайно важную роль. Внимание — необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти.

1.2Психологические особенности младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическогообучениявшколе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых полу-чает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу млад-шего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества, ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно¬логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательнорегулируемойиопосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.
Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доми-нирующем в этом возрасте — мотивомдостижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действияирефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.».
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные.
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделитьсявеесреде,добитьсяуспеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственнымэтапомшкольногодетства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

1.3Методы развития внимания в младшем школьном возрасте
Внимание младших школьников характеризуется небольшой устойчивостью и сравнительной слабостью произвольного восприятия. Ученики 1 класса в силу своего возраста еще не могут долго заниматься однообразной работой, особенно, если она им не по душе. Они легко отвлекаются и не имеют достаточного волевого опыта, чтобы регулировать свое внимание. В тоже время непроизвольное внимание у детей младшего звена развито практически совершенно. Они быстро реагируют на все яркое, неожиданное, сразу замечают интересные объекты, не прикладывая для этого никаких усилий. Иногда малыши упускают важные моменты учебного материала и концентрируют внимание на несущественных в данное время деталях, которые просто привлекают их внимание. Очень важно чтобы учитель начальной школы сумел правильно провести работу по организации внимания. В противном случае процесс совершенствования произвольности внимания затянется на долгое время и станет препятствием к своевременному полноценному усвоению знаний. Нельзя отрицать важнейшего фактора для развития внимания - взросления. Вместе с тем, как расширяется кругозор ребенка, появляются новые интересы и ответственность, происходит постепенное развитие и совершенствование всех психический процессов. Кроме того, внимание развивается во время самого процесса учения, вместе с постепенным приучением к систематическому учебному труду.
Огромное значения для развития внимания школьника имеет уровень его развития у других детей. А значит, внимание развивается и совершенствуется под воздействием обучения и воспитания малыша в школе, семье, обществе. Многих учителей и родителей волнует вопрос, как развивать внимание у школьника. В первую очередь стоит отметить, что внимание не является самостоятельным процессом, оно всегда взаимосвязано
с другими психологическими процессами. Примером, памятью, мышлением, воображением и др. Поэтому, вместе с развитием внимания развиваются и сопутствующие процессы. Если организовать развитие правильно, со временем внимание преобразуется во внимательность, черту, которая просто необходима человеку в повседневной жизни. Внимательность вместе с памятью и мышлением позволяет выделять главное, анализировать и делать выводы. Благодаря вниманию человек способен размышлять. Совокупность психических процессов является основой формирования собственного взгляда на мир, людей и виды деятельности. Внимательный человек всегда все знает, имеет цель и обязательно достигает ее.
В то время как не внимательного человека легко можно обмануть или сбить с толку. Все вышеперечисленные, а также другие факторы являются прямым доказательством неимоверной важности внимания для каждого школьника. Поэтому учителя и родители должны всецело объединить свои силы и всячески способствовать развитию психических процессов с самого детства. Во время учебного процесса внимание школьника в большой мере развивается во время самих занятий. Главное правильно подобрать методы и приемы, которые в интересной форме будут способствовать развитию. Также упражнения для внимательности можно проводить в промежутках между основными блоками подачи знаний или на классном часу. Непосредственно работой над развитием психических процессов у детей занимается школьный психолог. Существуют самые разнообразные упражнения для младшеклассников. При желании их можно придумать даже самому. Самое первое, попросить рассказать, как пройти от дома ребенка к школе со всеми подробностями. Такое упражнение хорошо развивает не только внимание, но и память. Можно также предложить задание для всей группы детей, например, рассказать, как пройти от школы к какому-либо всем известному месту (музею, музыкальной школе и т. д. ) . Пускай кто-то начнет, другой дополнит, третий и остальные вспомнят все то, о чем забыли первые. Такое упражнение поспособствует внимательности ребят в дальнейшем, а наблюдательность заинтересует их как вид деятельности. Можно предложить детям задание обратить внимание на то, что они увидят по пути к школе в следующий день. На уроке или классном часу можно проверить, как малыши справились с заданием. На уроке, в виде отдыха от учебной деятельности можно провести очень простую и многим известную игру, которая прекрасно развивает умение вовремя переключить внимание. Детям предлагают приготовить свои ладошки и хлопать, если ведущий (учитель) называет съедобный предмет. Если же слово обозначает не съедобное, от хлопка следует воздержаться. Таким способом можно провести упражнение и другой тематики, примером «Живое — не живое», «Летает — не летает» и т. д. Очень простое упражнение на внимание, которое прекрасно подойдет для детей 1-2 классов - это игра «Найди отличия». Смысл наверняка знает каждый. Детям предлагают 2 похожие картинки, между которыми они должны найти все отличия. Хорошо, если ребенок справляется с заданием в минимальное количество времени. Внимательность и память хорошо развивает игра «Цепочка». Игру можно проводить как в школе с несколькими детьми, так и в домашних условиях с родственниками. Смысл заключается в том, что кто-то говорит первое слово, второй повторяет это же слово и прибавляет свое, третий участник повторяют предыдущие два слова и добавляет свое. Таким образом поступают все участники. Главное в игре не упустить ни одного звена цепочки, то есть не забыть ни одного из названых слов. Тот, кто нарушает последовательность или пропускает слова - прекращает игру. Такое интересное занятие можно проводить в двух направлениях: - слова между собою связаны логически (корова - дает - молоко - и - ест - траву) . - слова между собою не связаны (медведь — планета - стол - шампунь) . Игра «Цепочка» очень нравится детям. Кроме внимания она развивает память и мышление.
Весьма интересной для детей является игра «Вспомни кто за кем». Заключается она в том, что несколько детей плотненько становятся в ряд. Один ребенок должен 3-4 секунды посмотреть на расположение товарищей, а затем отвернуться и назвать по памяти кто за кем стоит. Аналогично игру можно проводить и с картинками. Несколько секунд ребенок может посмотреть на расположение картинок, а потом закрыть их и отобразить в устной или письменной форме то, что он запомнил. Детям 3-4 класса можно предложить это занятие в несколько другом варианте. Примером, учитель произносит вслух 10 слов, а ребенок записывает их в той последовательности и количестве, в котором запомнил. Если записано 8-9 слов в правильной очередности - уровень концентрации внимания у ребенка хороший.
Импровизируя данную схему, можно придумать еще очень много интересных заданий на развитие внимания. Для развития внимания младших школьников подойдет еще одно упражнение. Учитель (психолог) должен записать на доске несколько слов, а дети быстренько найти маленькие слова, которые зашифрованы в больших. Как вариант, можно предложить малышам придумать свои слова с букв, которые предоставлены в определенном слове. Психологи предлагают весьма интересное упражнение для школьников под названием «Не собьюсь». Заключается оно в том, что постоянно вместо какого-либо числа или цифры, в которой оно состоит, нужно говорить фразу «Не собьюсь». Примером, если вместо двойки, то счет идет следующим образом: 1, не собьюсь, 3,4 11, не собьюсь, 2,3 и т. д. С помощью этого упражнения прекрасно развивается концентрация и распределение внимания. Отличным способом развития концентрации внимания является задание на исправление ошибок в тексте. Упражнение можно предложить ученикам 3-4 классов. Каждому предоставляется текст с несложными ошибками в словах. За определенное количество времени дети должны найти все ошибки. Очень хорошо, если при первом прочтение ученик уже видит 80-90% ошибок. Если процент меньший, нужно усердно работать над развитием внимания. Такой метод работы как комментированное письмо также является хорошим способом развития внимания. Здесь главное, чтобы ученик с первого раза проявил свои знания и внимательность, правильно написав слова. На уроке чтения можно применить интересный прием «Чтение текста до заданного выражения». Это задание поможет школьникам научиться контролировать свое внимание, быть внимательными. Внимательный человек очень быстр и хваток в мыслях. Он никогда не остается позади, он всегда в курсе главных событий, и знает, в каком направлении он должен работать, чтобы добиться успеха.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика уровня сформированности внимания у младших школьников. Опытно – экспериментальная работа проводилась в МБОУ Школа № 31, Октябрьского района г. Уфа. В эксперименте участвовали обучающиеся 2 «В» класса.
В классе обучаются 25 человек. Из них в классе 14 мальчиков и 11 девочек. В опытно – экспериментальной работе участвовало только 10 детей: Ананьев Вениамин, Байгазин Руслан, Васильев Александр, Зимина Камилла, Зямилев Артур, Митряева Юлия, Кушнирюк Даниил, Старков Назар, Шарипова Зайнабхон, Шарипова Оминахон.
Дети отличаются особенностями характера, темперамента, поведения, сформированностью навыков в учебной деятельности:
Ананьев Вениамин – этот мальчик, который знает как нужно себя вести. У него хорошо сформированы навыки учебной деятельности; он всегда внимателен; может самостоятельно организовать свою деятельность.
Байгазин Руслан – этот мальчик знает как себя вести. Спокоен, никогда не вступает в конфликты; дружелюбен, приветлив, с уважением относится к взрослым.
Васильев Александр – это мальчик, который знает как себя вести, но не всегда внимателен. Плохо сформированы навыки учебной деятельности, иногда вступает в конфликты с другими детьми, требует повышенного внимания.
Зимина Камилла – это девочка знает как себя вести. Усидчива, навыки учебной деятельности сформированы плохо, всегда находится под пристальным вниманием взрослого.
Зямилев Артур – это мальчик, который знает как себя вести, но не всегда внимателен. Хорошо сформированы навыки учебной деятельности, но требует повышенного внимания. Всегда выполняет те задания, которые получает, отвечает за свои поступки.
Кушнирюк Даниил – этот мальчик знает как себя вести, но не всегда внимателен. Общительный; в конфликты с другими детьми не вступает.
Митряева Юлия – девочка знает как себя вести. Усидчива, приветлива, спокойна. К взрослым относится с уважением. Всегда выполняет те задания, которые получает. Навыки учебной деятельности сформированы плохо.
Старков Назар – мальчик, который не знает как себя вести, невнимателен, неусидчив, плохо сформированы навыки учебной деятельности, не умеет начатое дело доводить до конца, часто вступает в конфликты с другими детьми.
Шарипова Зайнабхон – это девочка, которая знает, как нужно себя вести. Навыки учебной деятельности сформированы хорошо. К взрослым относится с уважением. Всегда выполняет поручения.
Шарипова Оминахон – это девочка, которая знает как себя нужно вести, но не всегда внимательна. Неусидчива, приветлива, редко вступает в конфликты с другими детьми.
С целью выявления у детей уровня сформированности внимания был организован и проведен констатирующий эксперимент.
Цель эксперимента: на практике выявить у детей младших классов уровень развития внимания.
Задачи эксперимента:
Провести диагностику уровня развития внимания младших школьников во внеурочной деятельности.
Определить уровень развития внимания у детей 2 класса.
Констатирующий эксперимент проводился в 2 этапа. Первый этап проходил в форме теста («Определение объёма на цифровом материале (косвенный метод)»). Детям была предложена цифровая таблица, в которой расположены числа от 1 до 40. Было необходимо выписать, за 2 минуты 16 цифр, которые отсутствуют. (Приложение )В ходе первого этапа было выявлено, что высокий уровень – отсутствует (0%), к среднему уровню отнесены: Ананьев Вениамин, Зимина Камилла, Митряева Юлия, Старков Назар, Кушнирюк Даниил, что составляет 50%. К низкому уровню отнесены: Байгазин Руслан, Васильев Александр, Зямилев Артур, Шарипова Зайнабхон , Шарипова Оминахон, что составляет 50%.
На втором этапе был проведён тест на изучение устойчивости внимания (корректурная проба). Детям зачитывалась инструкция: « Вам разданы листы с текстом. Ваша задача – читать текст, и зачёркивать или подчёркивать те из них, которые я назову. Сначала будете обводить в кружок «Н» и вычёркивать «И». Когда через некоторое время я скажу «Черта!», вы должны провести вертикальную линию в том месте просматриваемой строчки, где Вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный. При следующей команде «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: обводить «Н» и зачёркивать «И» (Приложение ).
В ходе второго этапа было выявлено, что к высокому уровню отнесены: Шарипова Зайнабхон, Зимина Камилла, Зямилев Артур, что составляет 30 %. К среднему отнесены: Ананьев Вениамин, Байгазин Руслан, Васильев Александр, составляет 30%. К низкому уровню сформированности внимания отнесены: Митряева Юлия, Старков Назар, Шарипова Оминахон, Кушнирюк Даниил, что составляет 40%.
Диаграмма 1

2.2. Организация опытно - экспериментальной работы по формированию внимания у детей младшего школьного возрастаПо результатам констатирующего эксперимента были определены цели и задачи формирующего эксперимента по теме «Развитие внимания в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности»
Цель: развить внимание у младших школьников и повысить его уровень.
Задачи:
Повысить уровень внимания у детей, имеющих низкий уровень внимания;
Развить внимание, умение логически мыслить.
Для решения поставленных задач составлен перспективный план работы с детьми младшего школьного возраста по развитию внимания во внеурочной деятельности (Приложение).
Опытно-экспериментальная работа проводилась с использованием дидактических игр и упражнений на развитие уровня внимания у детей младшего школьного возраста.
Игра «Маленькие обезьянки» Приложение .Цель: повысить внимание, научить сосредотачиваться на предмете.
Результаты: степень усвоения учащимися задания средняя, так как задание выполнили учеников.
Митряева Юлия, Старков Назар, Шарипова Оминахон – не смогли справиться с этим заданием, это связано с тем, что они не могут сосредоточиться на предмете.
В этой игре использовались такие методические приёмы, как: показ, объяснение, совместная деятельность с детьми.
Игра «Пропусти число» Приложение
Цель: формирование внимательности у учащихся и развитие логического мышления.
Результаты игры: 1Затруднения в этой игре возникали у Кушнирюк Даниила, Ананьева Вениамина, Зиминой Камиллы, Байгазина Руслана. Им было достаточно трудно быстро сообразить и назвать нужное число. Они начали ошибаться и выбыли с первого круга.
В этой игре использовались такие методические приёмы, как: объяснение, совместная деятельность с детьми.
Игра «Числа» Приложение 5
Цель: повысить уровень внимания.
Результаты: Степень усвоения учащимися программного задания средняя, так как задание выполнили 7 из 10 обучающихся.
Затруднения возникали у Кушнирюк Даниила, Старкова Назара, Митряевой Юлии. Этим детям было очень сложно быстро думать и считать правильно. Иногда они просто замолкали, не зная что сказать. Назар всегда сомневался в своих ответах, хотя иногда называл правильно. Даниил и Юлия хлопали там, где не нужно было.
В этой игре использовались такие методические приёмы, как: объяснение, совместная деятельность с детьми, напоминания, поощрения. Эту игру необходимо провести ещё раз, т.к. 30% детей с этой задачей не справились. У этих детей необходимо повысить уровень внимания
Игра «Часы». Приложение .Цель: развить у учащихся логическое мышление и внимание.
Результаты: степень усвоения учащимися программного задания высокая, хотя сначала возникали трудности.
В организации этой игры использовались такие методические приёмы, как: объяснение, показ, совместная деятельность с детьми. При проведении этой игры значительнее развивается внимание.
Игра “Считаем вместе “. Приложение.
Цель: развить внимание и умение сосредотачиваться на предмете . Результаты: Степень усвоения учащимися программного задания средняя, так как задание выполнили 9 из 10 человек.
Не справился с заданием Кушнирюк Даниил.
Кушнирюк Даниил – способный мальчик, но не умеет сосредотачиваться на предмете, невнимателен.
При организации этой игры использовались такие методические приёмы, как: объяснение, совместная деятельность с детьми ,указания, напоминания.
Игра «Кто внимательней» Приложение
Цель: развить зрительное внимание.
Результаты: Степень усвоения у всех детей достаточно высокая. Игра была для детей очень легкой, т.к. количество игравших 10 человек. Они легко запоминали расположение игроков.
При организации этой игры использовались такие методические приёмы, как: объяснение, совместная деятельность с детьми, показ. Игра интересная, поэтому её можно включить в работу ещё раз. Можно эту игру усложнить тем, что добавить ещё в задание скопировать позу каждого.

Для формирующего этапа были подготовлены психокоррекционные и развивающие уровень внимания занятия, которые проводились во внеурочной деятельности. Знакомство детей с первым психокррекционным занятием имела цель повысить уровень внимания.
Занятие проводилось со всей экспериментальной группой. Детям были предложены вопросы, на которые нужно было ответить быстро и правильно. Зачитывалась задача на логическое мышление.
Степень усвоения у всех детей высокая. Дети с интересом и легкостью отвечали на вопросы. При проведении этого занятия трудностей не возникало. Все дети справились.
На этом занятии использовались такие методические приёмы, как: объяснение, вопросы, поощрения.
Подобные психокоррекционные занятия будут проведены ещё 2 раза, т.к. необходимо развить внимание у детей младшего школьного возраста.
Следующим этапом формирующего эксперимента было занятие на тренировку и быстроты реакции. Цель этого занятия натренировать у детей внимание и быстроту реакции. Особенно активными были Васильев Александр, Зимина Камилла, Зямилев Артур. Сложности в этой игре возникли у Старкова Назара, Митряевой Юлии, Ананьева Вениамина, т.к у них не развита быстрота реакции, они не могли быстро дать ответы.
Знакомство детей с психокоррекционным занятием № 2 имело цель повысить уровень внимания.
Детям была предложена разминка в виде вопросов. После разминки детям было предложено задание на развитие и проверку памяти и внимания, которое включало в себя задачу на мышление и логику.
Степень усвоения у детей высокая. Ни один ребенок не затруднился с этой работой, все справились. Дети с легкостью давали ответы на поставленные вопросы. С легкостью решались логические задачи, требующие памяти и внимания.
На этом занятии использовались такие методические приёмы, как: объяснение, совместная деятельность детьми, указания, напоминания, вопросы, поощрения.
Подобное занятие необходимо провести ещё раз, т.к. при таких заданиях, ребенок сосредотачивается и заставляет себя думать. Благодаря этому развивается не только внимание, но и мыслительная деятельность.
Таким образом, наличие познавательных игровых упражнений способствовало повышению уровня внимания, повышению успеваемости, а так же самостоятельности при выполнении практических и умственных заданий.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работыПосле организации формирующего эксперимента нами был проведен анализ опытно-экспериментальной работы и оформлен контрольный эксперимент. (Приложение )Цель эксперимента: выявить уровень развития внимания у школьников младших классов .Первый этап проходил в форме теста («Определение объёма на цифровом материале (косвенный метод)»). Детям была предложена цифровая таблица, в которой расположены числа от 1 до 40. Было необходимо выписать, за 2 минуты 16 цифр, которые отсутствуют. (Приложение )В ходе первого этапа было выявлено, что высокий уровень – Ананьев Вениамин, Зимина Камилла, Митряева Юлия, Старков Назар, Кушнирюк Даниил, что составляет 50%. К среднему уровню отнесены: Байгазин Руслан, Васильев Александр, Зямилев Артур, Шарипова Зайнабхон , Шарипова Оминахон, что составляет 50%. Низкий уровень – отсутствует (0%)
На втором этапе был проведён тест на изучение устойчивости внимания (корректурная проба). Детям зачитывалась инструкция: « Вам разданы листы с текстом. Ваша задача – читать текст, и зачёркивать или подчёркивать те из них, которые я назову. Сначала будете обводить в кружок «Н» и вычёркивать «И». Когда через некоторое время я скажу «Черта!», вы должны провести вертикальную линию в том месте просматриваемой строчки, где Вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный. При следующей команде «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: обводить «Н» и зачёркивать «И» (Приложение ).
В ходе второго этапа было выявлено, что к высокому уровню отнесены: Шарипова Зайнабхон, Зимина Камилла, Зямилев Артур, Байгазин Руслан, Васильев Александр, Ананьев Вениамин, что составляет 60 %. К среднему отнесены: Митряева Юлия, Старков Назар, Шарипова Оминахон, Кушнирюк Даниил составляет 40%. Низкий уровень – отсутствует (0%).
По результатам контрольного эксперимента учащиеся условно были поделены на 3 группы по уровню сформированности здоровьесберегающих компетенций.
Высокий уровень – это дети, которые справились со всеми заданиями по тесту. У них не возникало трудностей, на все вопросы отвечали правильно.
Таких детей оказалось шестеро (Ананьев Вениамин, Байгазин Руслан, Васильев Александр, Зимина Камилла, Зямилев Артур, Шарипова Зайнабхон)– 60%
Средний уровень - это дети, которые не полностью справились с заданиями, у них возникали трудности при выполнении теста на изучение устойчивости внимания. Таких детей оказалось трое. (Митряева Юлия, Старков Назар, Шарипова Оминахон;) – 30%.
Низкий уровень - это дети, которые не смогли выполнить большую часть заданий. В данную группу вошел один ученик (Кушнирюк Даниил) – 10%
Таким образом, мы можем провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента.
-203771536195 до:
0 до:
121486337477после:
00после:
239395301625

Ф. И. О. Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Ананьев Вениамин Средний Высокий
Байгазин Руслан Средний Высокий
Васильев Александр Высокий Высокий
Зимина Камилла Высокий Высокий
Зямилев Артур Высокий Высокий
Кушнирюк Даниил Низкий Низкий
Митряева Юлия Низкий Средний
Старков Назар Низкий Средний
Шарипова ЗайнабхонСредний Высокий
Шарипова ОминахонНизкий Средний
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал:
До начала опытно-экспериментальной работы уровень развития внимания составил %, в том числе: высокий - 30%,
средний – 30%,
низкий – 40%.
После проведения опытно-экспериментальной работы, уровень развития внимания составил 100%, в том числе:
высокий – 60%,
средний- 30%,
низкий – 10%.
В классе уровень развития внимания увеличился на 30%, по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, что говорит о лучшем усвоении материала большинством учащихся.
Основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что применение различных игровых методик во внеурочной деятельности не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний учащимися, повышение качества подготовленности младших школьников, актуализации интереса к заданиям на развитие внимания и логического мышления.