Урок технологии для 5 класса «Знакомство с различными видами ДПИ России и Омского Прииртышья»


Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Оконешниковская средняя общеобразовательная школа»





Разработка
урока технологии по теме
«Знакомство с различными видами ДПИ Омского Прииртышья»
«Лоскутное шитьё»
(5 класс)






Додонова М. Ю.,
учитель технологии
первой квалификационной категории
МКОУ «Оконешниковская СОШ»




Оконешниково, 2013



Урок технологии в 5 классе

Раздел: Художественные ремёсла.
Тема: Знакомство с различными видами ДПИ России и Омского Прииртышья. Лоскутное шитьё.
Практическая работа: Изготовление шаблонов из картона.
Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ и АМО.
Цель урока:
Организовать учебно – познавательную деятельность обучающихся, способствующую формированию знаний и умений по выполнению работ из лоскутков ткани.
Формировать универсальные учебные действия.

Задачи урока
Планируемый результат

Универсальные учебные действия


Личностный
Метапредметный
Предметный


Познавательный аспект:
Овладеть знаниями и умениями рукоделием лоскутного шитья;
Развивать научное мировоззрение на фоне решения образовательных задач;
Овладеть навыками выполнения простейших схем лоскутного шитья.
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности.
Алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательно –
трудовой
деятельности;

Планирования технологического процесса;
Оценка технологических свойств сырья, материалов, инструментов, оборудования в области их применения
Познавательные УУД:
- Создать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Развивающий аспект:
Развивать самостоятельность, внимание, память, наглядно – образное и логическое мышление, самоконтроль, познавательный интерес;
Обогащать словарный запас;
Уметь сравнивать, анализировать;
Овладеть моторикой мелких мышц, уметь пользоваться чертёжными инструментами, развивать сноровку и эмоциональную сферу.

Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов и технологических процессов.
- Сочетание образного и логического мышления;
- Развитие моторики и координации движения рук при работе с ручным инструментом;
- Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимального планирования работ.
Коммуникативные УУД:
- Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитывающий аспект:
Воспитывать творческое отношение к труду, целеустремлённость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, ответственность за свою работу, потребность доводить начатое дело до конца, настойчивость в достижении цели;
Воспитывать требовательность, чувства долга, работоспособности.


Соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- Осознание ответственности за качество результатов труда;
- Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Здоровьесберегающий аспект:
Создать условия в классе для оптимальной работы учащихся, комфортную обстановку на уроке для самореализации учащихся и их познавательных возможностей;
Обеспечить психологический климат с преобладанием положительных эмоций.



Личностные УУД:
- Потребность к самовыражению и к самореализации;
- Позитивная моральная самооценка;
- Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.


Средства обучения:
Учебные:
Учебник «Технология ведения дома», 5 класс, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко, Вентана – Граф, 2012.
Простой карандаш, линейка, рабочая тетрадь, картон, словарь.
Наглядные:
Выставка готовых изделий.
Журналы, книги о лоскутном шитье.
Презентация к уроку.
Шаблоны, схемы.
На доске тест с новыми терминами: пэчворк, квилт, лоскут.














Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Примечания
Время

I. Проблематизация, актуализация, мотивация








Задача: создать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельность.

1.1.Организационный момент. Приветствие учителя.
- Добрый день, девочки! Я рада приветствовать вас на уроке технологии.


Приветствуют учителя.




Эмоциональный настрой


1 мин


1.2 Мотивация учащихся.

- Мы переходим к изучению нового интересного раздела «Художественные ремёсла».
- Что означает слово ремесло? Давайте обратимся к толковому словарю.
Это требующая специальных навыков работа по изготовлению, каких – либо изделий ручным или кустарным способом.
Ремесло – (синоним) мастерство.
- Человеку генетически присуще чувство прекрасного. С древнейших времён люди старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи людей трудились в городах и сёлах, создавая удивительные произведения декоративно – прикладного искусства – одежду, обувь, украшения, посуду, оружия.
- Что мы с вами отнесём к художественным ремёслам?
А в нашей области занимаются люди подобными видами рукоделия?
Чем занимаются ваши родные и близкие люди?
Сейчас я познакомлю вас с оконешниковскими рукодельницами и их работами.



Смотрят в толковом словаре значения слова РЕМЕСЛО

Мастерство





- Вязание
- Вышивание
- Бисероплетение
- Шитьё
- Ковроткачество
- Флористика
- Роспись по ткани
- Лоскутное шитьё
и многое другое.





ЛУУД
- формируется устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.



КУУД
Приобретают навык участия в диалоге.



Слайд 1












Слайд 2





Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
13 мин.


Определение темы урока
- Я прочитаю вам стихотворение, а вы попытайтесь понять и сказать тему нашего урока.
Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю можно выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало чуть больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немного фантазии и волшебства,
И сошью я такое, что вам не приснится,
Только чтобы на свете жила красота.













«Лоскутное шитьё»
Записывают тему урока


Слайд 8









Слайд 9
2 мин.


1.4 Целеполагание.
- Чему бы вы хотели сегодня научиться?
И что нового познать?
Тогда давайте сформулируем цель нашего урока.

Отвечают на заданный вопрос учителя.
- Ознакомиться с историей лоскутного шитья, основными понятиями; материалами, инструментами, оборудованием; схемами.
- Научимся изготавливать шаблоны.


ЛУУД
Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности.
РУУД
- Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

КУУД
Участвуют в диалоге.





















2 мин.

II. Первичное ознакомление

Задача:
поддерживать интерес к новому учебному материалу через организацию практической деятельности обучающихся с целью открытия новых знаний





Усвоение новых знаний
- Вы можете мне сейчас что – нибудь рассказать о лоскутном шитье?
У вас на столе лежит листок с вопросами, во время просмотра презентации вы на них должны ответить. А после моего рассказа мы к ним вернёмся.
История лоскутного шитья.
Лоскутное шитье - это старинный вид рукоделия, история которого насчитывает столетия. Практичные и красивые вещи из лоскутков шили мастерицы разных стран от Средней Азии до американского Запада, от островов Карибского моря до Русского Севера. Шитье из лоскутков давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.
В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Одним из первых предметов быта были лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани.
Лоскутки можно не только соединить в многоцветную мозаику, но и нашить на ткань в виде аппликации. Традиционные лоскутные одеяла украшают современный интерьер и вносят в него тепло уникальной ручной работы. Яркие мазки лоскутных узоров складываются в современные текстильные картины - панно.
Лоскутное шитье можно назвать своего рода искусством. Из-под легкой руки мастера появляются волшебной красоты произведения, достойные играть главные роли в интерьере. Ведь яркость, красоту и своеобразие нашему дому придают детали. Своеобразные лоскутные вещи как раз и являются такими деталями. Они преображают наш дом, создают настроение, добавляя тепла и уюта.
Такие изделия применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастера. Они уникальны и неповторимы, других таких нет во всем мире.
Пэчворк по европейски, квилтинг по американски, а по русски лоскутное шитье... Разные названия одного творчества.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Объяснение нового материала
Материалы
Для основы лучше использовать плотную хлопчатобумажную ткань, например, бортовку или мешковину.
Большинство традиционных лоскутных работ выполнено из набивных тканей.
Начинающим рекомендуется использовать 100% хлопчатобумажную ткань средней плотности. С ней легко работать и она не так быстро изнашивается, как неплотная ткань. В дальнейшем можно использовать различные по текстуре ткани, сочетая их между собой и создавая тем самым потрясающие изделия. Также понадобится: · Набивка: синтепон, ватин (продается в рулонах различной ширины, плотности и веса, что позволяет удовлетворить любые требования). Для набивки подушек можно использовать мелкие лоскуты ткани, кусочки поролона, обрезки ниток и т.д. · Клеевой флизелин необходим для посадки на него лоскутов мягких
Цвет
Тех, кто работает с лоскутами, можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуты и иголка. Так же как и художникам, им необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет
избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи».
Цвета условно делятся на две группы: теплые и холодные.
- Какие цвета относятся к тёплым?
Напоминают о солнце и тепле.
- Холодные?
Существует также нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Соединяя различные цвета, используют в основном два приема: сочетание контрастных цветов сочетание родственных цветов. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый.
Родственное сочетание цветов - это цвета любого из секторов. Например: красного. Оттенков множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой.
- Какие необходимо нам иметь инструменты для работы лоскутного шитья?
- Нам ещё надо научиться выполнять схемы.
Схема – это чертёж, по которому условными графическими обозначениями показаны составные части изделия или связи между ними.
Шаблоны
- В любом изделии, выполненном в лоскутной технике, в основном используют геометрические рисунки, где присутствуют треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы шестигранники и т. д. Их называют шаблонами и применяют для удобства раскроя ткани. Шаблоны изготавливают из картона или плотной бумаги специально для каждого изделия. Самое простое изделие из лоскутков – это прихватка, подставка для горячего или декоративная салфетка.
- Давайте вернёмся к вопросам. И попробуем на них ответить.


Нет







Слушают учителя заполняют таблицу.















































Отдых

































Работают с учебником
(учебник стр. 164- 167)









Теплые – красный, оранжевый, желтый.
Зеленый, голубой, синий и фиолетовый.







Инструменты, оборудование
ножницы;
иглы для ручного шитья;
распарыватель для швов;
шв. машина;
утюг;
булавки;
английские булавки;
наперсток;
нитки;
шаблоны;
простой карандаш;
портновский мел.



Отвечают на вопросы.












ЛУУД
Проявляют познавательный интерес к новому учебному материалу, способу его открытия








Слайд 10








Слайд 11









Слайд 12







Слайд 13









Слайд 14








Слайд 15




Слайд 16








Слайд 17
























Слайд 18


Слайд 19

























Слайд 20




Слайд 21, 22, 23, 24, 25



Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
20 мин


























































2 мин






















































































5 мин.


Практическая работа
«Изготовление шаблона»
- Прежде чем перейти к выполнению практической работы вспомним правила ТБ при работе с ножницами.
Учитель, обходя рабочие места, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения работы и технику безопасности при работе с ножницами.


Правила технике безопасности (учебник стр. 105).
Учащиеся закрепляют изученный материал, изготавливая шаблоны для прихватки из картона в следующей последовательности:
Придумывают и зарисовывают в рабочей тетради эскиз прихватки из геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, ромбов и т.д.
Выполняют шаблоны из картона согласно своему рисунку.
(Приложение 1)



ЛУУД
- формируют потребность к самовыражению и к самореализации;
ПУУД
- Создают и преобразовываютмодели и схемы для решения задач;
- Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
КУУД
- Организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



Слайд 29


30 мин.


Задача: поддерживать интерес к новому учебному материалу через организацию представления результатов

2.3Контроль и оценка деятельности учащихся
Контроль и оценка деятельности учащихся контролируется результативность работы с целью выставления оценок за практическую работу и знания. Осуществляется текущий контроль по соблюдению правил без труда. Результаты заносятся в карточки контроля.


Заполняют карточки контроля.
(Приложение №2)

ЛУУД
- Позитивная моральная самооценка.

РУУД
- Самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- Адекватно самостоятельно оценивают
правильность выполнения и вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

5 мин.

III. Обратная связь

Задача: побудить к поиску новых знаний вне урока, с собственными возможностями и личными интересами.

3.1.Организация домашнего задания.
Подготовить кусочки ткани, нитки, иголку и ножницы.
Обратитесь к Интернету на сайт WWW livemaster. ru /shykova и увидите замечательные вещи, которые мастерят люди нашей страны.

Записывают домашнее задание









ЛУУД
- Сохраняют познавательный интерес к новому учебному материалу, способу его открытия.


Слайд 30




2 мин.


3.2. Организация рефлексивной деятельности.
Метод «Солнце»
Цель: подведение итогов урока.
Процедура проведения:
- Итог урока: чему мы научились на этом уроке, анализ выполнения поставленных задач с учётом самоконтроля (все достаточно хорошо справились с поставленной задачей, научились выполнять схемы и шаблоны).
У вас на столах у всех лежат солнышки, я предлагаю написать на них свои впечатления от урока (узнала много нового, узнала много интересного, многому научилась и т. д.).
Выставление оценок за урок.
Сообщение темы следующего урока.

Мне было интересно
Могу себя похвалить
Узнала много нового
Многому научилась
Узнала много интересного..


ЛУУД
- Выражают свою позицию.
РУУД
- Формируется самооценка.

5 мин.


3.3. Окончание урока, благодарность за работу.
- Спасибо всем за урок.








1 мин.








ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Тема: «Лоскутное шитьё».
Цель: организовать учебно – познавательную деятельность обучающихся, способствующую формированию знаний и умений по выполнению работ из лоскутков ткани.


Что такое
лоскутное шитьё?
Какими словами данный
вид рукоделия ещё
называется?
Какой лучше для
основы использовать
материал?
Какие можно применять
схемы для
изготовления изделий?
Какие виды изделия
можно изготовить
из лоскутного шитья?













ПРИЛОЖЕНИЕ №2
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415














Урок

Додонова Марина Юрьевна МКОУ «Оконешниковская СОШ»