Интегрированный урок биологии и географии 5 класс по теме «Многообразие животных, места их обитания, роль в природе и жизни человека»

Интегрированный урок биологии и географии в 5 классе
«Многообразие животных, их местообитание, роль в природе и жизни человека»

Учителя: Зубарева Вера Викторовна, учитель биологии
Кузнецова Татьяна Геннадьевна, учитель географии
Класс: 5
Предмет: биология, география
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний и умений.
Дидактическая цель урока: выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе в новых условиях
Планируемые результаты: научиться распознавать одноклеточных и многоклеточных животных; называть части клетки простейших; называть многоклеточных животных, изображенных на рисунках; различать беспозвоночных и позвоночных животных; приводить примеры позвоночных животных; самостоятельное определение географических координат объектов на карте, нахождение объектов по координатам.
Предметные (знания, умения, представления): усвоение понятий «одноклеточные», «многоклеточные», «географические координаты», умение работать с картой (развитие картографической грамотности), умение определять географические координаты объектов, использование приобретённых знаний в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации.
Метапредметные:
познавательные: умение давать определение понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать, развивать интеллектуальные способности, осуществлять исследовательскую деятельность;
регулятивные : самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, выработка умения управлять своей деятельностью, выполнять учебные действия в соответствии с заданием, самостоятельное применение практических умений по работе с картой как источником информации;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в паре, добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Личностные: формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей, стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Образовательная цель: содействовать формированию у обучающихся представление о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами; формированию целостной системы знаний по определению географических координат.

Развивающая цель: совершенствовать умение сравнивать животных и растений, расширить объём жизненных наблюдений и кругозор учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, воспитывать уважение к мнению других, бережное отношение к животным, поддерживать интерес к биологической науке.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности)
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебная литература, микроскоп и микропрепараты с одноклеточными животными, лупа, кусочки известняка или мела, проектор, экран, презентация , учебники Биология 5 кл, География 5-6кл. под редакцией А.И. Алексеева (УМК «Полярная звезда»), карта, атлас, мультимедийные средства.
Ход урока
1.Организационный момент Проверяют готовность ребят к уроку, начинают урок.
Учитель географии:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Учитель биологии:
А девизом нашего урока будут слова:
«Думаешь –коллективно!
Решаешь – оперативно!
Отвечаешь – доказательно!
Борешься – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Учитель географии:
Сегодня мы проведём с вами необычный урок. Нас сегодня двое. На уроке мы рассмотрим связь между биологией и географией.
2.Актуализация знаний.

Учитель географии.
Ребята, послушайте звукозапись и попробуйте определить, о чём на уроке пойдёт речь (звучит запись «Звуки леса»)

Учитель биологии:
Кого вы услышали в лесу?
Перечислите их.
Кроме птиц, какие животные ещё встречаются?
А по каким признакам можно отличить животных от растений? Ответы запишите в рабочий лист. (Приложение 1)
Кто закончил, проверьте себя и поставьте оценку на полях.
3. Целеполагание и мотивация
Учитель географии:
Определить тему нашего урока мы сможем, с помощью этого предмета, разгадав ребус. (Приложение 2)
-Что можно узнать с помощью глобуса?
-Что называется географическими координатами?
-Как определить географическую широту?
-Как определить географическую долготу?
-Что расположено на глобусе?
-Кто заселяет материки?
-Какие животные?
Давайте сформулируем тему урока
Исходя из темы, поставьте задачи на урок.
4.Первичное усвоение знаний
Учитель биологии:
говорит о классификации животных: одноклеточных и многоклеточных.
Действительно, животных очень много. Их насчитывается около 1,5 млн. видов. Совокупность животных называют фауной.
Давайте познакомимся с одноклеточными организмами.
Из чего состоит клетка животного?
Так как в клетке имеется ядро, они относятся к эукариотам.

А теперь посмотрим на многоклеточных животных
(чучело голубя, влажный препарат аскариды и гадюки, коллекция насекомых).
Назовите основные группы животных (схема).
Где они обитают? Отметьте цифрами 1,2,3 те места, где обитают животные.
Оцените себя.

А где можно встретить аскариду?
Такие животные называются паразитами, а остальные - сапрофитами.
5. Физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись
А теперь назад прогнулись
Разминаем руки, плечи
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, смотреть, читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем
Вправо, влево, раз и два
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
6.Осознание и осмысление знаний
1. Учитель географии:
предлагает посмотреть на картину (А.К.Саврасов Грачи прилетели) и ответить на вопрос «Как влияет природа на животных»?
Земля является частью Солнечной системы. Все обитатели нашей планеты, в том числе животные испытывают на себе влияние процессов, происходящих в космическом пространстве. Прежде всего, это влияние Солнца. Без Солнца жизнь на Земле невозможна: оно обеспечивает нас теплом и светом, т.е. энергией, которая необходима для жизненных процессов.
Изменение продолжительности светового дня указывает животным на приближение весны (картина А.К.Саврасова) и осени. В умеренном климате уже с середины лета, несмотря на наличие тепла и пищи, животные начинают готовиться к зиме. Они нагуливают жир, линяют, птицы готовятся к отлёту, собираются в стаи.
2.Работа с учебником биологии
Учитель биологии: рассмотрите рис.46 и 47 на с.54 и заполните схему.
Оцените работу в группе.

7. Первичное закрепление
1.Нахождение географических координат животных-работа в парах
Учитель географии:
А) Определите географические координаты объектов и узнаете, кто там обитает (в учебнике географии открыть атлас и найти объект, выделенный красным значком)
Н.п.Серенгети - 20ю.ш. и 340в.д. – жираф
Лазовский заповедник – 430с.ш. и 1330в.д. – амурский тигр
Астраханский заповедник – 430с.ш. и 470в.д. – стерх
(кто определил координаты, тот выбирает конверт со своими координатами и узнаёт о животном)
Б) Определите объект по географическим координатам:
80с.ш. 810в.д. – остров Шри-Ланка
280ю.ш.109з.д. – остров Пасхи
420ю.ш. 1480в.д. – остров Тасмания
А на островах обитают животные? Оцените работу в паре. К какой группе относятся животные? (возврат к классификации)
2. Учитель биологии: объясните пословицы с биологической точки зрения (в рабочем листе у каждого ученика одна пословица)
-Одним кнутом коню силы не прибавишь. (Латвийская).
-Лев уже и львёнком грозен. (Азербайджанская).
-И безрогую корову дразнить не следует. (Индонезийская).
-Бойся тигра, а не его следов. (Вьетнамская).
-Волк остаётся волком, даже он не съел твоей овцы. (Монгольская).
-Следуй за голосом собаки, а не шакала: первый ведёт в деревню, а второй – в пустыню. (Арабская).

8. Домашнее задание
Учитель географии: прочитать по биологии параграф 12, и выбрать одно задание:
Составить кроссворд о животных
Подготовить сообщение с рисунком «Моё любимое животное»
Проектное задание по географии на с.55
9. Итог урока
Учитель биологии: вернёмся к задачам, поставленным в начале урока. Что мы достигли?
А связь между биологией и географией существует? Оцените себя и поставьте общую оценку за урок в рабочий лист.
10.Рефлексия
Учитель географии: выберите одно предложение и закончите его:
Сегодня я на уроке узнал
У меня появился вопрос
На уроке я научился
Я испытывал затруднения
Мне было интересно
Меня удивило




















Приложение 1.
Рабочий лист урока
Тема________________________________________________________________________
Основные признаки животных
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Оценка________
Клетки, которые не имеют оформленные ядра, относятся к прокариотам.
Организмы, имеющие в клетках оформленное ядро с ядерной оболочкой являются _______________________________________________________________________


Оценка__________
Заполни схему:
Многоклеточные животные
группа – роль в природе
группа – роль для человека
Оценка_________
Определите географические координаты объекта:
Национальный парк Серенгети -
Лазовский заповедник -
Астраханский заповедник –
Определить объект по географическим координатам:
80с.ш., 810в.д. –
280ю.ш.,109з.д. –
420с.ш., 1480з.д. – Оценка________
Прочитайте и объясните смысл пословицы с биологической точки зрения
-Одним кнутом коню силы не прибавишь.(Латвийская).
-Лев уже и львёнком грозен. (Азербайджанская).
-И безрогую корову дразнить не следует. (Индонезийская).
-Бойся тигра, а не его следов. (Вьетнамская).
-Волк остаётся волком, даже он не съел твоей овцы. (Монгольская).
-Следуй за голосом собаки, а не шакала: первый ведёт в деревню, а второй – в пустыню. (Арабская).

Самооценка Оценка учителя

Рефлексия – выберите одно предложение и продолжите фразу:
Сегодня я на уроке узнал
У меня появился вопрос
На уроке я научился
Я испытывал затруднения
Мне было интересно
Меня удивило


















Приложение 2.


Глобус

Picture 8Описание: Изображение000115