Помни прошлое…(конспект урока по чувашскому языку 4 кл)


Ход занятия
-Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать наше занятие, давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу и разделимся на 2 команды.
На доске прикреплены два высказывания. Прикрепите, пожалуйста, свой стикер под одним из них, и мы выясним, в какой команде будет заниматься каждый из вас.
(НА ДОСКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:)-Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел.(Ж. Жори)
-Память как волшебное сито, оно пропускает мусор и сохраняет золотые зерна.(К. Паустовский)
-Как вы понимаете эти высказывания?
(В жизни мы проходим через множество событий,но способны поддерживать связи не во всем, через что прошли.
Множество событий выпадает из поля зрения.
Все борцы за свободу несли огонь, освещая путь человечеству. Мы должны помнить прошлое.)- Каждый из вас выбрал понравившееся высказывание. Вы - команда.
Посоветуйтесь и решите, что может быть спрятано за занавесом?
(На столе скрыты предметы быта древних чувашей)
(Дети называют предметы)
(Учитель показывает предметы и называет их)
Лапти, колодка, платье, сурпан, прялка, веретено.
- О чем же мы будем сегодня говорить?
(О прошлом, предметах быта чувашей в прошлом.)- Как вы думаете, сумеем ли мы на нашем занятии пополнить свои знания об обычаях, жизни, быта чувашского народа?
Перед вами 2 полоски разных цветов. Если вы считаете, что у нас получится ответить на этот вопрос, то приклейте к высказыванию красную полоску, если нет – зелёную.
(Дети делают выбор)
- С глубокой древности человек изучал прошлое своих предков. Долог и тернист был этот путь. Протянулся этот путь через сотни лет. И вот мечта людей осуществилась – человек изучает прошлое.
(Рассказ учителя с применением презентационного материала.)
Очень тяжелая была жизнь древних чувашей. Крестьяне кололи из дубовых или липовых обрубков, лучины , закрепляли ее на, светец, зажигали и получали свет в доме. Лучину вставляли вниз горящей стороной, а под ней ставили глиняный горшок или другую емкость с водой, куда падал пепел сгоревшей лучины. Лучина сильно дымила, и весь дом наполнялся едким дымом.
Но люди даже при таком свете без дела не сидели. Женщины пряли на прялке нитки из шерсти, вязали носки и другие теплые вещи, ткали холсты и даже вышивали.
Прялку готовили также из липы, потому что липа – мягкое, легкое, чистое(без смолы) дерево. Нижняя часть прялки чаще готовилась из осины(более крепкая), а верхняя часть из липы. Шерсть для прялки завязывали веревкой, свитой из мочалки, которую готовили из липовой коры.Чуть позже был придуман ткацкий станок. При работе на этом станке требовалась большая сноровка, внимательность , осторожность.
Мужчины плели лапти из лыка или ремонтировали другую домашнюю утварь, необходимую в хозяйстве: корзины, лукошки…
Лапти плели из бересты, из соломы, из лыка вяза, из ивовой коры, из кожаных ремешков с помощью колодки. Даже летом лапти не одевали на босую ногу. Сначала одевали шерстяные носки, ногу обматывали холщевой портянкой, или одевали чулки из домашнего сукна, затем надевали лапти и завязывали с помощью длинных завязок или веревок из мочалки. А завязывать надо было соблюдая определенный порядок.
(В ходе лекции воспитатель задаёт вопросы на понимание материала.)
- Где же спали маленькие дети? Для них мужчины готовили из коры липы люльку, которую прикрепляли на потолок и женщины, а иногда и дети постарше качали люльку и успокаивали младенца.
Люлька была столь же необходимым атрибутом, как, скажем, стол или печь. Потому и делать люльку поручали настоящему мастеру, непременно с добрым сердцем, ну и непременно с золотыми руками. Сделать самый простой вариант люльки мог и сам хозяин, вот только дерево надо было выбрать подходящее. Распространенными материалами был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы.
Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался моток проволоки, так называемый «качок», на который и вешалась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, и ногой. «Рулить» люлькой надо было умеючи: чуть посильнее качнешь, и, кувырк, младенец на полу. Часто «рулить» доверяли несовершеннолетним: девочкам 7-8 лет, среди которых обнаруживались настоящие таланты – «славные пестуньи», которые легко могли угомонить слишком резвого дитятку.
Люлька становилась для крошки маленьким миром, который украшался всеми возможными способами: в изголовье часто вырезали солнце, в ножках – месяц и звезды, крепилось некое подобие современных погремушек – разноцветные тряпицы, деревянные ложки, надутый бычий пузырь с горсткой зерна, непременно клали иконку и крестик. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом становился полог: он и от назойливых кровососущих уберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.

Иногда люльку прикрепляли на длинную жердь из черемухи или рябины, так как эти деревья гнутся, но не ломаются.
- Напомните, пожалуйста, для чего нужен был светец?
- Чем занимались вечерами женщины?
- Какую работу выполнял мужчина в доме?
- Как использовали люльку?
-А теперь давайте проведём командную викторину по теме нашего занятия.
(Педагог подробно объясняет ход проведения викторины. )Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопрос.
Первоклассник Сережа был сегодня на уроке очень невнимателен. Перед своим соседом Антоном он хвалился своими знаниями. Антон молчал. Он смотрел внимательно на учителя и слушал в каждое слово.
На следующий день ребята писали диктант. У Сережи было очень много ошибок, а у Антона – ни одной ошибки.
Как это ему удалось?
(Внимательно слушал, не отвлекался.)
Были ли вы так же внимательны? Каждая команда выбирает по 1 предмету со стола и рассказывает о них другой команде.
- Что это? Для чего оно?
- Что заменяет его сегодня?
(Рассказывают про лапти – 1 командаПро прялку – 2 команда)- Ребята, где можно еще больше узнать о жизни древних чувашей?
(В краеведческом музее, в библиотеке, у бабушек и дедушек, из старых кинофильмов)
- Ребята, прикрепите ваши стикеры к тому высказыванию, команда которого лучше рассказала о предметах быта древних чувашей.
Сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие в прошлое.
Давайте представим, что одна команда живет в прошлом, Покажите мимикой и жестом как вы прядете, вышиваете, качаете ребенка в люльке.
А что же сегодня? Настоящее отличается от прошлого? Чем? А другая команда живет в сегодняшнем мире.
Изобразите мимикой и жестом, какие новшества появились в настоящее время: электрический свет, телефон, телевизор, машины, самолеты…
Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнись.
-Ребята, а сейчас, по окончании нашего мероприятия, я предлагаю вам самостоятельно оценить его. Перед вами стикеры красного, жёлтого и голубого цвета. Если вы остались довольны занятием, вам было интересно на нём и вы узнали много нового о жизни чувашского народа в древности и о предметах, которыми они пользовались – возьмите красный стикер. Если остались не очень довольны занятием – возьмите жёлтый стикер, а если совсем не довольны – голубой стикер. Прикрепите каждый стикер нужного цвета перед нашими высказываниями, которые мы с вами выбрали в начале занятия.
Дети делают выбор.
Учитель подводит итоги занятия.