презентация на тему Свадебные обряды тувинцев


Свадебные  обряды  тувинцев  МБОУ Суг-Аксынская СОШ Эпиграф Жизнь человека включает в себя определенные этапы, из них главные: рождение, наречение, вступление в брак, критический возраст, повторяющийся через каждые 12 лет, и, наконец, смерть. Каждый из этих этапов в той или иной степени отражает влияние религиозных различных систем, в том числе и буддизма. Цель: Ознакомить слушателей с традиционными  свадебными  обрядами  тувинцев  в XVII-XIX века. Дать представление о свадьбе и о жизни новобрачных. Дать подробное описание этапов свадьбы, специальных молитв и песен. Задачи: Составить чёткое представление о свадьбе, выделить и подробно рассмотреть этапы свадьбы, показать свадебные костюмы жениха и невесты. Введение Тувинские свадебные обряды вобрали в себя все виды искусства и развлечения народа. Свадьба была своего рода местом, где проявлялась народная мудрость, смекалка и находчивость, выявлялись знания истории рода, местности, умения владеть острым словом, что очень ценится у всех народов. Основополагающий вопросВозможно ли возрождение тувинских свадебных традиций в современное время? Из истории Вступление в брак издавна семья у тувинцев является не только социальным институтом, но и трудовым коллективом, основной ячейкой рода, чем и объясняется ее высокое положение в социальной организации общества. В тувинском обществе господствует моногамный брак, который в основном регулируется экзогамными запретами, распространяющимися на родственников по отцовской линии до определенного поколения. В круг лиц, к которым относятся эти запреты, входят все члены кровнородственной группы, имеющей происхождение от одного предка - родоначальника. Речь в данном случае идет о роде, основанном на фактическом кровном родстве, а не об официальном роде, который представляет собой административную и фискальную единицу. Наиболее распространенной формой брака является брак по сватовству. Раньше из-за господства в быту патриархальных отношений договор о браке заключался родителями жениха и невесты, а если последние были сиротами, то их родственниками или опекунами. Участие молодых в обсуждении вопросов женитьбы или замужества почти не допускалось. Жених для дочери и невеста для сына выбирались только старшими. В патриархальном семейном быту молодые не осмеливались противоречить старшим, им достаточно было дать формальное согласие на брак, и вопрос считался решенным. Традиции бракаВ тувинском обществе господствует моногамный брак, который в основном регулируется экзогамными запретами, распространяющимся на родственников по отцовской линии до определенного поколения. В круг лиц, к которым относятся эти запреты, входят все члены кровнородствен­ной группы, имеющей происхождение от первого предка-родоначальника.Экзогамия внутри отцовского рода соблюдается стро­го.  Тувинцы  берут жен всегда из чужого рода, по возмож­ности издалека. Брак внутри отцовского рода расценивался как недопустимое и позорное нарушение правил обычая. Только после седьмого поколения от общего предка клан разрастается на столько, что на основе его образуется уже два самостоятельных экзогамных рода, которые в отличие от предыдущего могут обменяться невестами. Этапы свадьбы«Айтырар»- сватовство«Шай бузар» - расколоть чай. «Малдаар» -ездить за скотом.«Дугдээр» - обвенчание. «Ог тою» - семейный пир в свадебной юрте.«Хун коргузер» - назначить день свадьбы.«Куда дужурер» - свадебный пир. Свадебная одежда невесты «Сай чаъш» - после сватовства девушки заплетали еще одну косу.«Тон» - свадебный костюм.Головные накидки «Думаалай», «Баштангы», украшения.Передавались специ­альные поясные свадебные пряжки «дерги», сде­ланные из серебра.Для невесты готовили новую кожаную обувь. Свадебная одежда женихаРоскошный, праздничный костюм.безрукавку «хурме»«кандаазын» - головной убор«кадыг идик» - кожаные сапоги«кежеге» - прическа жениха. Свадебные развлечения, игры«тевек» - почекушки«буга шыдыраа»-бычьи шахматытанец «цам».песни-напутствия ЗаключениеСо временем в жизни общества произошли большие изменения, и роль родителей в вопросах брака их детей стала не столь решающей. В настоящее время выбор жениха или невесты стал делом самих молодых, хотя мнением родителей по-прежнему очень дорожат. Но в современных условиях родители стали больше доверять своим детям в вопросе выбора ими брачного партнера.Ценностные ориентации молодежи изменились - теперь главной мотивацией брака у них являются взаимная любовь и привязанность, основанные, как правило, на общности интересов, взглядов на жизнь, вкусов и привычек. В то же время при выборе брачного партнера продолжают учитываться некоторые традиционные факторы. Так, в тувинском обществе существенным моментом в вопросах брака была и по сей день остается репутация семей жениха или невесты. В понятие "репутация семьи" прежде всего входят отношение членов семьи к труду, физическое здоровье, наличие детей в семье и т.п.. Большое значение при выборе спутника жизни придается также таким качествам, как ум и смекалка, честность и скромность, доброта и бескорыстие, уровень образования и социальный статус. Список использованных литератур и источников:Монгуш М.В. «История буддизма вТуве.(II-половина и конец XX века)». г.Новосибирск ; изд-во «Наука»; 2001г.;200 стр.Монгуш И.В «Ламаизм в Туве. Историко-этнографические исследования». г.Кызыл; Тувинское книжное изд-во; 1992г;144 стр .Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. «Традиционный тувинский костюм (история и символика)». г. Кызыл.;Типография Госкомитета по печати и массовой информации Респ. Тува ;2000г; 72 стр.Газетная статья В. Багай-оола «Традиция и религия».г.Кызыл; Газета «Тувинская правда» ;1988г; I-ое полугодие; 2 МартаСамбу И.У. «Из истории тувинских игр(историкоэтнографический очерк)». г. Кызыл. Тувинское книжное изд-во. 1974г. 30 стр. Спасибо за внимание!!!