Методическая разработка по теме Применение здоровьесберегающих технологий в нашей школе

Здоровьесберегающие технологии
в профессиональной деятельности педагога


Профессия учителя является стрессогенной. Постоянный контакт с учениками и родителями требуют высокого нервно-эмоционального напряжения. Последствия нервных стрессовых переживаний педагогов проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Нередко возникающие конфликтные ситуации отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. «Букет» болезней становится больше в зависимости от педагогического стажа учителя.
Так, в нашей школе работают 78 педагогов, которые по возрасту делятся на следующие группы:
- моложе 25 лет – 7 человек;
- 25 – 35 лет – 7 человек;
- 36 – 54 года – 39 человек;
- пенсионеры – 25 человек.
В процентном отношении это хорошо видно на диаграмме:



Коллектив школы состоит в основном из людей зрелого возраста.
Анализируя анкеты учителей, мы выделили основные факторы, которые влияют негативно на их здоровье, а именно:
большая нагрузка (для получения большей зарплаты);
стресс;
слабая двигательная активность;
отсутствие возможности оздоровления в летний период (70% опрошенных педагогов в летний период нигде не оздоравливались за последние 3 года, а из оздоровившихся большинство проводили на даче).
Основные заболевания наших учителей это:
болезни горла: ларингит, фарингит, так как учитель вынужден много говорить в процессе урока;
нарушения функций опорно-двигательного аппарата , что сопровождается остеохондрозом и другими проблемами с суставами и позвоночником.
проблемы с желудочно-кишечным трактом (колиты, гастриты, язвы) в результате неправильного питания;
болезни сердечнососудистой системы;
нервно-психические заболевания;
хроническая усталость.
Изучив литературу по вопросу здоровья современного учителя, мы пришли к выводу, что аналогичные результаты получены в большинстве учебных заведений.
Таким образом, одной из проблем современной системы образования является проблема сохранения профессионального здоровья педагога.
Понимая важность и актуальность данной проблемы, мы определили одну из главных целей нашего образовательного учреждения: сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов посредством совершенствования здоровьесберегаюшей образовательной среды. Нами разрабатывается проект «Здоровая школа», одним из подпроектов которого будет «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога».
Мы видим следующие пути улучшения психического, физического и социального здоровья наших педагогов:
Формирование эффективного учебного процесса с помощью внедрения электронных средств. Это: а) снимает физическую и психическую нагрузку с учителя; б) мотивирует учащихся; в) легче запоминается; г) сокращается объем домашних заданий, что позволяет учащимся больше времени использовать на занятия в кружках и секциях). Создан электронный учебник «Безопасная школа» для 9 – 10 классов (с музыкой Моцарта «Мелодия ангелов», «Турецкий марш», позволяющей активировать или успокоить настрой урока). Начата работа над учебником «Здоровая школа» для 5 – 8 классов + электронный учебник.
Создание кабинета интенсивной подготовки для педагога (с музыкой, компьютером, ароматерапией для подготовки к урокам, к выступлению)
Проведение психологических тренингов по сохранению здоровья для педагогов (был в феврале).
Создание комнаты психологической разгрузки с ароматерапией, массажным креслом, музыкотерапией, кислородными коктейлями.
Создание музыкальных пауз на переменах с телевизионными программами клипов, снятых самими учащимися (юмор, показ призеров спортивных соревнований или интересного классного мероприятия).
Создание информационного банка здоровья для педагогов и учащихся (диагностика здоровья специалистами – медиками, компьютерная диагностика, оценка и коррекция иммуно- дефицитного состояния с помощью аппарата «Хелпер»).
Использование медицинских технологий по коррекции йододефицита (Фарм. Академия), т.к. недостаток йода влечет за собой слабую деятельность щитовидной железы и как следствие – плохую мыслительную деятельность.
Формирование культуры питания (рациональное питание, коктейль бар, фито чаи).
Создание лаборатории инновационных методов педагогики с привлечением специалистов из педагогического университета, медицинской и фармакологической академий.
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для учителей (ЛФК, производственная гимнастика, настольный теннис, занятия на тренажерах и т.д.)
Проведение корпоративных мероприятий с выездом на природу (Каменный город, Усть-Качка, туристические базы).
Внедрение проекта «Путь к успеху» для педагогов и учащихся (развитие феноменальной памяти, искусство публичного выступления).
Создание театра миниатюр на тему здоровья («Прививкин») для учащихся и педагогов.

Думаем, что осуществив данные мероприятия, у педагогов нашей школы снимется эмоциональное, нервное, психическое и физическое напряжение. Здоровье окрепнет. Интерес к своей профессии возникнет вновь. Творчество и активность станут постоянными спутниками педагога.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15