Пояснительная записка по литературному чтению, УМК Перспектива


1. Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373
2. Образовательная программа ООО МБОУ Балыксинская СОШ, утверждённая приказом № 157 – 1 от 28.08.2015г.
3.Учебный план МБОУ Балыксинская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённый приказом № 158 от 31.08.2015г
Цели и задачи:
Цель: формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
Задачи:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Отличительные особенности предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. 
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
1. «Виды речевой деятельности» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Виды читательской деятельности»
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
3. «Литературная пропедевтика» нацелен на развитие художественно эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях:
уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, свое образное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла
прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.
4. «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности»
определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
5. «Творческая деятельность учащихся»
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Межпредметная связь:
● позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению;
● повышает уровень знаний по предмету, изменяет уровень интеллектуальной деятельности;
● даёт возможность показать мир во всем его многообразии, привлекая научные знания, литературу, музыку и живопись;
● способствует эмоциональному развитию детей.
Раздел программы Межпредметная связь Практические работы, экскурсии, проекты
Любите книгу. Музыка, Экскурсии , слушание музыки
Краски осени. ИЗО, музыка Экскурсии, слушание музыки
Мир народной сказки. ИЗО, русский язык Сочинение
Веселый хоровод Математика. ИЗО Экскурсии
Мы друзья. Русский язык Экскурсии , сочинение
Здравствуй Зимушка-Зима. ИЗО, технология, музыка Практическая работа
Чудеса случаются. музыка Экскурсии , слушание музыки
Весна, весна и все ей радо. Русский язык, ИЗО, окружающий мир Экскурсии, сочинение
Мои самые близкие и дорогие. Окружающий мир. ИЗО Экскурсии
Люблю все живое. ИЗО, окружающий мир, музыка Экскурсии , слушание музыки
Жизнь дана на добрые дела. Русский язык, Экскурсии , сочинение
В программе отражены темы национального, регионального и этнокультурного содержания образования.
Тема урока Содержание НРЭСО
Книга - учитель Хакасские и шорские пословицы, мудрость народов России
Мы идём в библиотеку Книги на языках соседских народов
Осень в творчестве поэтов Стихи об осени поэтов Хакасии
Узнай сказку Шорские и хакасские народные сказки
Авторская и переводная литература Книги с переводом на русский язык
С.Михалков «Как познаются друзья» Стихи о дружбе и взаимной помощи детям разных народов
С.Есенин «Берёза» Беседа о священном дереве для многих народов
С.Маршак «Декабрь» Фотопейзажи Абакана зимой
А.С.Пушки «Сказка о рыбаке и рыбке» Авторские сказки в стихах шорского и хакасского народов
Наш таетрПроект «Маленькие сказки большого народа»
Весна, весна – и всей радо! Стихи поэтов РХ
Люблю всё живое Книги о животных и растениях родного края
В.Осеева «Просто старушка» Обычаи почитания старших в шорских, русских и хакасских семьях
Жизнь дана на добрые дела Тематические поговорки и пословицы в эпосе народов России
Преемственность по предмету.
Учет преемственности в учебном процессе возникает между учебными годами. Необходимо учитывать знания, полученные учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала. Считаю актуальной ориентированность современных программ на общее развитие ребенка и определенный уровень сложности материала для начальной школы, который затем, в средней школе, не должен быть “потерян”. Сочетание ценностного, личностного и деятельностного подходов необходимо при реализации непрерывного образования. При изучении курса «Литературное чтение» по программе « Перспектива» с первого по четвертый класс осуществляется преемственность, сохраняются разделы, но происходит расширение изученного материала по каждому из них.
3.Место учебного предмета в учебном плане школы.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса«Литературное чтение» во 2 классе начальной школы отводится 136 часов(4 часа в неделю ,34учебные недели) . В количество часов могут вноситься изменения согласно учебного плана и годового графика работы школы.
4. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности :Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст.
Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовнонравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника
поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные,
Научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Хакасские сказки.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Произведения хакасских писателей и поэтов.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Любите книгу (9ч)
Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация Ю.Энтин. Слово про слово. В. Боков Книга – учитель....
Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах. Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская. В монастырской келье…Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Мои любимые художники - иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин. Самостоятельное чтение. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.
Краски осени (13ч)
Вводный урок. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.
В художественных произведениях А.Пушкина, С. Аксакова. Осень в произведениях живописи В.Поленова, А. Куинджи. А.Майков. Осень. С.Есенин. Закружилась листва золотая… Ф.Васильев. Болото в лесу. Эпитеты и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах .И.Токмакова. Опустел скворечник… А.Плещеев. Осень наступила… Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь. Семейное чтение. С. Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии. Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень».Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Мир народной сказки ( 16 ч)
Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И. Даль.
Русская народная сказка. Заячья избушка. Рассказывание сказки по серии иллюстраций. Русская народная сказка. Лисичка- сестричка и серый волк. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков. Корякская сказка. Хитрая сказка. Сравнение героев сказок. Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям. Русская народная сказка. У страха глаза велики. Составление плана сказки. Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки. Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника. Нанайская сказка. Айога. Выразительное чтение диалога. Ненецкая сказка. Кукушка. Сравнение событий сказки. Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.
Весёлый хоровод (10ч)
Вводный урок. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.
Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.Проект. Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.Народные заклички. Приговорки, потешки, перевёртыши.Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.Самостоятельное чтение. Д.Хармс. Весёлый старичок. Небывальщина.Семейное чтение. К.Чуковский. Путаница. Небылица.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод»
Мы- друзья (11ч)
Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.
Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. Настоящий друг. В. Орлов. Настоящий друг. Сочинение на основе рисунков. Н.Носов. На горке. Подробный пересказ от имени героя. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Самостоятельное чтение. С.Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей».Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение содержания рассказа. Наш театр. И.А.Крылов. Стрекоза и муравей. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу
Здравствуй, матушка-зима! (11ч)
Вводный урок. Основные понятия раздела: выразительное чтение. Проект. Готовимся к новогоднему празднику.
Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…Ф. Тютчев. Чародейкою Зимой… С. Есенин. Берёза. Поёт зима, аукает…Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. Рождественское. К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике. К. Бальмонт. К зиме. Выразительное чтение. С.Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности: олицетворения. А.Барто. Дело было в январе. Сказочное в лирическом стихотворении. С.Дрожжин. Улицей гуляет… Выразительное чтение. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается…
Чудеса случаются (17ч)
Водный урок. Основные понятия раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина.
А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказки. Особенности литературной сказки. А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка? Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Герои сказки. Особенности литературной сказки. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка? Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки. Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок. Э. Распэ. Из книги « Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского. Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки. Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата. Наш театр. К.Чуковский. Краденое солнце. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу
Весна, весна! И всё ей радо! (11ч)
Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Ф.Тютчев. Зима недаром злится… Приём контраста в лирическом стихотворении. Весна в лирических произведениях И.Никитина, А. Плещеева, И.Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведении живописи А. Куинджи. Сравнение произведений. Картины весны в произведениях А.Чехова, А. Фета, А. Барто. Составление вопросов на основе прочитанных произведений.
Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный. Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна»Семейное чтение. А.Майков. Христос воскрес! К.Крыжицкий. «Ранняя весна»Наш театр. С.Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Мои самые близкие и дорогие (8ч)
Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность.
Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю.Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение. А.Барто. Перед сном. Р.Сеф. Если ты ужасно гордый… Рассказ о маме. Дж. Родари. Кто командует? Главная мысль. Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто. Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек.
Наш театр. Е.Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Люблю всё живое. (16ч)
Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому.С. Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания текста. Г. Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев.
П.Пришвин. Ребята и утята. Составление плана .Е.Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов. Сравнение художественного и научно - познавательного текстов. Н.Рубцов. Про зайца. Заяц (из энциклопедии).Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом. Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана на основе опорных слов Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок. Семейное чтение. В.Сухомлинский. Почему плачет синичка? Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту. Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок – колючий бок. Инсценирование. Шутки- минутки. В. Берестов, заяц – барабанщик. Коза. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу
Жизнь дана на добрые дела (14ч)
Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. Какие дела самые важные. С.Баруздин, стихи о человеке и его делах. Заголовок. Л.Яхнин. Пятое время года, Силачи. Заголовок. В. Осеева. Просто старушка. Смысл заголовка.
Кого можно назвать сильным человеком. Э Шим. Не смей! А.Гайдар. Совесть. Е. Григорьева, Во мне сидит два голоса… Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. В. Осеева. Три товарища. Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».И.Пивоварова. Сочинение. Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».Мы идём в библиотеку. Рассказы Н. Носова. Самостоятельное чтение. Н.Носов. Затейники. Подбор заголовка. Н.Носов. Фантазёры. Чтение по ролям Семейное чтение. И Крылов. Лебедь, Щука и Рак. Смысл басни. Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим:
Технология проблемно- диалогического обученияТехнология критического мышленияТехнология деятельностного обученияИгровая технологияИКТ
Технология дифференцированного обученияЗдоровьесберегающая технологияТехнология педагогических мастерских
Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
тематические проверочные (контрольные) работы;
проектыпрактические работытворческие работыдиагностические заданиясамоанализ и самооценка
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
2 класс
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
6.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-наглядное оборудование
№ Оборудование
Портреты русских и зарубежных писателей.
Интерактивное учебное пособие- 1-4 кл.
Компьютерное и прикладное оборудование
№ Оборудование
1 Персональный компьютер
3 Мультимедийный проектор
4 Интерактивная доска
Интернет ресурсы
www.1september.ruhttp://school-collection.edu.ru/Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
7. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
• осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье
(любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои
чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
• осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
• проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и
нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
• иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту
и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.);
• допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно,
приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
• проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
• проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
• включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;
осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры;
осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении;
понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме;
оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.);
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные посмыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
8. Список литературы
Учебник Методические пособия для учителя
Литературное чтение 2 класс в 2-х частях Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,
Л. А. Виноградская.
М. «Просвещение» 2011г
Примерная программа начального общего образования. ФГОС.в 2-х частях М. «Просвещение» 2010г.
«Литературное чтение» методическое пособие с поурочными разработками 2 класс Бойкина М. В. 2011г.