Формирование здорового образа жизни у детей девиантного поведения во внеурочное время.


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Среди жизненных ценностей современного человека здоровье занимает первое место. Мы, учителя и воспитатели, несомненно, хотим видеть своих учеников радостными, бодрыми, умными, социально адаптированными, психически уравновешенными, духовно богатыми, потому что только такие дети смогут найти свое место в жизни, стать полезными обществу. Здоровье - это элемент индивидуальной культуры человека, и поэтому, начиная с самого раннего детства и на протяжении всей жизни, мы говорим о культуре поведения человека, о его образе жизни. Именно образ жизни - самый важный показатель среди всех составляющих здоровья. Чтобы повлиять на него, необходимо приложить усилия как самой личности, так и семье, обществу в целом.
Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат нестабильности общества, влияющего на формирование ценностных ориентаций личности, неблагоприятных семейно - бытовых отношений, отклонения от норм принятых в обществе. Все это подрывает уверенность ребенка к себе, его способность к самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.
Приоритет в своей работе мы даем именно таким детям, поведение которых отклоняется от общепринятых норм и правил и получившего название «девиантное», стараемся им помочь, так как им нужна постоянная целенаправленная, систематическая помощь и поддержка со стороны взрослых. Поэтому большая ответственность за состоянием здоровья ложится на педагогов - воспитателей, психологов и врачей.
Свободное времяпровождение молодых людей отличается большим разнообразием, наполняется весьма противоречивым содержанием, резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей.
Именно неорганизованность досуга является одной из ряда причин девиантного поведения учащихся.
Поэтому, нами было проведено анкетирование учащихся, анализ результатов которого позволил выявить спектр интересов, потребностей и установок подростков с целью организации работы по программе «Досуг».
В ходе анкетирования было опрошено 21 человек: из них 43%- девушки от 15 до 17 лет, 57% - мальчики от 15 до 17 лет, обучающиеся в школе. На вопрос « Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?» подавляющее большинство респондентов ответили: не пить, не курить, заниматься спортом. А такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь 10% опрошенных мальчиков и 12% девочек. На вопрос «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?» ответ «Да» выбрало 24% юношей и 25% девушек. Деятельность нашего коллектива по программе « Досуг» дает детям возможность реализовать свои внутренние потребности.
Программа « Досуг» включает четыре группы основных форм деятельности:
Традиционные праздники, конкурсы, смотры (творческие конкурсы«Мастера и мастерицы», « Любимая игрушка», « Ярмарки»; праздники « Новый год», устные журналы, конкурсы агитбригад, «ЮИД» и т.д.)Круглогодичные внеклассные мероприятия: игровые программы, интеллектуально-познавательные конкурсы, экскурсии, праздники.
Организация каникулярного отдыха: игровые программы, оздоровительные лагеря, туристические походы, природоохранительные акции, экологические экскурсии.
Общешкольные праздники, конкурсы: « Первый звонок» « Выпускной вечер», « Вечер встречи школьных друзей» и т.д.
Цель программы « Досуг»: изменение ценностного отношения подростков, формирование личной ответственности за свое поведение и образ жизни путем развития способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы; вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям.
Задачи программы:
Включение детей подросткового возраста во внеклассную работу.
Профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
Создание позитивного взаимодействия с проблемными детьми.
Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
Уменьшение факторов риска, приводящих к бесконтрольному поведению.
Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Удовлетворение разнообразных запросов детей во внеурочное время.
Анализ работы показывает, что больший эффект дают формы заимствованные с телевизионного экрана, лающие возможность проявить себя в чем-то.
Наибольший интерес у подростков вызывает активное участие в подготовке и проведении именно таких форм организации досуга, как дискотека. Нами было отмечено, что этом процессе дети девиантного поведения в большей степени проявляют активность. Поэтому педагог – организатор, классные руководители, воспитатели, психологи стали чаще привлекать « трудных подростков» к подготовке мероприятий, доверять им ответственные участки работы. Мы стали шире знакомить подростков с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями, т.е. внеклассную работу с детьми девиантного поведения направили на выведение детей из «зоны риска», на их духовное оздоровление, помогли скорректировать деятельности. Стало понятным, что эффективность воспитательного воздействия на подростков во многом зависит от включения таких детей в массовые представления, вечера отдыха, шоу- представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми, вечера отдыха, шоу-представления.
В конце учебного года провели повторное анкетирование, и результаты были следующими: на вопрос « Жить полноценной духовной жизнью» ответило «да» 47% учащихся; «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?» -53%.
Дети стали контактными, доброжелательными, раскрыли свои таланты, почувствовали психологическую защищенность. У некоторых детей улучшились показатели в учебе.
Таким образом, программа « Досуг» показала свои первые положительные результаты. По ней в дальнейшем будет продолжена работа, направленная на духовное развитие личности подростка, построенного на его взаимодействии с социальной средой и обществом в целом.