Социализация воспитанников через изучение культурного наследия региона


«Социализация учащихся через изучение культурного наследия региона».
В устном народном творчестве можно найти много интересных по содержанию, практически значимых, созвучных нашей эпохе идей. В нем отражается дух народа, веками накопленная и передаваемая из поколения в поколение народная мудрость.
Изучение устного народного творчества - это одна из фундаментальных форм познания окружающего мира, является средством формирования интереса к ведению научно исследовательской деятельности по этнографии, краеведению и хакасскому языку и литературе. Исследовательская практика является средством развития личности воспитанника, которая совершенствует его интеллектуальный потенциал и этнокультурную компетенцию.
Тему для исследования выбираем в соответствии с интересами воспитанника. Например, воспитанница занималась в художественной школе и её заинтересовала символика цвета в традиционной культуре хакасов. Были прочитаны много различной литературы по истории и этнической культуре хакасов. Неоценимую помощь оказали сборники Н.Ф.Катанова «Фольклор Саянских тюрков Х I Х в.», «Избранные научные труды, тексты хакасского фольклора и этнографии». Бутонаев В. Я. «Этническая культура хакасов», «Традиционная культура и быт хакасов», Бутонаева В.Я., Ултургашева А.А., Верник А.А. «Народные праздники Хакасии». Л.Р. Кызласова «Древнейшая Хакасия», Казачиновой Г.Г., Таторовой В. К. «Чыл пазы – Голова Года». Изучили героические сказания, сказки, мифы, легенды, народные предания, заговоры, благопожелания. Выяснили, что белый цвет символизирует истину и сакральную чистоту, верность и преданность. Голубой цвет обозначает благополучие мирного неба, гармонию и согласие, а также равновесие энергии Космоса и Природы. Красный цвет всегда олицетворял собой жизнетворные лучи Солнца дарующие, обитателям Среднего мира - жизнь, тепло, пищу и благополучие. Зеленый цвет – символ вечности живой природы. Таким образом, использование цвета как символа в ритуалах и обрядах, в мифах и легендах имело особое значение. Карина представляла свою работу на гимназической, муниципальной научно-пактической конференции, также на Катановских чтениях и занимала призовые места. Участвовала в республиканской конференции «Чыл пазы. Новый год в современной культурной жизни народа». Работа была опубликована в сборнике материалов республиканской научно- практической конференции.
В процессе работы над исследованием воспитанник постепенно учится находить и перерабатывать информацию, анализировать её и применить полученные знания. Он овладевает современными средствами информационных технологий и развивает коммуникативные способности. Обретенные знания и умения меняют характер ребенка. Воспитанник освобождается от психологических комплексов, страхов. Вырабатываются такие качества характера как самостоятельность, уверенность, решительность, настойчивость, ответственность, коммуникабельность. С воспитанником 7 класса Денисом Аёшином исследовали тему «Присоединение Хакасии к России». Участвуя, в гимназической научно-практической конференции, он занял первое место. На Всероссийском открытом конкурсе «Первые швги-2006» он получил диплом I-ой степени. Заочно принимал участие в региональной конференции «Многоязычие и поликультурность». Научно-исследовательская работа опубликована в сборнике материалов конференции. Другой воспитанник исследовали тему «Орнамент в традиционной культуре хакасов». На Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги-2006» она получила диплом II-ой степени.
Воспитанники живут в гимназии в отрыве от дома и необходимо создать домашнюю, теплую, спокойную атмосферу, способствующую успешной организации учебно-воспитательного процесса в классе. Использование в воспитательной работе пословиц и поговорок, как на русском, так и на хакасском языках, является ценным материалом. Например: «Ирте турган кiзi iкi улустiг полча»- «Кто рано встаёт, тот дважды удачлив»- утреннее пробуждение становится позитивным и настроенным на удачу. «Пуунгi тогысты тандага халдырба»- «Сегодняшней работы не оставляй на завтра»- выполнение домашней работы или любой другой, настраивает на завершение. «Кус сагысха алдырча». - «Сила уступает уму». «Угренген пайаанынан артых» – « Учение лучшее богатство». «Коптi пiлiп, ас чохтан чор». – «Много узнавая, мало говори» и другие. Используя в своей речи пословицы, поговорки, загадки, педагог учит этому воспитанников. Речь становится выразительным, богатым, образным, мудрым.
Изучение сказок, легенд, героических сказаний знакомит со многими героями вызывающих гордость и восхищение. Легенду о белой волчице использовали в воспитательной работе. «Ах пуур»- символ светлых сил, чистых помыслов, стало названием 7Гкласса. Заключительным мероприятием в 9-ом классе по изучению устного народного творчества стала презентация класса. Являясь потомками белой волчицы, каждый воспитанник рассказал на родном языке из какой он местности, из какого рода, о достижениях в учёбе, спорте, творчестве и высказал благопожелание одноклассникам. Например: «Чазын узах ползын, чайаанын позiк ползын» - «Пусть творческие достижения высокими будут, а жизнь долгой». «Улугларны аарлазан, узада куннi корерзiн»,- «Будешь уважать взрослых, долгими дни будут» и другие.
Изучение устного народного творчества связанно с изучением культурно-исторических памятников. Проводились экскурсии в Республиканском краеведческом музее, Минусинском краеведческом музее им. Н. М. Мартьянова, экскурсии в Ширинский район «Сундуки», и сакральным объектам, например, музей «Хуртуях Тас» в селе Полтаково и музей-заповедник «Казановка» Аскизского района. Воспитанники узнают много нового об истории родного края, о материальной культуре своего народа. Повысился интерес к учёбе. В результате в республиканской олимпиаде три победителя: (Саражаков Аркадий – алгебра астрономия; Капчигашева Евгения – география, Табаев Александр – физика), один призер (Капчигашева Евгения – история) На Всероссийской олимпиаде по географии в г. Москва Капчигашева Евгения стала призером. В республиканской научно-практической конференции, посвященной 25-летию научного общества «Чылтыс» Ховалых Татьяна заняла первое место. Она выступила с исследовательской работой о жизни и педагогической деятельности учителя русского языка и литературы С. И. Котожековой, «Путеводная звезда в будущее». Таким образом, в 11-ом классе воспитанники стали победителями Республиканской олимпиады по географии, алгебре, астрономии. Призёрами по истории, русскому языку, хакасскому языку. Изучение устного народного творчества воспитанникам прививает любовь к родному краю, к родному языку и этнической культуре народа и духовно обогащает, воспитывает уважительное отношение друг другу, как в семье, так и в обществе, тем самым способствует становлению полноценной, успешной личности воспитанника и дает хороший результат самореализации и социализации.