Использование информационных компьютерных технологий в подготовке специалистов музыкального дошкольного образования.


Использование информационных компьютерных технологий в подготовке специалистов музыкального дошкольного образования. Мартынова-Кисличенко Е.В.
Балхашский гуманитарно-технический колледж им. А.Мусина
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и в обществе. Время требует подготовить таких музыкальных руководителей детских садов, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь будущим педагогам в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, преподаватели педагогических колледжей, должны готовить таких музыкальных руководителей, которые могли бы идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Что же такое ИКТ?
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Каковы функции компьютера в работе будущего музыкального руководителя? 1.Источник учебной информации. 2. Наглядное пособие.3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.4. Средство подготовки выступлений.
Информационные технологии, например на музыкальных занятиях, помогают решить ряд задач: Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, будущий музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей. Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д. Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед будущим музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки  обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
Каковы же возможности применения ИКТ  в музыкальном воспитании дошкольников? Будущий музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает будущему педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. Используя возможности программы Power Point  можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности.
Так, в процессе восприятии музыки, будущий педагог может использовать компьютер во время знакомства с творчеством того или иного композитора. Возможно использование как портретов,  так и видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.
В разделе музыкально-ритмические движения и танцы компьютер может быть использован при создании  мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
В пении по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.
В музыкально-дидактических играх -   развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело –грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.
При знакомстве и игре на детских музыкальных инструментах  позволит познакомить с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением и тембром.
На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.
Конечно, создание мультимедийных презентаций требует от будущего музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, но в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к  музыкальной деятельности. С этой целью в кабинете методики музыкального воспитания БГТК им. А.Мусина в течение ряда лет идет накопление презентаций по различным видам деятельности дошкольников, с тем, чтобы стажеры могли использовать материал на пробной практике в детском саду, иметь собственную базовую копилку стажера.
Также в процессе музыкального воспитания дошкольников большую помощь будущему музыкальному руководителю окажут музыкально-компьютерные игры. Рассмотрим некоторые мультимедийные развивающие компьютерные программы, которые используют на пробной практике наши будущие специалисты.
Интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» (Медиахауз) относится к серии детских компьютерных программ «Играем с музыкой». Эта детская развивающая программа удачно сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. «Щелкунчик» поможет развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты. Программа включает в себя шедевры классической музыки в исполнении симфонического оркестра, а также девять игр на развитие музыкальных способностей и слух ребенка.
Интерактивная музыкальная игра «Алиса и Времена года»
(Медиахауз) также входит в серию игр «Играем с музыкой» и знакомит дошкольника с классической музыкой. В этой игре слились воедино два классических произведения музыки и литературы – «Времена года» Антонио Вивальди и «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Игра включает в себя оригинальные музыкальные головоломки, основанные на музыке Антонио Вивальди, задания и игры на тренировку музыкального слуха и памяти. Программа содержит в себе двенадцать забавных музыкальных игр, энциклопедию музыкальных инструментов и веселые стихи.
Развивающая музыкальная игра «Волшебная флейта» (Медиахауз) продолжает серию детских программ «Играем с музыкой». Как и другие программы этой серии, «Волшебная флейта» состоит из пяти игр на развитие музыкальных способностей и слуха дошкольника, викторины для любознательных, энциклопедии музыкальных инструментов, краткой биографии композитора, включает в себя музыку из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта». Загадки и викторины помогают научиться зрительно и на слух различать инструменты, позволяют развить музыкальный слух и память. А чтобы знакомство с оперой «Волшебная флейта» оказалось не только приятным, но и запоминающимся дети в любой момент могут обратиться к энциклопедии, где содержатся сведения о биографии композитора и история создания его творения.
Серия компьютерных музыкальных интерактивных игр «Играем с музыкой», в которую входят такие электронные издания, как «Щелкунчик», «Алиса и Времена года», «Волшебная флейта», предназначенные для детей дошкольного возраста, являются образовательными проектами, позволяющими знакомить детей с шедеврами мировой классики.
Итак, мы видим, что использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для подготовки будущего специалиста в области дошкольного музыкального воспитания.
Информационная культура становится частью общей педагогической культуры будущего специалиста. Профессионализм будущего музыкального руководителя включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную.