Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях.


Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся в постоянном движении, им все время хочется куда-то побежать, они спешат увидеть много нового и интересного!
Организуя занятия с дошкольниками, педагогам и родителям необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Нужно постараться построить работу так, чтобы детям было интересно заниматься и приобретать новые умения и навыки.
В своей коррекционной работе учителя-логопеды широко используют различные дидактические игры. Большое место среди них занимают подвижные игры. Эти игры используются как часть занятия и в качестве физкультурной минутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть в игру в вечерние часы, на прогулке. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний.
Подвижные игры в логопедической работе условно можно разделить на три группы:
1) подвижные игры, способствующие развитию фонематического слуха, звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.
2) игры, направленные на формирование грамматического строя речи.
3) подвижные игры, обогащающие словарь детей.
Мы хотим предложить описание некоторых игр, широко применяемых в работе.
На своих занятиях учителя-логопеды активно используют мяч. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей. Любую игру с мячом легко можно адаптировать к изучаемой лексической теме.
1. «Большой мяч». Цель: активизировать глагольный словарь. Дети встают в круг, в кругу — логопед, у него в руках мяч. Логопед называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный логопедом (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит.) .
Аналогичную игру можно провести, подбирая к словам-предметам слова-признаки и наоборот.
2. «Мяч бросай — животных называй! »Цель: активизировать словарь по данной теме. Можно выбрать любое другое обобщающее понятие. Логопед называет выбранную им категорию (мебель, посуда, птицы., дети должны, перебрасывая мяч, называть слова, соответствующие обобщающему понятию.
3. «Скажи наоборот! » Цель: закрепление правильного употребления в речи антонимов. Логопед называет слово (например, широкий) и кидает мяч одному из детей. Ребенок должен назвать слово, противоположное по смыслу (узкий) .
4. «Звуковая цепочка». Цель: закрепление навыков звукового анализа. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед кидает мяч одному из детей и произносит слово. Ребенок должен придумать слово, начинающееся на последний звук названного слова и кинуть мяч другому ребенку.
5. «Подружи звуки! » Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Логопед бросает мяч ребенку и произносит отдельные звуки (к, м, а, ребенку, поймавшему мяч, нужно поставить звуки в нужной последовательности и произнести получившееся слово (мак) .
6. «Конец слова — за тобой! » Цель: закрепление навыков слогового анализа. Логопед кидает мяч ребенку и произносит начальный слог слова, ребенок должен добавить слог, чтобы получилось слово (ро-за, Ро- ма, ро-ща) .
7. «Умный мячик». Цель: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков. Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила) .
Предлагаем игры без использования мяча:
1. «Найди себе пару! »Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком. Используются парные картинки (удочка — уточка, коза — коса, мишка — миска.) . Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу логопеда дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.
2. «Кто скорее принесет предметы! » Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки. Понадобятся три стола, игрушки. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив, на другой стороне группы — два пустых стола. По сигналу «Раз, два, три — беги! » команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки.
3. «Покажи, отгадай и повтори! » Цель: активизировать словарь по заданной теме, развивать моторику, учить согласовывать движение и речь. Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (либо какой-то фрукт, посуду, но не называет ее, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать. Тот ребенок, кто первый отгадал, становится ведущим.
4. «Волшебные следы». Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные. Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Логопед предлагает детям идти по следам, называя чьи они — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждет это животное.
Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движением. Поэтому очень важна правильная организация двигательной активности на занятиях.