Презентация по русскому языку на тему Различай родственные слова и их формы (5 класс)


Морфемика. Орфография. Культура речи.Урок русского языка в 5 классе. Тема урока.Различай слова и их формы. Цели урока:Узнать, как образуются новые родственные слова, а как новые формы слова.Научиться отличать родственные слова от форм одного слова.Развивать речь. Пронаблюдайте за словами. Как и почему изменилось значение каждого из слов? С помощью каких частей речи слова поменяли значение?Приехал, уехал, поехал.Ключ, ключик.Большой большущий. Запомни!Морфема – минимальная значимая часть слова, то есть это приставка, корень, суффикс, окончание.А значимая часть она потому, что имеет смысловое значение.Например, дом – домик. Чем интересна лексика этого стихотворения? Выпишите слова с корнем снег - с новым лексическим значением. Снежная сказка.Пропл…сали по снегам Снежные м…тели.Снегири сн…говикамПесню просв…стели.У заснеженной рекиВ снежном переулкеВесело летят снежки,Режут лёд снегурки. Проверка.Снегам, снежные, снегири, снеговик, заснеженной, снежки, снегурки. Можно ли слова правого столбика назвать новыми, то есть словами с новым лексическим значением?Снег – по снегам, под снегом, нет снега.Снежные – снежная, снежной, снежному. - Что изменилось в этих словах? - О чём они сигнализируют? Новые формы. Запомни!При изменении окончания, изменяется форма слова (лексическое значение не меняется). При изменении приставки или суффикса образуются новые родственные слова с новым лексическим значением. 1. Можно ли назвать однокоренными словами?Мокрый, мокрица, мокнуть, промокнуть, промок.Назовите корень и объясните, что он означает?Какое слово среди приведённых является не новым словом, а лишь новой формой одного из них? Проверка.Промок – прошедшее время от глагола промокнуть. 2. Можно ли назвать однокоренными слова?Оса, осиный (рой), подосиновик.- Докажите, что здесь две лексические группы, назовите их. 3. Один человек объяснил, растолковал слова так (запишем):Прихрамывать – значит находиться при храме.Подорожник - это человек, который продаёт подороже.Почему мы поставили тире?Можете ли вы возразить толкователю слов?В каком явлении русского языка он не разбирается? 4. Образуйте от данного слова два однокоренных и две новые формы.1 вариант: скрип - …2 вариант: луна - … 5. Кто знает, как объяснить происхождение названий дней недели? И опять корень слова нам поможет растолковать его смысл.Вторник - …Среда - …Четверг - …Пятница - … Сочиним свою сказку. Как? Запишем начало: …В сказке создайте гнёзда однокоренных слов. Жил-был маленький, беззащитный, одинокий корень –уч-. Домашнее задание.Параграф 69. 70, упр. 370 Подведём итоги.При помощи чего образуются новые родственные слова?При помощи чего образуются формы слова?Что такое морфема?Что такое морфемика?