Проектно-исследовательская деятельность с учащимися младшего школьного возраста

Проектно-исследовательская деятельность с учащимися младшего школьного возраста
Автор работы: Родионова Людмила Александровна, учитель начальных классов
Цель:
Формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно–исследовательской работы
Задачи:
обучить умениям и навыкам исследовательской, проектной работы;
повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску;
научить применять компьютерные технологии для создания творческих проектов;
способствовать формированию навыков самореализации и публичных выступлений.

Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования
у самого педагога – основа успеха реализации исследовательской
деятельности учащихся.
А.С. Обухов
«Развитие исследовательской деятельности учащихся»

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызвал глубокий интерес у детей, чтобы его воспитанники умели понимать научную картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждое занятие было праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и воспитанникам и учителю.
Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения в мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения.
Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий, особенно использование метода проектов.

В своей работе использую:
- мини-проекты;
- проекты по теме и по разделу;
- индивидуальные и групповые проекты.
Например, работа над групповым проектом проходит по следующим этапам:

Этапы работы над проектом
Деятельность педагога
Деятельность учащихся

1 этап инициирующий
Формулируем проблему, ситуацию, цель, задачи
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий
Предлагаем: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
Знакомим с различными формами презентации результатов
Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап прагматический
Консультируем, ненавязчиво контролируем, репетируем презентацию результатов
Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 тап заключительный
Обобщаем результаты, подводим итоги, оцениваем умения обосновываем своё мнение, работаем в группе на общий результат
Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап итоговый
Представление готового продукта.
Рефлексия выполненной работы.

На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.
Метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
И тогда, переходя в 5 класс, учащиеся будут продолжать заниматься исследовательской деятельностью.
2.3. Факторы успешности опыта работы
При организации работы над проектом опираюсь на психолого-педагогические принципы:
учёт возрастных особенностей и предпочтений;
не   планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
добровольная основа;
сотрудничество детей и педагога, общение и взаимопонимание
Результативность проектно-исследовательской деятельности (с 2010 по 2015 г)
Тема проекта
Год
Результат


1. «Чистая вода»
2010
3 место в V районной конференции научного общества учащихся (НОУ)
2 место во II областном конкурсе школьных учебно-исследовательских проектов «Чистая вода 2009»
Победитель во Всероссийском сетевом проекте «Течёт река» на страницах letopisi.ru

2. «Определение качества мёда опытным путём»
2011
1 место в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» (Приказ № 211-О от 01.03.2011)
Участник VI районной конференции научного общества учащихся

3. «Увлечение на всех парусах»
2011-2012
1 место в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» (Приказ № 211-О от 01.03.2011)
Участник II районной конференции научного общества учащихся «Планета открытий»
Участник областного конкурса исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»

4. «Бабочки в жизни людей»
2012-2013
1 место в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»

5. «Мультфильм в домашних условиях»

6. «Вкусовые предпочтения рыжих лесных муравьёв»

7. «Озеленение и ландшафтный дизайн пришкольной территории»
2013-2014
3 место в IV районной конференции научного общества учащихся «Планета открытий»
3 место в IV районной конференции научного общества учащихся «Планета открытий»
3 место в областном конкурсе экологических проектов «Экогород. Экодом»

8. «Наш школьный дендропарк»
2014-2015
1 место в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»
2 место в V районной конференции научного общества учащихся «Планета открытий»

9. «Я и моя фамилия»
2014-2015
2 место в V районной конференции научного общества учащихся «Планета открытий»

10. «Краски и карандаши – позитив моей души»
2014-2015
2 место в V районной конференции научного общества учащихся «Планета открытий»


Работа над проектами развивает специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.
В моей работе стало традиционно проведение презентации проектов на открытых родительских собраниях. В 2012-2013 учебном году учащиеся 2 «В» класса подготовили 8 проектов. На собрание были приглашены молодые специалисты-учителя нашей школы. В 2013-2014 учебном году проведено открытое родительское собрание в 1 «Б» классе в ноябре. Учащиеся 1 класса защитили 8 проектов. В 2014-2015 учебном году во 2 «Б» классе учащиеся подготовили 6 проектов.
В прошлом учебном году мною организован в школе семинар для педагогов по теме «Проектно – исследовательская деятельность школьников»
Анонимный опрос учителей показал, что семинар прошел успешно, информация была полезной.
Подводя итог, можно отметить, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.














13PAGE 15


13PAGE 14415




15