Создание условий для реализации творческих способностей обучающихся в отделе художественного творчества МБОУДО ДЮЦ г.Северодвинска

Создание условий для реализации
творческих способностей обучающихся
в отделе художественного творчества
МБОУДО ДЮЦ г.Северодвинска

В отделе художественного творчества МБОУДО ДЮЦ г.Северодвинска работают 13 детских объединений художественно-эстетической направленности: фольклорный театр «Зареница», театр «Забава», театр-студия «Импульс», литературный театр «ДеЛиТ», театр кукол «Гном», театр на английском языке “Funny Bunny», театр игры «Затейники», семейный театр «Фантазеры», студия современного дизайна «Фантазия», творческий курс «Театральный класс», творческие площадки «Край мой Поморский», «Мы на Севере живем», «Чудо-дерево».
Все детские объединения работают по утвержденным дополнительным общеобразовательным программам и ориентированы на развитие творческих способностей обучающихся. Программы прошли внешнюю экспертизу в Архангельском колледже культуры и искусства, Поморском государственном университете. Программа детского театра кукол «Гном» имеет рецензию АОИППК.
В наши объединения приходят дети, которые хотят заниматься театральным творчеством, выступать на сцене. Мы принимаем всех желающих на добровольной основе без специального отбора. Для педагогов отдела важна диагностика творческих возможностей детей на этапе вступления в коллектив. Мы проводим анкетирование, тестирование обучающихся, наблюдение в процессе тренингов и этюдов. Группы в детских объединениях формируются по возрастному принципу. Учебные группы могут пополняться новыми учениками на протяжении обучения. При распределении вновь поступивших детей по группам учитывается их возраст, индивидуальные особенности и результаты тестирования. Поэтому в конкретных учебных группах могут заниматься разные по возрасту дети. Обучение ориентируется на основной состав группы.
Занятия в детских объединениях отдела строятся с учетом индивидуальных потребностей обучающихся. Каждый педагог стремится создать доброжелательную, доверительную и деловую атмосферу на занятиях «театром». Уроки искусства восполняют дефицит движения, общения, личностной реализации. Неуспевающий в общеобразовательной школе ученик может оказаться востребованным на театральных занятиях. Важно найти для каждого «ступеньку для успеха», интересное занятие, в котором он может творчески реализоваться. В детском театре маленький человек может «примерить на себя» самые разные театральные профессии: от бутафора до режиссера.
Исследовать учебный процесс, его условия, результаты, выбрать оптимальные пути коррекции содержания или методов обучения помогает нам педагогическая диагностика. Приоритетными параметрами результативности дополнительных образовательных программ, по мнению исследователей РГПУ им. А. И. Герцена под руководством доктора педагогических наук Н. Ф. Радионовой, являются:
приобретение ребенком опыта творческой деятельности;
степень освоения учащимися способов деятельности в связи с практической направленностью дополнительного образования;
приобретение учащимся опыта самостоятельной деятельности.
Традиционно проводятся три вида диагностики - входящая, текущая и итоговая диагностики, позволяющие проследить динамику развития личностных качеств, предметных достижений студийцев.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы. Проводится в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, определяющей компетентность учащихся в вопросах выбранного направления.
Текущая диагностика осуществляется при освоении отдельных тем, а также по итогам освоения каждого годичного курса программ, т.е. мониторинг роста компетентности в ходе освоения образовательных программ и выполнения обучающимся текущих заданий.
Итоговая диагностика - по результатам освоения образовательной программы в целом или ее законченной части.
Формы контроля самые разнообразные: спектакли, концерты, творческие отчеты, выставки, творческие игры, конкурсы, фестивали, творческие проекты и т.д.
Критерии оценки по предметам программ выбираются с учетом приоритетных параметров, отражающих развитие ключевых компетенций студийцев: в театре кукол это - техника управления куклой, владение сценической речью, создание сценического образа; в драматическом театре – развитие воображения, памяти, речи, общения, пластики, творческая активность и т.д
Система оценок состоит из различных уровней (баллов) – от низкого до очень высокого – по каждому критерию для каждой ступени образовательной программы. Уровни оценки разработаны с учетом возрастных особенностей основного состава групп детского объединения и по возрастанию требований к развитию компетенций обучающихся.
Результаты исследования оформляются в виде аттестационных карт на каждую группу объединения, где отражается творческий рост каждого студийца.
По итогам учебного года в группах отдела проводится анкетирование, тестирование учащихся, отражающее удовлетворенность каждого ребенка деятельностью коллектива, педагогов театра, своими достижениями, внутренней атмосферой в объединении.
Подобная форма оценки результата работы объединения позволяет педагогам выявлять пробелы в обучении, недостатки практических умений и навыков, становление самостоятельности каждого ребенка. Общие итоги диагностики помогают объективно оценить степень выполнения образовательной программы всеми воспитанниками студии. Анализ результатов исследования является основой коррекции методов и форм учебных занятий, содержания дополнительной общеобразовательной программы, определения оптимальных путей и средств обучения и воспитания.
На занятиях в отделе художественного творчества используются различные образовательные технологии: игровое, проблемное обучение, видеопросмотры спектаклей профессиональных и самодеятельных театров, беседы на темы театра и искусства, ведение учащимися ролевых тетрадей и дневников наблюдений. Все театральные кабинеты оборудованы мультимедиа и световым оборудованием, оснащены «одеждой» сцены. Наши детские объединения имеют свои группы в сети «В контакте». Социальная сеть позволяет детям и родителям быть в курсе всех событий жизни детского театра, знакомиться с репертуаром, расширять свои знания в области театрального творчества через учебные материалы.
Репертуар в детских театрах подбирается с учетом возраста и интереса юных актеров. Распределение ролей происходит в соответствии с личным желанием ребенка и с учетом его индивидуальных возможностей. Все роли фиксируются в аттестационных картах обучающихся, чтобы исключить одноплановость ролей в течение учебного года.
Диагностика позволяет педагогам выявить в своих объединениях одаренных детей и выстроить для них индивидуальный образовательный маршрут. Для одаренных детей организуются дополнительные репетиции, используется усложненный репертуар.
Ведется в нашем отделе и работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В театре «ДеЛиТ» успешно занимается группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – «Театр равных возможностей». Тихонова Арина в этом учебном году стала дипломантом городского конкурса художественного слова «Сказочный мир детства», «Живая классика», областного фестиваля детско-юношеского творчества «Событие».
Для педагогов очень значима творческая активность обучающихся. Для реализации творческих способностей детей в отделе художественного творчества сложилась система фестивалей и конкурсов. Ежегодно отделом художественного творчества ДЮЦ организуются муниципальные мероприятия: городской конкурс художественного слова, городской фестиваль детских театральных коллективов «Мы выбираем театр», городской фестиваль театрального творчества дошкольников «Играем в театр»; открытый фестиваль детских фольклорных коллективов «Северные роднички». Наши воспитанники представляют свое творчество на конкурсах различных уровней: от ДЮЦ до международных фестивалей.
Для многих наших выпускников детское увлечение превращается в профессию. В числе наших выпускников: актеры театра, искусствоведы, филологи, режиссеры.
Занятия в объединениях отдела художественного творчества ДЮЦ раскрывают и развивают творческие способности обучающихся, формируют театральную культуру детей, воспитывают людей, понимающих и любящих театральное творчество.


15