Конспект урока по самопознанию на тему «Мир человеческих взаимоотношений» в 5 классе


План урока «Самопознание»
Тема: «Мир человеческих взаимоотношений»
Ценность: ненасилие
Качества: дружелюбие, демократичность, внимательность.
Педагог: Уразова Ж.Г. Класс: 5
Цель: раскрыть значимость ценности «ненасилие», через углубление представлений учащихся о взаимоотношениях между людьми.
Задачи:
Раскрытие значения понятий «взаимоотношения», «взаимопонимание»;
Развитие умений учащихся понимать и строить доброжелательные отношения с людьми;
Воспитание культуры взаимоотношений. Ресурсы:
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Концентрация на свете.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. Примечания
Позитивное высказывание (цитата).
Успех во взаимоотношениях зависит от стремления уяснить себе точку зрения и понять другого человека. К. Гуд Рассказывание истории (беседа).
Притча
Однажды к мудрецу пришел человек, чтобы спросить у него совета. Пришедший сказал: «Я, наверное самый несчастный из людей, которые когда-либо жили на земле. У меня нет друзей, близкие и родные избегают меня, рассматривая мое присутствие только как помеху, от которой нельзя избавиться, и приходится ее терпеть. Я не знаю, что мне делать, жизнь представляется мне пустой и бессмысленной».
Мудрец внимательно выслушал человека, а затем сказал: «Хорошо, я подумаю, как помочь тебе, а пока, будь так добр, поговори со мной. Мне сегодня стало немного грустно, я вспомнил свою молодость, вспомнил, как я когда-то любил, надеялся. Мечтал, и мне захотелось с кем-то поделиться такими воспоминаниями». Человек прервал мудреца, сказав ему: «Мне недосуг слушать рассказы о твоей жизни, у меня на душе свои проблемы, которые я бы хотел решить. А ты лучше расскажи о себе кому-нибудь другому, кого интересуют подобные вещи».
Тогда мудрец улыбнулся и сказал: «Вот в чем причина твоих бед, ты не интересуешься другими людьми, почему же в этом случае должны они интересоваться тобой, ты превыше всех ставишь свою персону, считая остальных неинтересными и не заслуживающими внимания. Но люди не могут простить тебе такого отношения, поэтому они платят той же монетой, относясь к тебе с изрядной долей пренебрежения и равнодушия. И пока ты не изменишь свое отношение к другим, они по-прежнему будут продолжать относиться к тебе точно так же, не считая тебя достойным внимания, уважения и любви». Творческая деятельность, групповая работа.
С целью развития умения проявлять добрые отношения к окружающим людям, проводится упражнение, в процессе которого учащимся предлагается:
Выразить одобрение по поводу успеха одноклассников в какой-то области (учебе, спорте …).
Утешить в связи с какой-то неудачей.
Поддержать.
Предложить помощь в учебе.
Выполнение данных заданий позволит учащимся не только получать знания о том, как общаться, но и упражняться в применении различных способов поведения, овладевать навыками эффективного общения. Групповое пение
Песня «Найди себе друга», сл. Л. Дербенева, муз. А. ЗацепинаСмотрит ли в окна рассвет голубой,
Плещет ли дождик по луже рябой,
Это не важно, не так это важно,
Важно, чтоб кто-то был рядом с тобой.
В добром, но сложном ты мире живешь,
И для тебя он не будет хорош,
Светлым не станет и добрым не станет,
Если ты друга себе не найдешь.
Лишь одиноким не мил белый свет –
В этом игоря и счастья секрет.
Мимо проходит удача, проходит,
И одному не догнать ее, нет.
Солнечным утром, и в дождик, и в снег
Нужен хотя бы один человек,
Кто понимает, тебя понимает,
Тот, кто тебе не изменит вовек. Домашнее задание.
Творческое задание, рисунок «Я и мои друзья». Заключительная минута тишины.
Закройте глаза и вспомните всё хорошее, что было на занятии, все
добрые дела, о которых говорилось, поместите эту доброту в своё сердце.