Личность педагога дополнительного образования в современном воспитательном процессе

Личность педагога дополнительного образования
в современном воспитательном процессе


Прежде чем выяснить роль ПДО в воспитательном процессе, уточним, что же такое «современный воспитательный процесс». Воспитательный процесс занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования ЛИЧНОСТИ. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения. В данном случае воспитуемым отводится активная роль. В педагогике прошлых лет процесс воспитания рассматривался как организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. В этом случае воспитуемый представлен как пассивный объект педагогического руководства.
В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Современный воспитательный процесс – процесс личностно-ориентированный, основанный па принципах гуманно-личностной педагогики. Гуманистическая позиция ставит во главу угла личность ребенка, требует отношения к нему как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в воспитательном процессе. Главная формула этой педагогики: «Ребенок не только готовится к жизни, он уже живет» (Ш.А. Амонашвили). Отсюда процесс воспитания - это созидание и поддержание условий для самовоспитания, саморазвития, самореализации личности ребенка.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов и средств воспитания является уровень актуального развития ребенка в данный конкретный период времени. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. В дополнительном образовании, основанном на гуманистической педагогике, цель воспитания – разностороннее развитие личности ребенка, опирающееся на его способности и дарования.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные, факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен, изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, одно длинное воспитание». Воспитание в школьные годы оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю заново приходится прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Результаты воспитания зависят и от сочетания тех факторов, которые оказали воздействие на конкретного ребенка. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится в основном на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в расположении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания и индивидуальных личностных особенностей ребенка, от применяемых методик и технологий воспитания, т.е. от профессионализма педагога. Кроме того, в большой степени на результаты воспитания влияют и личностные качества самого педагога.
В дополнительном образовании обязательным условием успешности воспитательного процесса является персональное взаимодействие с каждым учащимся: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Стиль общения педагога, принятая им позиция – это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов, определяет положение ребенка в детском коллективе. Отсюда вывод: ЛИЧНОСТЬ воспитателя – это если не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективного воспитания.
Воспитываем личность! Личность воспитывается личностью!
Что же такое «личность»? Дадим определение этому понятию.
С философской точки зрения личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества, определяющего свое место в этом обществе, свою позицию среди других людей. Человека как личность мы оцениваем, в первую очередь, с точки зрения нравственности: какие смыслы и ценности видит он в осуществляемой им деятельности, какие отношения в процессе деятельности складываются у него с другими людьми, соответствуют ли его действия общественной морали. Человек как личность свободно и осознанно принимает (или не принимает) ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты.
Какими же социально значимыми чертами должен обладать педагог как личность?
С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность педагога, - это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
Определим профессиональные качества ПДО, позволяющие добиваться высоких результатов в воспитании:
Владение в совершенстве знаниями по своему предмету и смежным дисциплинам, педагогическое мастерство (идеал педагогической работы, побуждающий к самосовершенствованию, эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности); педагогическое творчество, владение современными методиками и технологиями воспитания, умелое их использование; культура речи; развитое педагогическое мышление; организаторские способности; активное самоусовершенствование; диалогизм (умение слушать ребенка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения.

Выделим основные личностные качества ПДО, привлекающие воспитанников: гуманизм, толерантность, великодушие, доброжелательность, оптимистичность, чуткость, отзывчивость, эмпатия, креативность, интеллигентность, искренность, деликатность, индивидуальность, эстетическая выразительность (лицо, прическа, физиогномика, осанка, манера, интерьер класса, дома) здоровый образ жизни, владение темпераментом, доброта.

Существуют общие требования, выраженные через нормы, правила организации и проведения воспитательной работы. Это принципы, которыми руководствуется педагог, осуществляя воспитательный процесс.
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему, принятии ребенка таким, какой он есть. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности, доверительном открытом общении с детьми, создании благоприятного для личностного развития детей психологического климата и ситуации успеха.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.
8. Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. Что же касается социума, то здесь педагогу можно порекомендовать, с одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где расположено ОУ, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).

«Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания себя. Так кто же в этом процессе будет главным? Главными будем все мы, как единые по своей цели – и я, и мои воспитанники. Но мы будем не фигурами, пусть даже сверхглавными, а людьми, личностями. Фигура и личность – это разные вещи, фигурой можно играть, но с личностью нужно считаться». Ш.А. Амонашвили.

Список литературы

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумат. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 2: Процесс воспитания.
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред.
В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России,2004.
5. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. Ред. Н.К. Беспятовой. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.
7. Система эффективного развития профессионализма педагогов дополнительного образования в процессе повышения квалификации: методическое пособие для организаторов курсов повышения квалификации работников образования. – Новосибирск: Изд. НИПКиПРО, 2006.
9. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.// Внешкольник. Дополнительное образование. – 2006. -
№ 9. – С. 14–18.
10. Степанов П.В. Качественные характеристики личности. // научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. - № 4. – С. 141-142.
11. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
12. Гурьянова М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен.// Педагогика. -2006. - №10. – С. 43-50.





15