Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Перспективная начальная школа

Муниципальное образование Ейский район


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ейска муниципального образования Ейский район





УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №______
от ________________2013 года
Председатель педсовета
И.о. директора_______ Л.Д. Касьяненко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по изобразительному искусству
Ступень обучения (класс): начальное общее образование , 4 класс;
Количество часов: 34 , уровень базовый
Учитель: Винклер Светлана Григорьевна





Программа разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина, С.П.Ломова, И.В.Шорохова и др. - М.: Дрофа, 2008.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина, С.П.Ломова, И.В.Шорохова и др. - М.: Дрофа, 2008.; учителем начальных классов Винклер Светланой Григорьевной.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Данная рабочая программа 1 вида.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основные задачи:
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;


Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры, аппликация и т.д.

Лепка – это вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Аппликация – составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.д.) у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. В 4 классе для бесед выделяются отдельные уроки.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
блок
Раздел (тема)
Количество часов




Авторская программа

Рабочая программа


1
РН
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
12
12

2
РТ
Рисование на темы (композиция)
7
7

3
ДР
Декоративная работа
7
7

4
Л
Лепка
2
2

5
А
Аппликация
2
2

6
Б
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
4
4



Итого
34
34


Содержание программного материала, требования к подготовке учащихся по изобразительному искусству в полном объёме совпадают с авторской программой ( с.33 – с.41 ), на основе которой составлена данная рабочая программа, поэтому в содержание рабочей программы они не дублируются.


Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Изобразительное искусство» к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать /понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
деление цветового круга на группу тёплых цветов (жёлтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

уметь:
рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.)св использованием фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приёмы народной кистевой росписи;
применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.



Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, фронтальный.
Формы контроля: объяснение рисунка, выставка работ.


Средства обучения

Справочники по ИЗО;
Печатные пособия;
Демонстрационный материал;
Мультимедийные пособия;




Список рекомендуемой учебно- методической литературы.

1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2010.
2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2010.
3.  Кузин, В. С. Изобразительное искусство: 4 класс: кн. для учителя / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2007.




Согласовано:


Согласовано:

решением заседания методического объединения учителей начальных классов протокол № ______________________ от «___»___________________2013 г. Руководитель МО_________Н.А. Шепелева

Заместитель директора по УВР _________ / ________________/ «____» _______________2013 г.



Заголовок 3 Заголовок 815