Обмен опытом Мастер-класс(Выступление по развитию речевой компетенции на уроках русского языка)


Мастер-класс
Тема: « Развитие речевой компетенции на уроках русского языка и литературы»
Цель: познакомить коллег с разными видами диктантов для развития речевой компетенции на уроках русского языка.
Уважаемые коллеги! На уроках русского языка возникает много проблем. Поделитесь своими проблемами. Основная проблема- дети мало читают. Речь устная и письменная от этого страдает. Необходимо интенсивное речевое развитие. Это может быть реализовано в процессе комплексного формирования и развития компетенции: языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой.
Одним из средств формирования ведущих компетенций учащихся является диктант. Самый популярный вид работы на уроках русского языка. Он универсален по своей сфере применения: позволяет организовать работу над правописанием, учебно-языковым материалом. Осуществить работу по развитию связной речи учеников (устной и письменной).
Благодаря своей универсальности и простоте диктант как вид работы просуществовал веками. Во второй половине 20 века началось активное осваивание вариантов проведения диктантов. Открытия новых диктантов производили не только в филологии, но и других науках.
Разработано 43 вида диктантов, которые развивают не только речевые компетенции, но и другие.Основаниями для выделения групп диктантов являются ключевые вопросы.
Кто диктует?
Что представляет собой диктуемый материал?
С какой целью?
Как воспринимают материал ученики?
В чем особенность подачи диктуемого материала?
Какое творческое задание предлагается?
Каким образом фиксируется материал?
По источнику предъявления материала выделяют диктанты, которые диктуют:
сам педагог;
ученик, выполняющий роль учителя;
ученик, работающий в паре постоянного или сменного состава;
специально приглашенный человек;
ученик, осуществляющий самодиктант.
Смена источника предъявления диктуемого материала влечет за собой создание новой ситуации общения, что каждый раз заставляет учеников сталкиваться с новыми трудностями, применять в неожиданной ситуации необходимые знания.
Самый распространенный вариант диктовки - это прочтение текста учителем. Я хочу вам представить немой диктант. Благодаря своей оригинальности, вызывает интерес у школьников любого возраста. Суть его в том, что проводящий не должен произносить ни одного слова вслух, вместо этого демонстрирует ученикам серию действий или изображений, которые необходимо записать.
Практическая часть.
Задание.
Запишите в виде связного текста, состоящего из небольших простых предложений. Необходимо обозначить все действия. При этом все глаголы, используемые в тексте должны стоять в форме 3 лица, ед. числа, настоящего времени.
Немой диктант.
Берет в руки карандаш, садится за стол, начинает точить. Встает и подходит к доске. Рисует круг карандашом на листе бумаги. Обводит его маркером. Дорисовывает два глаза, добавляет ушки, носик, усы и получается кошка. Подписывает рисунок. Снимает его с доски, садится за стол.
-Давайте зачитаем, что у вас получилось. ( Зачитывание работ)
Можно к этому диктанту добавить задания ( определить спряжение глаголов, выделить окончания глаголов и т. д. )
В своей работе я использую разные виды диктантов:
буквенные диктанты;
графические диктанты;
кроссвордные диктанты;
свободные диктанты;
зрительные диктанты;
слуховые диктанты и т. д
Для того, чтобы уроки русского языка проходили интересно и необычно можно использовать не только эти виды диктантов, но и многие другие.
Для работы над разными видами диктантов можно использовать современную книг « Русский язык 5-9 классы. Современные диктанты».
Автор – составитель О.А. Дюжева. Издательство «Учитель»
В конце своего выступления попрошу вас составить синквейн на тему «Диктант».
Спасибо за внимание!