Проект внеурочного воспитательного мероприятия по теме :«Знакомьтесь: в объективе народы Поволжья»









Проект

внеурочного воспитательного мероприятия
по теме :«Знакомьтесь: в объективе народы Поволжья»
для проведения в 3 классе, разработанный
студенткой 203 группы ОГБПОУ УПК
Исмагиловой Фирузой Фаритовной

























Тема: Знакомьтесь: в объективе народы Поволжья.
Цель: формирование толерантного отношения детей между собой и воспитание чувства уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задачи:
Образовательные
- сформировать представление о многообразии народов, проживающих в Поволжье;
- познакомить с традициями и обычаями народов;
Развивающие
- развивать у детей терпимость к различиям между людьми;
Воспитательные
- воспитание коммуникативной культуры общения и взаимопонимания;
- содействовать формированию правильного представления о толерантном поведении.
Форма проведения: фоторепортаж
Оборудование: несколько макетов фотоаппарата, листки белой бумаги формата А5, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, карточки с названиями национальностей, картинки с людьми национальностей нашей страны, ленты, макет дерева.
Оформление: доска – изображение Поволжья на карте России, 2 ватмана склеенных вместе с надписью: «Око Поволжья» (оформление см в приложении); кабинет – оформлен в стиле редакции газеты.
Подготовительный этап:
- поиск информации о том какие народы проживают в Поволжье;
- поиск элементов национальной одежды;
- создание в кабинете атмосферы редакции газеты;
- формирование микрогрупп в коллективе: 3 группы фотографов, группа редакторов, все остальные журналисты;
- старший редактор- преподаватель;
- ребятам раздаются задания (рассказы о национальностях)
Литература:http://uchitelya.com/ekologiya/1772-vneklassnoe-meropriyatie-s-elementami-master-klassa-kray-ty-moy-rodnoy-povolzhe.html


Структура мероприятия:
1 Организация начала - 3мин
2 Вводная часть - 5мин
3 Основная часть - 30мин
4 Заключительная часть - 7 мин



































Ход мероприятия:

1 Организация начала
 Живут в России разные
 Народы с давних пор.
 Одним тайга по нраву,
 Другим - степной простор.
У каждого народа
 Язык свой и наряд.
 Один черкеску носит,
 Другой надел халат.
       Один - рыбак с рожденья,
 Другой - оленевод,
 Один кумыс готовит,
 Другой готовит мед.
Одним милее осень,
 Другим милей весна.
 А Родина Россия,
 У нас у всех одна.

Сегодня мы поговорим о нашем родном крае, о дружбе народов. У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ведь мы хотим быть настоящими патриотами, любить и уважать свой Родной край и знать о нем как можно больше.
Сегодня нам представляется возможность рассказать о своей малой
родине, поделиться интересными историями о родном крае, о народах, проживающих на территории Поволжья, об особенностях их
национальной культуры, их праздниках, традициях.


2 Вводная часть

Ребята! Сегодня мы с вами попробуем себя в роли редакторов, журналистов и фоторепортеров. Наш класс оборудован в стиле редакции газеты. Я буду вашим старшим редактором, и буду вам помогать. Сейчас вам необходимо будет разделится на группы. Две группы фотографов, одна группа редакторов в помощь мне, остальные будут журналистами.
(дети делятся на группы).

3 Основная часть
Старший редактор: -Ребята нам пришло письмо из главного издательства. Нам с вами необходимо сегодня сделать фоторепортаж о народах Поволжья. Для начала нам нужно обработать всю информацию о народах. Фотографы отснимут все необходимое. А чтобы нам отобрать нужный материал редакторы составят план для газеты. Журналисты поделятся с нами приобретённой информацией. Мы с вами послушаем и отберём необходимую.
Старший редактор: Уникальность Поволжья заключается в том, что оно является одним из многонациональных регионов нашей страны. В Поволжье живут русские, татары, немцы, украинцы и другие народы. А какие вы знаете народы, проживающие на территории Поволжья? (мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казахи, грузины, чеченцы, узбеки, таджики, азербайджанцы).

Далее следуют выступления ребят.
Редакторы отбирают с помощью журналистов необходимые части информации. Фоторепортеры в этот момент увлечённо делают зарисовки.
В процессе рассказов ребят на газете (прикреплённой на доску) появляются карточки с костюмами и народами Поволжья. Зарисовки фоторепортеров на каждую тему.
Выступления: ......(см приложение)
Выступление 1......
Выступление 2......
Выступление 3......
Выступление 4......
Выступление 5......
Выступление 6......
Выступление 7......
Выступление 8......

Старший редактор: -Ребята это очень интересно. Люди всех этих национальностей живут в Поволжье. А скажите мне что помогает связывать не только отдельных людей, но и целые народы? (дружба).
Я предлагаю нам расшифровать понятие «ДРУЖБА», придумал на каждую букву доброе слово. Например, буква Д- добро.
Д-
Р –
У –
Ж –
Б –
А –

Ребят, а посмотрите, как интересно работают фоторепортеры. Предлагаю им немного помочь. Потому что у нас остаётся не так уж много времени до сдачи газетного макета.
4 Заключительная часть

Старший редактор: - ну что коллеги? Мы с вами успели. Смотрите как интересно у нас получилось. А теперь скажите мне что интересного вы для себя подчеркнули из данной информации? (ребята отвечают, и одновременно продолжают делать газету)
В заключении хотелось бы сказать: если мы не любим старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у нас нет любви к своему родному краю. Если мы равнодушны к памятникам истории своей малой родины, то значит мы равнодушны к своей стране». «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Сегодня можно твердо сказать, что благодаря дружбе народов и их сплоченности они смогли победить в Великой Отечественной войне. Потому что были не ты, не я, а были мы.
Ребята наш класс – это маленькая семья. И мне хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Вы видите что помимо газеты у нас в редакции есть дерево. Я предлагаю каждому из вас украсить это дерево «ленточкой доброты», в знак уважения к народам различных национальностей.
Всем большое спасибо за участие.











Приложение:
Выступление 1: Многонациональность нашего края связана с историей его освоения и его заселения. Татары проживают со времен Золотой орды. Украинцы, спасаясь от неволи и жестокости бежали на Волгу в XIII веке. Освобождение русских крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. привело многих из них в Поволжье.
Выступление 2: Немцы появились в нашем крае со времен правления Екатерины II. Поволжье считается центром российских немцев. Остальные народы немногочисленны. Значительный урон населению принесла Великая отечественная война. А немцев в 1941 году переселили в Казахстан. Многие из немцев, вернувшихся в Поволжье в 60 70-х гг., после распада СССР уехали в Германию. Но несмотря не на что каждая нация сохраняет особенности своей культуры.
Выступление 3: Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. Одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением. Татарский костюм это - свободные рубахи - кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, бешметы, закругленный головной убор из войлока, меха и ткани, и также узорная кожаной обувь.
Выступление 4: Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, девушки могли ходить с открытой головой. Они заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.
Выступление 5: Традиционная немецкая одежда сложилась в 16 -17 веках. Женщины носили белые рубашки, юбки из домотканого холста темного цвета, кофты преимущественно темных тонов. Обязательной принадлежностью костюма был передник. Повседневные передники шились из хлопчатобумажных тканей, а праздничные – из шелка, кисеи с тканым узором, украшались рядом застроченных складочек. Молодые девушки носили на голове чепцы, завязанные под прической на затылке. Одежда мужчин состояла из белой рубахи, холщевых штанов темного цвета, жилетки на пуговицах. В качестве верхней одежды носили кафтан, длиннополый сюртук либо куртку темного цвета.
Выступление 6: Украинский народный костюм символизирует характер украинской души. Одним из основных элементов украинского народного костюма была рубаха, которая присутствовала всегда независимо от ритуала, традиций и событий. Характерной чертой рубашки была вышивка, которая собственно и стала символом украинской одежды. Рубаху украинцы заправляли в шаровары. Женская сорочка была длиннее мужской рубахи и обязательно украшалась вышивкой. В старину шился из шелка либо парчи, позднее распространение получила шерстяная плахта с вышитым шерстяными же нитками клетчатым рисунком.
Выступление 7: Если говорить о качестве одежды, мебели и избах этих народов, все это было сделано из экологически чистого материала. А в богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Исстари на Руси возделывали лён, который и кормил и одевал людей, наши предки с уважением говорили о нём: «Посеешь лён, а пожнёшь золото». Для переработки стеблей льна в волокно, из волокна в нить использовали «мялки», «трепала», «гребни», «валёк», «прялки», «самопрялки», «веретёна» Одежду у русских шили из льняной ткани. Её ткали из льняных нитей. В одежде из этой ткани зимой не холодно, летом не жарко, тело в ней «дышит». В наше время льняная одежда снова начала пользоваться популярностью.
Выступление 8: Традиционным жилищем татар Поволжья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Домашняя утварь в прошлом изготовлялась преимущественно из дерева и глины.

Макет фотоаппарата:

Макет дерева:

Макет газеты:
Око Поволжья








Доска:
Око Поволжья


















15