Использование исследовательского метода на уроках литературы.


«Использование исследовательского метода на уроках литературыПодготовила учитель МБОУ «СОШ №2 им.М.В.Фрунзе» русского языка и литературыОпанащук Э.В.  О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг! А.С.Пушкин.  «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности» (И.И. Лернер)..  В зависимости от объекта исследования можно выделить следующие приёмы:.  1.Побуждающий к гипотезам диалог (Какие есть предположения? Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать? Какой план действия предлагаете? Кто думает иначе?).  2.Предъявление классу противоречивых фактов. Например, проблема авторства романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», факты биографии С. А. Есенина, судьба Андрея Соколова и советских военнопленных в годы ВОВ (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»), оценка романа Шолохова отечественными и зарубежными критиками..  3.Приёмы:«Исследуем текст». «Разгадываем тайну слова». «Внимание: эксперимент».«Предмет как проблема». .  4. Составление логической схемы, связывающей между собой определённые понятия: цепочка (определение последовательности действий и выражения отношения), ступеньки (восходящие и нисходящие в зависимости от того, восхождение или падение героя мы наблюдаем), круги Вена (определение общего и отличного) и т.д..  5. Работа в группах. Группа 1 – историки-исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя)Группа 2 – географы–исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д. Дефо остров)Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника)Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению)Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся).  6.Компаративный анализ.Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер: теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.  7.Творческая работа.Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка, стихотворения. .  по Ахматовой (Горбаткова Ольга)  Умей уходить красиво.Отступать – не значит назад.Уметь уходить – тоже сила,И нам её дарит ад.  Умей зажигать спички,Чтоб резвый в руках огонёкВзметнулся раненой птичкой – И всё за собою увлёк. Умей прощаться навеки,Чтоб слово – как стук топора.И вырви из карт реки,Чьи воды касались бедра.      Умей выключать разум,Чтоб сердце вело вперед,И станешь счастливым сразу.А, быть может, наоборот. Умей поджигать опорыМостов, по которым прошел,И не впускать в коридоры Воспоминаний шёлк. Пусть мысли не утихаютИ пульса в висках бой.Пусть путь тебе освещаютМосты, что горят за спиной.  Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (Опанащук Марина)Вокруг столько мёртвых душ...Как и любой писатель, ГогольВлюбился в родину свою,Влюбился в реки и озёра, В поля, берёзки на краю...Прекрасна русская природа, Да только с обществом беда:Дворянство — лишь для глаз отвода,Честь и достоинство — вода, Что уж неслабо помутнела, На двери совести запорНавесить сильные сумели.Так бы и жили до сих пор...За общества судьбу радея, Поэму Гоголь написал,Где все пороки лицедеевОн правды светом озарял.Чиновники в его твореньиПо тюлю вышивать могли, Варить прекрасное вареньеИ в вист, коль даже на мели,Играть с охотою садились.Помещики недалеко:Одни всю жизнь на всё скупились,Другие чересчур легкоДеньгами кровными сорили,А третьи всех гостей в свой домРечами сладкими манили,Забыв о статусе своём.Печально, верно? Но то времяВ сравненье с нашим не идёт.Рассудка золотое семяУ Гоголя берёг народ.Сейчас помещиков не стало,Но у чиновников иных«Достоинств» их отнюдь немало.Сейчас у многих молодыхВся жизнь: забавы и веселье.Если б сказали, что в умеУ нынешнего поколенья,Когда писатель в тишинеО человеческом порокеВо всей красе его писал,То Гоголь был бы точно в шоке:На «мёртвых» мир богаче стал..  М.А.Шолохов «Тихий Дон» (Горбаткова Ольга) Земли донские, вольные,Выкоханы копытами,Курени хлебосольные Вешним дождем омытые. Земли донские – славные,Кровью поёны казачьей,Кипящей и горькотравною,Мелеховской, горячей. Очи казачьи – чёрные,Чёрные, с поволокою.Волосы – густо-смольные,Брови – тёмной сорокою.  Норов казачий – пламенный,С запахом сена жженного.Дух, как копыто, каменныйМаштака пробужденного. Шашка казачья – крепкая,Шашка – подруга верная.Казачья рука – меткая,Боем и кровью проверена. Лошадь казачья – справная,С гривой, ветрами плетённою.Сердце казачье – бравое,С печалями потаёнными. Казачья земля – обильная.Казачья семья – вечная.Казачья душа – сильная.Казачья судьба – бесконечная. .  по М.А.Булгакову «Мастер и Маргарита» (Опанащук Марина) ПАМЯТИ МАСТЕРАСолнце тихо спешило покинуть земной чертог.Задыхаясь, барахтался в людях город Москва:Пустота и чрезмерность в седой завивались смог,Между стопками водки о чем-то шипела молва.То, что нечистью кличут, - небес многоликая тень,Воланд в черной сутане - лишь зритель в первых рядах.Не пройдет, не закончится: новый наступит день,И запляшут порочные искры в лживых глазах.Прокуратору тысячи лет, что для смертного миг.Разве стоит карьера того, чтоб других - под удар?Хуже трусости нет. Пусть и поздно, он это постиг.Тише, тише, та казнь - всего лишь кошмар. После битвы тяжелой тебе, как награда, покой.И не больше чем отзвук: и зависть, и скорбь, и грусть.Все пустое: теперь любимая рядом с тобой,Ну а в записях - номер сто восемнадцатый - пусть....  8.Продолжить строки высказывания собственным рассуждением. «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было всё, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром…» (М.Шолохов «Тихий Дон»). .  Казалось бы, перед читателем – логичное завершение романа «Тихий Дон»: Григорий Мелехов вернулся домой. Но домой ли? И Григорий ли? Молодой, бравый, полный жизненных сил Григорий уходил с хутора сильным, бесстрашным казаком. Оставив богато расписанный курень, зеленеющий баз, дружную семью, сладко пахнущие связки сена и блеющий и мычащий разными голосами хлев, он устремился навстречу новым надеждам, мечтаниям и свершениям. Через несколько лет вернулся к порогу родного дома старый измученный казак с потухшим, робким взором. Ветер безжалостно треплет сухие безжизненно-белые волосы, срывает мутные слезинки с потрескавшихся колючих щёк. Тишина, запустение, голод. Красные курени на красных подворьях красных улиц. .  И непонятно: то ли это привет большевистской революции, то ли это кровь убитых станичников заливает подслеповатые окошки соседских домов. Григорий необузданным волком ушёл с хутора и вернулся побитой собакой в колхоз. Чёрная, пущистая, богатая земля стала бурым истощённым песком, смешанным с грязью и осколками свинца. Сожжены амбары, церковь мельница. Даже старой тонконогой овечки не найдёшь на на отзывающейся эхом каждому шагу улице. В мелеховской горнице свои порядки устанавливает Кошевой. Всё, ради чего жил и воевал Григорий, разрушено. Родной дом стал чужим. Горячая кровь остывает. Неспроста Шолохов называет солнце холодным: ни один источник тепла не согреет уже душу старого казака, и никогда больше для него не засияет солнце ласково и приветливо. ГорбатковаОльга.  «Страницы листая…»(«Мои впечатления о литературе»)Когда парус счастья отходитИ, словно виденье, растает,Мы в книгах отраду находим,Страницы листая.И пусть сразу высохнут слёзы:Нам будней и в жизни хватает.Познаем волшебные грёзы,Страницы листая.Там судеб и жизни так много,В их мир ты хоть раз улетая,Не сможешь сказать: «Как убого!» -Страницы листая.И сколько ты истин постигнешь,Героям сопереживая,Ты мудрости стену воздвигнешь,Страницы листая.Из книг незаметно, украдкойСоветы для жизни хватая,Ты сам для всех станешь загадкой,Страницы листая.И если внезапно всё рухнет,Уйдёт, на прощанье махая,Лишь тот человек не отступит,Кто жадно страницы листает. Опанащук Марина.  «Листая страницы…» Литература – неотъемлемая часть жизни каждого. Издавна письменность помогала людям и народам делиться мудростью, передавая жизненные уроки. Из личного опыта могу сказать, что книги открыли мне много истин, до которых бы я не дошёл никогда. Авторы произведений оказывают огромную услугу всем людям, показывая трагедии из жизни выдуманных героев, их проблемы и пути решения. Глуп тот, кто не пользуется плодами неизмеримого труда писателей. Печорин, Онегин, Катерина, Гобсек – все они были призваны помочь нам. С прочтением каждого произведения я как будто проживал их жизни, я чувствовал, как мой жизненный опыт преумножался в разы. Я пережил множество ссор, испробовал разные виды любви, побывал среди коррупционеров и контрабандистов, стрелял и получал ранения, чувствуя запах пороха. Никакой жизни мне бы не хватило. Вот чего добиваются прозаики и поэты во всём мире..  Этот год запомнился мне, как никакой другой, именно с позиции жизненного опыта, чувства своего возраста и ответственности. Я понял, кем я являюсь для своей семьи, друзей, общества и всего мира, а главное – кем они для меня.Литература помогает отличить истинное от ложного, приподнять завесу тайны жизни, её смысла, обрести свою цель, определить ценности.Я не учил предмет, не зарабатывал оценки. Я жил! Олейник Артём.  Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества..  . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ