Урок литературы в 11 классе на тему Современное прочтение рассказов М.Зощенко.Смех-великое дело.

Технология проблемного изучения.
Современное прочтение рассказов М. Зощенко. Урок литературы в 11 классе « Смех - великое дело!»

Цели урока:

доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;
показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко;
совершенствовать умения анализа литературного произведения;
вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к культуре вообще.

Ход урока.

О, смех великое дело!
Ничего более не боится человек так,
как смеха Боясь смеха, человек
удержится от того, от чего бы не удержала его
никакая сила.
Н.В. Гоголь
Слово учителя. Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока.
Ребята! Готовясь к нашему уроку, вы прочитали очень много рассказов Зощенко. Перечислите их. Как вы поняли, над кем и над чем смеётся писатель? Современны ли рассказы Зощенко?

2. ( Подготовленный ученик делает сообщение, где акцентирует внимание на проблематику рассказов Зощенко).
- Ученик:
-- Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр».
Проблематика рассказов:
1. «Аристократка»
После революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не научились. 
2. «Баня»
Автором высмеиваются порядки в городском коммунальном хозяйстве, основанные на пренебрежительном отношении к простому человеку. 
3. «Беспокойный старичок »
Автор рассматривает экономические проблемы, парализовавшие гражданское строительство. 
4. «История болезни»
Высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания.
5. «Слабая тара»
Критика взяточников, которых наплодила разросшаяся административно-командная система.
6. «Качество продукции»
Процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей «бросаться» на «заграничную продукцию».
Вывод: Значение творчества Зощенко трудно переоценить его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

3. Слово учителя:
- Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по- своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль .Писатель жил в уникальной стране, и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.( Годы жизни писателя написаны на доске 1895-1958).
--Мы знаем: писатель и эпоха неделимы. Ребята, напомните, в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский человек?
- Ученик: ( Революции, Гр. война, становление молодой республики)
- Верно:
В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве.
Выставка, которая перед вами отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Художники и скульпторы стремились запечатлеть на полотне или в камне историческое время - время становления молодой республики. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.
-Ребята! Прослушайте несколько строф из песни “Широка страна моя родная» композитора Дунаевского, автор текста Лебедев- Кумач.. Определите ключевые слова и запишите их в тетради.
( человек счастлив, хозяин, молодым везде у нас дорога, старикам почёт, вольно дышит человек, никто не умеет лучше нас смеяться и любить)
- А все ли было так гладко?
- Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите. К какому выводу вы пришли?


- Бросается в глаза несоответствие эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. ( Перед вами шаржи на портрет писателя, Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так , но на самом деле он был другим: внешне, как страна, могучий и сильный, а внутренне –больной и опустошенный.)
4. Эпоха М.Зощенко. Сообщение подготовленного ученика
Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.
Историческая справка 1.
“в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс нужна ли сатира?”
И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.
В журнале "Звезда" за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений.
Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко Приключения обезьяны представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции "Звезда" хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как Перед восходом солнца, оценка которой, как и оценка всего литературного "творчества" Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик"...
Из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" 14 августа 1946 года

Историческая справка 2.
В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.
А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

5. Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Запись в тетрадь.
Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

6. Анализ рассказов М.Зощенко.
- А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:
над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?
Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.
- Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость.
-Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей.)
- Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко.
( Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываем – простота сюжета.
- От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?
“Я, братцы мои, не люблю баб” Записываем – сказовая манера.
-Комментарий учителя:
Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком – неповторимым сказом народного писателя Зощенко.)
- Далее, в чём признаётся герой рассказа? Не любит кого? Следует доверительное признание: “ не люблю баб, которые в шляпках”.
А почему в шляпках? Прочтите весь абзац. (Классовый признак – аристократка).
Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.
- Что можно сказать о таком герое?
(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный человек.
(Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором).
- Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов. )
- Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?
(Шпанская мода, показатель материального благосостояния).
- Что это за прием? (Деталь).
- Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей.
- Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры зачитать).
Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя.
- Итак, намечена экспозиция. Что это такое?
- Далее герой доказывает, что он пострадал: “в театре она и показала свою идеологию во всем объеме”.
Какое слово явно неуместно? Почему?
Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.
- О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов.
- Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?
(Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”).
- Почему? Кто же он?
(Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).
- Смешно? Грустно!
- Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?
-Чем нравится ей герой? Докажите.
- Почему ей хочется в театр?
- Как герой получает билет?
( член ком. ячейки)
- Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.
Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.
- Какой вывод можно сделать? Почему нам смешно?
- В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.
Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)
- Что отвечает она? (Мерси).
- Что это за слово?
- Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?
- “цоп с кремом и жрет”, герой волнуется. Докажите.
- Наступает кульминация.
Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.
Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.
- А что думает герой о ней? Докажите.
- Наступила развязка. Что это такое?
- Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?
Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из фабулы рассказа вытекает, казалось бы обратное.
- А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.
- Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?
Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).
- Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?
VI. Слово учителя.
Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.
Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.
Зощенко был заклеймён как «пошляк», «хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством. Творчество Зощенко многие, да и сам писатель, сравнивали с творчеством Гоголя. Нет, Зощенко не равнял себя с Гоголем. Он сравнивал с его судьбой свою Как то, размышляя об этом, Зощенко занёс в свою записную книжку: «Гоголь ожидал, что его не поймут. Но то, что случилось, превзошло все его ожидания». Эту запись можно вполне отнести и к самому Зощенко.
Но Зощенко не забыт. Как бы не клеймили его позором те же советские писатели середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше. В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом.

VII. Домашнее задание (по выбору):
проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;
напишите рецензию на любой рассказ М.Зощенко.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




Заголовок 115