Образовательный проект с детьми старшего дошкольного возраста Ты и я мы с тобой друзья


-1091230-820197





Выполнила:
Новоселова Нина Ивановна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 3
«Теремок»
Адрес:
г. Александровск – Сахалинск
Ул. Карла – Маркса 28 АТелефон:
89241895416
e-mail:
http://teremok_alex@list/ruАлександровск - Сахалинский
2016.

Введение…………………………………………………………….....3
Основная часть проекта…………………………………………….....8
Заключение……………………………………………………………17
Методическое обеспечение…………………………………………..18
Приложения…………………………………………………………...20

«Давайте детям больше и больше созерцания
общего человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные явления»
В. Г. Белинский[1]

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Знание истории и культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, Родине. Наша страна является, пожалуй, самой многонациональной из всех государств мира. Не является исключением и Сахалинская область, где бок о бок проживают люди многих национальностей. Вот почему так важно, особенно в нынешнее не простое время, формировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности, воспитывать уже с юных лет уважение к обычаям и культуре других народов.
В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей, и мы бы хотели, чтобы они жили в дружбе и радости общения между собой. Мы стараемся сделать наш дом добрым, теплым, светлым для всех, кто пришел в него и живет вместе с нами.
________________________________________________________________
[1 ] В. Г. Белинский «О детских книгах» , 2006.

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой толерантного отношения к людям разных национальностей.
Дети старшего дошкольного возраста, разглядывая на глобусе нашу страну, часто задают вопросы: « Большая ли наша страна - Россия?», «Кто живет в нашей стране?», «Дружат ли люди народов России?» и т. д.
Чтобы ответить на их вопросы, мы решили начать знакомить детей с разными народами России.

Формирование толерантных отношений к детям разных национальностей в процессе ознакомления с народами России.

Образовательные:
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
Учить детей поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения;
Познакомить детей с народными играми разных национальностей, донести их значимость смысл;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к людям разных национальностей к их обычаям и традициям;
Развивать художественно - творческие способности детей, воображение;
Воспитательные:
Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Привлечь родителей воспитанников к участию в воспитательно – образовательном процессе согласно плана работы МБДОУ.

Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС дошкольного образования:
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей, мы разработали данный проект.

Познавательно – творческий, информационный.


Знакомство с картой России, флагом России;
Сбор информации по данной теме;
Подбор слайдовой презентации, видеофильмов, иллюстраций. Картин о дружбе, дружбе народов;
Подбор стихов, пословиц, поговорок разных национальностей ;Подбор художественной литературы по данной теме;
Составление конспектов, бесед с детьми на тему «Ты и я, мы с тобой друзья»;
Подбор дидактических, познавательных, сюжетно – ролевых игр, игрушек и атрибутов соответствующих тематики проекта;
Беседы с родителями: «Этнокультурное воспитание », «Патриотическое воспитание» и т.д.;
Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей: «Этнокультурное воспитание в семье», «Семейные ценности», «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»;
Составление перспективного план мероприятий.

Включает в себя все виды детской деятельности, практической направленности, связанной с реализацией проекта;
Беседа, рассматривание иллюстраций, альбомов, фото «Кто живет с нами рядом», « Народы России», «Национальные костюмы» ит.д.;Чтение сказок разных народов России;
Беседы с детьми, разучивание стихов, пословиц по теме проекта;
Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов по теме;
Прослушание и обсуждение аудиозаписи «Песни народов России».

Изготовление книжки – малышки « Я живу в России».
Оформление детско – родительской газеты «Дружат дети всей России».

Презентация и защита проекта «Ты и я, мы с тобой друзья».

заключается в разработке и апробации структуры организации образовательного процесса.

педагоги, руководитель ИЗО, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, дети и их родители, специалисты детской районной библиотеки.

две недели.

непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, сотрудничество с родителями.

Дни недели мероприятия ответственные
1неделя
Понедельник
Игровое развлечение «Шире круг» (приложение №1)
Беседа: «О дружбе» (приложение №2)
Чтение русской народной сказки «Бобовое зернышко» (приложение №4)
Дидактическая игра: «Встречаем гостей» (приложение №3)
Подвижная русская народная игра «Большой мяч» (приложение №13)
Работа с родителями:
Родительское собрание по теме: «Секреты настоящей дружбы» (приложение № 15) Музыкальный руководитель
Воспитатели
Инструктор по физическому воспитанию
Вторник
Беседа «Что такое дружба» (приложение №2)
Чтение: Украинская народная сказка «Рукавичка» (приложение №4)
Слушание аудиозаписи песни народов России (Белорусская народная песня «Дед Бородед», Русская народная песня «Калинка») (приложение №10)
Просмотр видеофильма «Выставка национального белорусского костюма» (приложение №7)
Экскурсия в городскую библиотеку.
Работа с родителями:
Домашнее задание: Найти и выучить стихотворение народов России к конкурсу чтецов «Дружная планета» воспитатели
Среда
НОД: «Дружат дети на планете» (приложение №5)
Заучивание пословиц народов России
(приложение №9)
Рассматривание альбома «Мы живем в России»
Просмотр видеофильма «Выставка кукол в национальных одеждах» (приложение №7)
Подвижная украинская игра: «Перепелочка» (приложение №13)
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Семейные ценности» (приложение №14) Воспитатели
Инструктор по физическому воспитанию
Четверг
«Каша матушка наша» НОД «Ты мой друг и я твой друг» (приложение №5)
Словесная игра: «Хорошо – плохо» (приложение №8)
Загадывание загадок о дружбе (приложение №12)
Рассматривание иллюстраций «Народы России»
Чтение: Нивхская сказка «Белая нерпа» (приложение №4)
Презентация «Дружат дети всей земли» (приложение №6)
Работа с родителями:
Домашнее задание: С родителями изготовить книжку – малышку «Я живу в России» воспитатели
Пятница
Игра – викторина «Мы живем в России» (приложение №11)
Беседа: «Умеем ли мы с вами дружить» (приложение №2)
Чтение:  Украинская народная
сказка «Комар оводу не товарищ» (приложение №4)
Речевая игра «Кто знает больше «волшебных» слов по…(приложение №8)
Конкурс стихов «Дружная планета»
Просмотр видеофильмов «Абхазский национальный костюм», «Азербайджанский национальный костюм» (приложение №7)
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание» (приложение №14) воспитатели
2 неделя
Понедельник
НОД «Лучики дружбы» (приложение №5)
Речевая игра «Сказка - загадка» (приложение №8).
Чтение: Осетинская сказка
«Что дороже?» (приложение №4)
Дидактическая игра «Театр народного костюма» (приложение №3)
Презентация «Национальные традиции
гостеприимства у разных народов» (приложение №6)
Подвижная игра: «Хлебец (Хлибчик) (приложение №13)
Работа с родителями:
Консультация: «Этнокультурное воспитание» (приложение №14) Воспитатели
Инструктор по физическому воспитанию
Вторник
НОД «Дети разных народов мечтают о мире» (приложение №5)
Чтение: Татарская сказка «Сёстры» (приложение №4)
Дидактическая игра «Найди названный предмет» (приложение №3)
Слушание аудиозаписи песни народов России (украинская народная песня «Украина», Русская народная песня «Во поле березка стояла») (приложение №10)
Просмотр видеофильма «Русский национальный костюм»
Выставка детского рисунка «Дружат дети на планете»
Работа с родителями:
Рубрика в родительском уголке «Добрые советы» советы по теме проекта от родителей воспитанников. Воспитатели
Руководитель ИЗОСреда
Викторина: ««Наша дружба всех сильней »(приложение №11)
Чтение: Узбекская сказка
«Упрямые козы» (приложение №4)
Дидактическая игра «Вещи заблудились» (приложение №3)
Узбекская народная игра «Белый тополь, зеленый тополь (Ок теракми, кук терак)
Слушание аудиозаписи песни народов России (узбекская народная песня «Разговор»)
Работа с родителями:
Домашнее задание: Разучить поговорки народов России Воспитатели
Инструктор по физическому воспитанию
Четверг
НОД «Дружба должна жить в каждом человеке» (приложение №5)
Рассуждалка «Путешествуем по сказкам» (приложение №8)
Дидактическая игра: «Чей дом» (приложение №3)
Просмотр видеофильма «Национальные костюмы России»
Подвижная узбекская игра: «Чай-чай!» (приложение №13)
Работа с родителями:
Консультация: «Чем могут помочь родители?» (приложение №14) Воспитатели
Инструктор по физическому воспитанию
Пятница
Музыкально – театральное представление «Сказка про традиции и дружбу народов» (приложение №1)
Украинская сказка «Колосок» (приложение №4)
Речевая игра: «Угадай, откуда я приехал» (приложение №8)
Подвижная Русская народная игра «Почта» (приложение №13)
Просмотр видеофильма «Дружат дети на планете»
Работа с родителями:
Оформление детско – родительской газеты «Дружат дети всей земли» Музыкальный руководитель,
воспитатели

Ресурсная база группы детского сада Ресурсная база МБДОУ детского сада
Консультации для родителей:
«Этнокультурное воспитание»
«Патриотическое воспитание»
Развивающая среда в группе:
Уголок «Умные книжки»,
Уголок экспериментирования с набором природного и бросового материала,
Мини – библиотека: детской художественной литературой: сказки разных народов, пословицы, поговорки,
Электронные презентации:
- «Дружат дети всей земли»,
- «Традиции и гостеприимство разных народов».
Уголок для родителей: «Родительская страничка».
Магнитофон с дисками.
Подбор методических рекомендаций для родителей по теме «Дружба разных народов».
Наличие компьютерной техники:
3 компьютера,
3 принтера, в том числе один цветной, мультимедиа проектор с экраном,
Цифровой фотоаппарат,
2 ксерокс,2 сканер,
устройство для ламинирования,
магнитофон с CD диском,
музыкальный центр – 2ш,
библиотека методической литературы, библиотека детской художественной литературы,
иллюстрации к художественным произведения,
DVD диски с мультфильмами по теме проекта,
подборка мультимедийных презентаций по темам проекта «Ты и я, мы с тобой друзья»
Подборка периодической печати.

Риски Комплекс мер
- Сложность в подборе литературы по данной проблеме. - Обратиться за помощью в подборе литературы к работникам библиотеки, использовать интернет – ресурсы
Не систематическое посещение детьми детского сада Беседы с родителями
Консультации с родителями
-Родители не принимают участие в работе проекта (отказываются изготавливать книжки – малышки, оформлять газету, участвовать в конкурсах) -Провести консультацию «чем могут помочь родители»,
- Вовлекать в совместную деятельность с детьми по изготовлению книжек – малышек, в заучивании стихотворений.

У детей сформируется понятие «дружба», дети приобретут новых друзей, уважительное отношение к окружающим;
Проявится внимание и уважение к людям разной национальности;
Дети научатся выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
В результате открытости информации, возрастет авторитет педагогов;
У родителей повысится уровень компетентности в вопросах этнокультурного воспитания;
Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Защита проекта на педагогическом совете в МБДОУ,
Размещение информации о проекте на сайте МБДОУ.

Проект «Ты и я, мы с тобой друзья» дал возможность проявить творческие способности каждому ребенку. Проведение проекта способствовало созданию в детском саду психологически комфортной обстановки, совершенствованию игровых навыков детей, их умению чувствовать настроение друг друга, сопереживать друг другу, уважительно относиться к окружающим.
Проект показал умение сохранить уникальность и самоценность народов России, как важного этапа в многонациональном государстве.

Для повышения интереса к народам живущим в России, необходимо продолжать работу через реализацию новых проектов и использование интегративного подхода в данном направлении, в подключении других групп в проект, в создании «Клуба друзей» между всеми группами.


Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт.- сост.Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель,2008. – 148с.;
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ авт.- сост. Е.Ю. Александрова и др.- Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.;
Степанов В.А. Наша Родина Россия. Стихи.- Смоленск: Русич, 2009. – 47с.;
Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2014.- 96с.;
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханева, учебно-методическое пособие, издательство: Детство-Пресс, 2015 г.-304Сс.;
Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности/ авт.- сост. Н.М. Сертакова, Н.В. Кулешова.- Волгоград: Учитель, 2015.- 116с.
Физкультминутки. Вып.2/ авт.-сост. С.А. Лёвина, С.И. Тукачева.- Волгоград: Учитель,2009. – 67с.
Умные пословицы. Серия: «Через игру – к совершенству».
Е. Синицина, М.: Лист, 2000.- 272с.;
И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2008 № 4- 79с.

htt:p//www.maaam.ruhtt:p// nsportal.ru
http://www.o-detstve.ruhttp://dohcolonoc.ru