Статья: «Инновации в подготовке и повышении квалификации учителей технологии»

Ежедневно мы являемся свидетелями динамично изменяющегося мира. Это отражает общую тенденцию к глобализации, которая форсируется благодаря стремительному развитию информационных технологий. Процессы ускорения, происходящие в разных частях планеты, сейчас влияют на нашу жизнь больше, чем когда- либо. Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, обучались навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придётся столкнуться в новом, изменённом мире. Для процветания любой страны нужны грамотные, образованные люди. Поэтому учителя используют все методы стимулирования учебной деятельности учащегося. И так как всё начинается с начальной школы, нам надо приложить все усилия, чтобы дети учились с увлечением, с радостью, умели преодолевать трудности в учёбе.
Я работаю с детьми 21 год, я учу их, а они учат меня, люблю всё активное в жизни: спорт, танцы, КВН, постановку театров, путешествия, дизайн интерьеров и всё прекрасное, что сотворила природа и руки мастеров.
Когда-то несколько лет назад я столкнулась с термином "инновация", мне было интересно узнать мнение людей об этом "явлении". Суждения получились обширными. В результате этого у меня сложилось свое видение процесса инновации в образовании. Во-первых - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая инновационную машину в действие. Инновация- это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции используемой в практической деятельности. С инновационным процессом в образовании я знакома не понаслышке. Несколько лет руководила кружками в учреждении дополнительного образования, в котором с учениками осваивали оригинальные виды декоративно-прикладного творчества. В данный момент я продолжаю ту же деятельность в МБОУ «Сабинская общеобразовательная школа- интернат с углублённым изучением отдельных предметов для одарённых детей» Сабинского муниципального района РТ, где спектр образовательных программ намного шире. Дети, которые учатся и живут у нас – одарённые, разноплановые, с разным уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Но для меня важно то, что учащиеся приходят на мои занятия с яркими глазами, неутомимой жаждой действия и уходят веря в свои возможности.
Как учитель с определенным опытом работы, считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Она направлена на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Поэтому на своих уроках я не приемлю авторитарность, чтобы поставить ребенка на равный уровень с собой, чтобы появилась возможность адекватно открывать, исследовать внутренний и окружающий мир ученика.
Успех творчества учителя и ученика зависит в воспитании осознанной позиции в знаниях, воспитание толерантности. На сколько учитель-ученик растворяются друг в друге, доверяют друг другу. У меня нет запретов в поучении, мы принимаем лучшие мнения учителя или ученика. Считаю, что обучение- это как баррикада. Либо ребёнка перетаскиваешь на свою сторону, либо сама переходишь на сторону детей и идёшь с ними. Здесь необходимы интуитивность, смелость в решениях, последовательность и системность.
Работая в инновационной образовательной среде, я использую в своей практике новации. Это новшества, технологии, авторские программы, новые методы (радикальный метод- это степень новизны или потенциал новшества, модифицированный метод т.е. усовершенствующий, улучшающий процесс творения, метод эвристического погружения, т.е. использую готовые наработки, адаптирую их к своим условиям, часто применяю комбинаторные методы , когд
·а использую различные сочетания. Такой системный подход в работе даёт положительные результаты. Участвуя в районных, республиканских, российских конкурсах у нас сложилась определённая динамика роста. В 2008- 2009 году- 7 участие, 4 призовых мест, в 2009-2010году- 13 участие, 6 призовых мест, в 2010-2011 году- 16 участие, 12 призовых мест, в 2011-2012 году 26 участие, 13 призовых мест.
Составляя авторские программы по кулинарии, ориентируюсь на достижение конкретного результата. Отмечаю у себя не просто подъёмы, но и спады в заинтересованности предметом. Ищу актуальный материал, т.е. своевременный, интересующий ребят. Чем больше круг проблем он позволит устранить, тем больше является актуальным. Ребята, пройдя теоретический и практический курс, применяют приобретённые навыки дома при организации праздничных мероприятий, приготовлении завтраков, обедов, ужинов, в организации школьного кафе, зарабатывают своим мастерством, чувствуют жизненный успех, открывают мир профессий.
Я систематически работаю над созданием комфортного психологического климата в отношениях с учениками. Пытаюсь создавать ситуации, когда дети сами исследуют огромное количество литературы, материалов интернет-сайтов. Поэтому мы с ученицами посещаем музеи, выставки декоративно-прикладного творчества городов России и Республики Татарстан, не проходим мимо книжных магазинов. Изучая книги, мои ученицы пытливо, часто безошибочно находят новшества, которые создаются в дальнейшем. Так, открывая мир прекрасного, мы берёмся за новые проекты - глубинные, социальные, нужные.
Сейчас мне как учителю технологии мало уметь шить вязать, готовить, вышивать. Инновационная образовательная среда диктует изучать новые виды декоративно-прикладного творчества: фелтинг, скраббунинг, одношаговое кракле, 3-D аппликации , пейзажные вышивки, работы с фотолендами, с сусальным золотом.
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям. Сингапурский метод позволяет сделать обучение ярким, креативным. Конкретный переход от пассивных учеников в активных, заинтересованных. В своей практике применяю новацию Конэрс для создания общих проектов, для открытия возможностей общения, новацию Финк-Райт-Раунд Робин при этом идеи одного пополняют идеи других, ученики имеют равный статус, новацию Эй Ар Гайд использую на практике вводя в новый обучающий курс, при итоговых работах, в конце разделов, при подготовке к олимпиадам в работе с тестовыми заданиями, новацию Тик- Тек- Тоу использую при изучении терминов, инструментов и приспособлений, узнавая в каких видах деятельности используются, а новации микс-Пеа- Шеа и микс-Фриз- Груп удобно использовать на уроке во время физминутки. Для проверки домашнего задания применима обучающая структура Инсайд-Аутсайд Сёкл ЯРаботая систематически с новациями происходит переход от пассивного ученика к активному, заинтересованному. Командный успех достигается участием каждого!Давайте стремиться быть значимыми, любимыми учителями в жизни наших учеников! Заполнять их жизни добротой, любовью, красотой, положительными эмоциями, а главное внутренней уверенностью в самом себе.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15