Конспект занятия по рисованию в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей ».


Конспект занятия по рисованию в 1 классе
по теме: «Развитие познавательных способностей ».Ход занятия:
                                   I. Организационный момент.
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие познавательных способностей и интереса к занятию.
- Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)
Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.
А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.
Стук в дверь. Входит «Старик Хоттабыч» с красочно оформленной коробкой и говорит:
«Здравствуйте, о, почтеннейшие и наимудрейшие мои друзья  – первоклассники!
Я – любящий вас, Старик Хоттабыч, очень рад побывать сегодня у вас в гостях.
Скажите, пожалуйста, хотите ли вы вырасти здоровыми, умными и красивыми? (Ответы детей).
Хотите ли вы хорошо учиться? Грамотно, красиво и аккуратно писать? (Да) 
А быстро читать и считать? (Да)
И главное – всегда уметь быстро находить правильные ответы на самые необычные вопросы? (Да).
О, почтеннейшие мои! Тогда я  открою вам очень важный секрет:  название одного ценнейшего и полезнейшего напитка – эликсира бодрости и здоровья, который поможет вам в этом.
И, если вы будете пить его каждый день, то непременно, вырастете энергичными, здоровыми, умными и красивыми.
Но название этого драгоценнейшего напитка вы должны отгадать сами, выполняя мои задания. (Показывает конверт с заданиями). Ключом к отгадке будут буквы, по которым вы и составите это слово.
О, мои смекалистые, готовы ли вы к разгадыванию моего секретного напитка? (Да).
Вот он, этот напиток, я дарю его вам, отгадывайте и пейте его на здоровье! (В красочно оформленной упаковке банка с молоком и бокалы по количеству детей).
Желаю вам успехов и удачи. А сейчас я прощаюсь с вами, так как меня ждут  ребята и в других школах. До свидания!»
Учитель:
Ребята! Я очень рада, что вы хотите узнать об этом волшебном напитке, который помогает детям быть здоровыми и энергичными.
А как вы думаете, что это за напиток? (Дети называют свои варианты).
Ребята, чтобы долго не гадать, предлагаю вам скорее начать выполнение заданий Старика Хоттабыча и точно узнать название напитка. Согласны? (Да)
Чтобы вам легче, лучше думалось и работалось, давайте, выполним «Мозговую гимнастику». Готовы?  (Да).
II. Мозговая гимнастика.
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.
                                 1. «Качание головой» - (30 сек).
Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.
Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
                             2. «Ленивые восьмерки».
Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
    3. «Шапка для размышлений».
 Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до  мочки три раза.
                               4.   «Гимнастика для глаз».
Цель: Профилактика нарушения зрения.
«Плавно глазками моргаем,
А потом их закрываем.
Чтобы было больше силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки можно открывать».         
III. Разминка. Коллективная работа.
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.
- Итак, ребята, выполняем 1 задание старика Хоттабыча:
1. «Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»
Какое сегодня число?
Месяц?
День недели?
Время года?
На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
Т – согласный, а – О?
Сколько хвостов у двух ослов?
У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков?
Как называется полосатая африканская лошадь?
Какие буквы не обозначают звуков?
Назовите последний день недели...
Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле?
В шахте трудится? (шахтер)
В жаркой кузнице? (кузнец)
Кто все знает? (молодец).
Молодцы, ребята, мы с вами отгадали первую букву названия волшебного напитка. Это – О(прикрепить букву на магнитную доску).
IV. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, мышления, воображения.
Индивидуальная работа.
1. Упражнение «Кто больше запомнит слов?»
Цель: Тренировка слуховой памяти, спонтанной грамотности письма, развитие умений и навыков индивидуальной работы.
 «Внимательно прослушайте 10 слов, постарайтесь запомнить и записать их в любом порядке. Чем быстрее и больше, тем лучше».
Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.
Проверка: учитель зачитывает слова, учащиеся отмечают и подсчитывают их количество. Количество слов соответствует количеству баллов за данное задание.
2. Упражнение «Кто больше игрушек  запомнит ?»
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
(Наглядный материал: набор из 10 игрушек).
«Ребята, внимательно посмотрите, запомните игрушки, которые я вам покажу, затем запишите их названия на листочке, а потом мы их проверим. Чем быстрее и больше, тем лучше».
Проверка: учитель показывает игрушки, дети отмечают и подсчитывают их количество.
- Молодцы, ребята. Узнали вторую букву волшебного напитка – К (прикрепить букву на магнитную доску).
V. Веселая переменка.
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно
1. Напиши свое имя носом.
Цель: укрепление мышц шейного отдела.
2. «Напиши цифры ногами от 1 до 6».
Цель: профилактика нарушений позвоночника.
VI. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, мышления, воображения.
Коллективная работа.
Задание  1. “Вспоминай, быстро руку поднимай!”
Цель: развитие внимания, зрительной памяти, умения воспроизводить;
обучение детей навыкам коллективной работы.
Прочитайте слова на данной карточке, постарайтесь их запомнить. Затем карточку я уберу, а вы должны будете ответить на следующие вопросы.
(Утка, салат, лето, трава, осина).
Вопросы:
Сколько букв в последнем слове? (Осина, 5 букв).
Какие два слова начинаются с гласной буквы? (Утка, осина).
Сколько слов заканчиваются на А? (Утка, трава, осина).
Встречается ли буква К в словах? (Утка).
Было ли среди слов название дерева? (Осина).
Молодцы, отгадали третью букву – О (прикрепить букву на магнитную доску).
       VII. Логически – поисковые задания. Работа в парах.
Цель: Обучать  детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.1. Задание «Найдите лишнее слово»
Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами и осуществлять прием взаимопроверки.
- Сейчас я каждой паре раздам карточки, на которой написаны слова. Вам нужно найти и подчеркнуть “лишнее” слово, а затем объяснить свой выбор:
1 пара: Комар, муравей, сова, таракан, муха.
2 пара: Часы спят, стоят, идут, спешат.
3 пара: Рысь, тигр, корова, обезьяна.
Итак, ребята, вы заработали четвертую букву – Л (прикрепить букву на магнитную доску).
2. Оздоровительная динамическая пауза «Пчелки в ульях сидят».
Цель: развитие двигательной активности детей.
Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят.
Порезвиться захотели, друг за дружкой полетели.
Полетали, прилетели и на место свое сели.
VIII. Логически – поисковые задания. Коллективная и групповая работа.
3. Задание «Закончи предложение».
Цель: 1. Развитие логического мышления поисковым методом и методом выбора, внимания, сенсомоторики.
Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерность, строить простейшие предложения.
Развивать умения работать в группе и в коллективе.
Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить.
Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.
У птицы есть ... (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)
У человека есть ... (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).
2. «А теперь каждая из команд посовещавшись, придумает одно такое же предложение. Выбранный вами участник загадывает его всем».
- Вот и до пятой буквы дошли, молодцы! Это – М (прикрепить букву на магнитную доску).
IX. Логически – поисковые задания.
Индивидуальная работа.
Задание  «Найди спрятанные слова».
Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, мыслительной и поисковой деятельности, соревновательности.
 (Каждому ребенку раздаются карточки).
ми рпо и в рд е д ру ж б а
т ш к о л а т м
ю с ж к н и г а
м а м а ч у м з
ш э ро д и н а
н у л ы б к а о
с о л н ы ш к о
Ребята, найдите в данной таблице спрятанные слова.
Больше найдете, быстрее отгадаете последнюю букву.
Проверка: (дети называют слова: мир, дружба, школа, книга, мама, Родина, улыбка, солнышко (дед, род, ум, кол, рама и т. д.).И последняя буква – О ((прикрепить букву на магнитную доску).X. Обобщение.
- Итак, ребята, вот и выполнили мыс вами все задания старика Хоттабыча, узнали, из каких букв состоит название напитка бодрости и здоровья: это буквы – О, К, О, Л, М, О.
Кто же из вас быстрее догадается, что это за слово? (Молоко).
Давайте, откроем волшебную коробку и убедимся в этом. (Достается банка с молоком, читается надпись «Молоко»).
Значит, обычное молоко является волшебным напитком! В чем же его волшебство? (Дети перечисляют).
Поднимите руки, кто любит и пьет молоко?
Ребята, а сейчас перед вами выступит медицинский работник. Он расскажет нам, почему же надо любить и пить молоко.
(Рассказ медицинского работника о целебных свойствах молока и молочных продуктов).
Итак, ребята, значит, не зря говорится: «Пейте, дети, молоко. Будете здоровы»! (Вывешивается плакат)
Ребята, как вы думаете, что же помогло вам разгадать секрет доброго волшебника - старика Хоттабыча?
(Знания, умения, смекалка, внимание, память, мышление и речь).
- Молодцы! Безусловно, вам помогли ваши знания, стремление и интерес к ним, умение слушать, видеть, наблюдать, запоминать, договариваться, советоваться, мыслить, рассуждать и дружно работать.А сейчас напиток бодрости и здоровья ждет нас.
(Учитель разливает молоко в бокалы,  раздает детям).
Сочинения-рассуждения учащихся на тему «Нравятся ли тебе занятия кружка
 «Юные умники и умницы»?
 Хуснутдинова Лейсан:
            «Кружок «Юные умники и умницы» мне очень нравится. На нем я учусь думать, размышлять, рассуждать, доказывать, решать проблемы. Еще я развиваю внимание, воображение, память, логику, мышление. Благодаря этому кружку, я ездила на городские олимпиады и заняла достойные места. А еще эти занятия помогают мне в моей учебе. Я благодарна нашему руководителю за то, что она проводит этот кружок».
Осипов Миша:  
            «Посещая занятия кружка, я добился многого. Например, укрепил  мелкие мышцы пальцев, разучил много  разных физминуток, а самое главное – научился думать, рассуждать, решать логические задачи. Благодаря этому кружку, я без страха поехал на районно-городскую олимпиаду и набрал хорошие баллы, участвовал в российских конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру».
 Исхакова Алина:
           «Мне очень нравится ходить на кружок «Юные умники и умницы». Нравится  выполнять творческие рисунки, сочинять сказки,  развивать логическое мышление, учиться доброте.  В городской олимпиаде по русскому языку  я заняла 4 место среди 68 учеников. И считаю, что в этом мне помогли не только уроки, но и. конечно же, кружок».
 
Федорова Регина:
            «Да, мне этот кружок очень нравится. Потому что я на нем решаю не только примеры, задачи, тесты, фразеологизмы, шарады, анаграммы, но и учусь обдумывать свои поступки, и все-все остальное, что мне пригодится для жизни. Я считаю, что Мадина Гарифовна согласилась взять этот прекрасный кружок, чтобы мы стали  еще лучше. И это благодаря кружку мы стали лучше заниматься по всем другим урокам и даже участвовать в российских конкурсах сочинений, рисунков».
Минабутдинов Арслан:  
           «Нет! Нет, не зря я посещал интеллектуальный кружок! Потому что я научился уверенно думать, доказывать, быстро размышлять, развивать моторику рук и улучшить свой почерк и многому-многому другому. И теперь я могу смело сказать, что этот кружок очень хороший и радостный. Теперь я на 99% все понимаю в математике, в логике, русском и татарском языке. Я очень сильно благодарен Центру Детского Творчества, Мадине Гарифовне, директору школы за этот кружок, а своим друзьям за сотрудничество. Спасибо!!!   Я буду очень рад, если этот кружок будет проводиться всегда».