Доклад на тему: Психологические проблемы педагогов и обучающихся в условиях перехода от начального к общему образованию


Психологические проблемы педагогов и обучающихся
в условиях перехода от начального к общему образованию.
Доклад подготовила:
педагог-психолог Гайворонская Н.А.
Сегодня мир очень быстро меняется, объём информации стремительно увеличивается и технический прогресс не стоит на месте. Зачастую бывает довольно трудно сориентироваться в быстро изменяющихся условиях жизни. Поэтому трудно предположить, какие требования предъявит наше общество к школьникам в год выпуска. Мы учим их, ориентируясь на запросы сегодняшнего дня и потребности современного рынка труда. Но знания накапливаются и теряют свою актуальность за достаточно короткий период времени. Это стало одной из причин жесткости требований стандартов второго поколения, которые предъявляются к выпускнику общеобразовательных школ. Кроме того, в последние годы стало очевидно, что выпускники российских школ не достаточно конкурентоспособны на рынке труда, они не умеют применять навыки, полученные в школах, на практике.
Новый ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Следует отметить, что проблема преемственности начального и основного уровней общего образования, была актуальной всегда. Процесс  перехода  ребенка  с одного уровня образования на другой для многих детей, родителей  и  учителей  всегда был связан с рядом сложностей. Сложности эти имеют как объективный, так и субъективный характер, и связаны со следующими проблемными вопросами и затруднениями:
- Психологическими особенностями возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов).
- Увеличением учебной нагрузки.
- Изменением режима дня.
- Различием требований со стороны преподавателей - предметников.
- Изменением стиля общения преподавателей с детьми.
Современная педагогика имеет достаточно большой опыт решения обозначенных проблемных вопросов. Однако внедрение стандартов второго поколения добавляет к перечисленным и уже известным нам проблемам преемственности еще ряд вопросов, связанных с организацией в основной школе образовательной среды нового типа, обеспечением деятельностного и развивающего характера учебной деятельности.
Необходимо создать условия не только для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную, но и для сохранения и развития тех новых ценных образовательных результатов, которые были получены учащимися за время обучения в начальной школе. Необходимо обеспечить перенос нового педагогического опыта преподавателей начальной школы на уровень основного общего образования.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Преемственность формирования универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию в настоящее время сопряжена с некоторыми проблемами не только в учебно-воспитательном процессе, но и с многими психологическими факторами.
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы от одной ступени обучения к другой. 
Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:
• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. 
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступень основного общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующую ступень общего образования. Трудности такого перехода ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения — обусловлены следующими причинами:
• необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);
• совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
• недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы преподавателям - предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся, за особенностями работы преподавателя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми преподавателем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Важно отметить, как преподаватель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение преподавателя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик- ученик». А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к преподавателю вне урока. Преподавателю - предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока, введения и опроса темы. Желательно провести совместные тематические олимпиады или тематические праздники, родительские собрания, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.
Необходимы взаимопосещения уроков. Преподавателю начальной школы следует посетить ряд уроков преподавателя - предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности преподавателя, так и возможностей учащихся.
Многочисленные наблюдения специалистов показывают, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание преподавателю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая тематическая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями.
Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и преподавателем - предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный преподаватель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь преподавателей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого преподавателя.
Если обратить внимание на психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования, то мы увидим, что они должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальному уровню общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, развитие своей экологической культуры;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, - выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Заключение
Одним из самых важных и непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности.
Под преемственностью подразумевается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается.
Организация преемственности формирования УУД предполагает внедрение и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между ступенями обучения способствует сближению условий воспитания и обучения детей. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. Многочисленные исследования детей по вопросу осуществления преемственности связей между ступенями обучения позволяют выделить следующие параметры:
преемственность в содержании обучения и воспитания;
преемственность в формах и методах образовательной работы;
преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Организация преемственности осуществляется на всех этапах обучения: при переходе от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию и, наконец, при поступлении в высшее учебное заведение. С целью обеспечения преемственности формирования УУД создается концепция их развития. При этом на каждой ступени обучения выделяются базовые универсальные действия, которые находятся в сензитивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для определенной ступени обучения. Так, например, в основной школе (5-6 класс) на первое место выходят личностные УУД (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я - концепции и самооценки; развитие морального сознании и ориентировки учащегося в сфере нравственно - этических отношений) и т. д.
Наиболее остро проблема преемственности проявляется в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:
недостаточно плавное изменение методов и содержания обучения, которое приводит к снижению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Преемственность формирования универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную может быть обеспечена за счет:
принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;
целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.);
взаимодействия программ обучения;
взаимопосещения уроков в начальной школе учителями, работающими в среднем звене;
преемственности форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления;
единства подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах;
знания возрастных особенностей учеников.
Организация преемственности при переходе от начального образования к основному должна осуществляться следующим образом:
проведение диагностики (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
организация адаптационного периода обучения, в который проводится работа по коррекции и развитию универсальных учебных умений обучающихся.
в дальнейшем проходит ежегодная стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними выстраивается система работы по преемственности (контрольные и проверочные работы, тесты).
в конце основной школы проводится итоговая диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к продолжению обучения в старшей школе.
При этом на каждом новом этапе развития универсальных учебных действий необходимо проводить контроль уровня их сформированности при помощи различных методик и заданий. Это поможет определить проблемы развития УУД у учащихся и скорректировать действия по их формированию.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
•в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.
формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.
основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация педагогов на формирование умения учиться, понимание значения развития универсальных учебных действий для дальнейшего обучения учащихся.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий по этапам.
Задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.
4 класс 5 класс
Личностные универсальные учебные действия
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
5. Умение находить ответ на вопрос о том «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования» - осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?)
- выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин)
- личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяя сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)Регулятивные универсальные учебные действия
1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. -самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность
- управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала
-представление человека о своих возможностях достижения цели определенной сложности
- умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу
Познавательные универсальные учебные действия
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
8. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении задач творческого характера.
9. Развитие дедуктивного способа мышления. -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов 
-объяснение с какой позиции учащийся приступает к разрешению проблемы; 
-описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия
- определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции;
- определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности;
-выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности;
- сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу;
- оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом;
- указание на сильные и слабые стороны своей деятельности.
- определение мотивов своих действий
Коммуникативные универсальные учебные действия
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
9. Владеть способами разрешения конфликта. -учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновать и доказывать собственное мнение
- осуществление действий обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность распределять роли. 
-уметь договариваться
-умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.