Рабочая программа по внеурочной деятельности Развитие познавательных способностей (5-7 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43 хутора Бараниковского
муниципального образования Славянский район


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2014 года
Председатель педсовета
_____________ Л.И.Андрущенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка внеурочной деятельности
"Развитие познавательных способностей учащихся"



Ступень обучения (класс) – основное общее образование, 5-7 класс.


Количество часов - 102. Уровень - базовый.


Учитель - Мурченко Елена Николаевна




Программа разработана на основе авторской программы по внеурочной деятельности Н.А.Криволапова.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию познавательных способностей учащихся составлена на основе программы по внеурочной деятельности Н.А.Криволапова «Просвещение», 2012 г.

Изучение курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование универсальных умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся,
- развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Задачи курса :
развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

Программа рассчитана на учащихся 57 классов (102 ч); 1 час в неделю, 34 часа ежегодно.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Основные виды учебной деятельности



Авторская программа
Рабочая программа по классам
УУД




5 кл.
6 кл.
7 кл.



I. Развиваем логическое мышление.
-





1.
Что такое интеллект.
-
2

1

Научатся определять понятие интеллект. Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; анализируют, классифицируют, выделяют главную мысль
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы; ведут диалог; проявляют способность к взаимодействию.

2.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
-
4




3.
Выделение существенных признаков понятий.
-
3




4.
Функциональные отношения между понятиями.
-
5

2


5.
Сравнение понятий.
-
5
3
2


6.
Классификация понятий.
-
5
1



7.
Рассуждение.
-
1
4



8.
Закономерность.
-
6
2
2


9.
Объяснение значения слов.
-
2




10.
Уяснение смысла вербального материала.
-

4




II. Развиваем творческое мышление.
-



Научатся: определять понятие творчество;

11.
Творчество.
-

4
4


12.
Воображение.
-

3
4
воображение.
Регулятивные: проводить наблюдения, анализировать, оценивать события и явления.
Коммуникативные:
взаимодействовать друг с другом, вести диалог.

13.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
-

4



14.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
-


2


15.
Постановка и разрешение проблем.
-

4
3


16.
Методы решения изобретательских задач.
-

3
15



Итоговое тестирование
-
1
1




Итого:
102
34
34
34



II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Развитие интеллектуальных умений 5-7 классы (102 ч)
1.1. Развиваем логическое мышление
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее менее общее частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следствен- ные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.
1.2. Развиваем творческое мышление
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Тан - грам. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
правила конструирования определений, формулирования выводов;
правила классификации и сравнения;
методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
способы планирования и проведения наблюдений и исследований
уметь:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
слушать, владеть приёмами рационального запоминания;
проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
владеть монологической и диалогической речью.

IV. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Система занятий предметно-ориентированного тренинга способствует развитию мотивации умственного труда школьников и предоставляет достаточно широкие возможности для развития их познавательного интереса.
Главным условием реализации общешкольной программы формирования общеучебных умений и навыков учащихся является разработка и реализация межпредметной схемы разъяснения на всех ступенях обучения общих способов учебно-познавательной деятельности. Для этого необходимо учитывать, при изучении какой дисциплины, на каком уроке, в какой методической форме происходит формирование общеучебных приемов и принципов. Именно межпредметный подход позволяет скоординировать работу в данном направлении всех учителей-предметников, даёт возможность сделать процесс формирования общеучебных умений и навыков учащихся заранее спланированным и управляемым, целенаправленным и систематическим, преемственным и последовательным. Развитие учащихся в процессе специальных интеллектуальных занятий должно быть синхронизировано с обучением, развитием учащихся на основных школьных предметах.
VI. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1.Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/Н.А.Криволапова.-М.:Просвещение.2012.
2. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/Н.А.Криволапова.- М.:Просвещение,2013.
3. Винокурова Н.К.5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

2. Технические средства обучения
Персональный компьютер, мультимедиа проектор, экран

3. Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы и видеофрагменты

Согласовано
Протокол заседания
методич.объединения
учителей истории, обществознания, кубановедения, музыки, ИЗО
от 28.08.14 г. №1
________ Е.Н.Мурченко
Y6

Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________ М.А.Котенко
29.08.14 г.

15