Конспект урока по окр. миру на тему: Береги зубы с детства.


Урок 5БЕРЕГИ ЗУБЫ С ДЕТСТВА
Цели: формировать у детей знания и привычки, которые помогут сохранить зубы крепкими, здоровыми и красивыми; закреплять знания учащихся о профилактике зубов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам:
– Какое значение для живого организма имеет пища?
– Проследите по рисунку путь пищи, попавшей в рот. Прокомментируйте этот путь.
– Почему необходимо хорошо пережёвывать пищу?
– Что происходит с пищей в желудке и кишечнике?
– Как питательные вещества попадают во все органы тела?
– Почему пища должна быть разнообразной?
– Для чего необходимы витамины?
– Сколько раз в день должен питаться школьник и в какое время? (Четыре-пять раз в день в определенное время.)
– Что желательно принимать человеку на завтрак и почему? (Завтрак должен быть плотным – молоко, хлеб, творог, яйцо, масло, каши, чтобы повышать работоспособность.)– Что рекомендуют специалисты по гигиене питания употреблять на ужин? (Яйцо, творог, крупяные, мучные изделия, молоко, кисель.)
– В какое время полезно ужинать? (За 1,5–2 часа до сна.)
2. Опрос по индивидуальным карточкам.
Карточка 1.
Задание. Заполните таблицу своими примерами.
Растительные продукты Животные продукты
орех молоко
рис яйцо
Карточка 2.
Задание. Напишите органы пищеварительной системы.
Карточка 3.
Задание. Подчеркните названия органов пищеварительной системы.
Сердце, зубы, кровь, желудок, язык, кости, глотка, пищевод, почки, тонкая кишка, мышцы, толстая кишка, легкие, печень.3. Конкурс «Чей ряд больше знает о правильном питании?».
Задание первое. Назовите известные вам правила питания. Представитель каждого ряда может высказаться только один раз. Выигрывает тот ряд, который последним назовет правило.
1) Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
2) Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас».
3) Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
4) Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
5) Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
6) Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
7) Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
Задание второе. Заполните таблицу на доске своими примерами. Каждому ряду нужно за отведенное время заполнить свою таблицу (они одинаковы для всех). Побеждает тот ряд, который записал за одно и то же время наибольшее количество продуктов, содержащих белки, жиры и витамины. В колонке «Витамины» укажите, какой именно витамин содержится в продукте (А, В, С, D).
Питательные вещества,
необходимые организму Название продукта с наибольшимколичеством содержания питательных веществ
Белки Жиры Витамины III. Формирование новых знаний.
1. Актуализация опорных знаний.
– Вспомните, что происходит с пищей во рту.
– Какую работу при этом выполняют зубы?
– Почему пищу необходимо хорошо пережевывать?
– А какое еще имеют значение зубы?
– Как говорят люди, у которых нет зубов, и люди, у которых есть все зубы?
– Вспомните, как говорили вы сами, когда у вас выпадали зубы.
– Почему так говорят: «Красивые зубы – это еще и красота!»?
Учитель. Значит, зубы помогают ясно и четко произносить звуки, кроме того, здоровые зубы сохраняют красоту лица.
Учитель показывает на доске рисунок зуба.
– Зубы – самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты слоем очень прочной эмали. Она, как панцирь, защищает зубы. Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой. Внутри зуба находятся нервы и кровеносные сосуды. Кровь приносит к зубам питательные вещества. Но, как ни тверды зубы, они все же могут разрушаться. Сначала на эмали образуются маленькие трещины. После еды между зубами и в трещинах остается пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть. Но этого можно избежать, прибегнув к помощи обыкновенной зубной щетки.
Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Она выполняет различные функции: жевание, глотание, пищеварение, речеобразование.
В состав полости рта входят такие органы, как щёки, губы, язык, дёсны, зубы, слюнные железы. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоянии организма. Заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта являются самыми распространёнными заболеваниями человека. Нередко больные зубы являются результатом общих заболеваний организма, ухудшают их течение и могут стать причиной болезней внутренних органов (сердца, почек, суставов и др.).
Мы часто думаем, что зубы – это дополнение к облику человека, как волосы или ногти. Однако зуб – это живой орган. Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми, необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни, который в стоматологическом аспекте включает в себя рациональное питание, гигиену полости рта, устранение вредных привычек, заботу о здоровье организма в целом.
3. Объяснение по теме урока.
Учитель. У человека два комплекта зубов: временные зубы – их 20 и постоянные зубы – их от 28 до 32. Временные зубы играют важную роль в развитии постоянных зубов: они сохраняют пространство для них, направляют их рост. По своему строению временные зубы схожи с постоянными. Однако от постоянных они отличаются меньшими размерами и беловато-голубоватым цветом. Поэтому их часто называют молочными.
– Когда необходимо чистить зубы? (Ответы учащихся.)
– Вспомните, когда у вас выпал первый зуб.
– Что вы чувствовали при этом?
– Что вы делали с выпавшим зубом?
– А вы знаете, что в разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов?
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо. (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз.
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится (дети кружатся),
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками.)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунок на с. 18.
– У кого из детей зубы будут здоровыми? Почему?
2. Работа в рабочей тетради № 1.
1) Коллективное выполнение задания 17.
2) Самостоятельное выполнение заданий 19, 20 и 21.
Домашнее задание: выполнить задание 18 в рабочей тетради № 1. Составить меню на день, используя разные группы продуктов, включая сладости.