Конспект по обществознанию на тему Политические режимы


Урок № ______ Дата______
Тема. Политические режимы
Цель: учащиеся должны усвоить понятие «политический режим», уметь отличать политические режимы; создать условия для понимания ценности демократии, развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
IV. Изучение нового материала
Понятие «политический режим».
Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тестирование
1. Независимость государства во внешней политике и верховенство во внутренней политике называется:
а) гражданственность;
б) государство;
в) суверенитет;
г) разделение властей.
2. Верные следующие суждения о происхождении и роли государства?
А. Государство является основным институтом политической системы.
Б. Государство – продукт исторического развития человеческого общества.
а) Верно только А;
б) Верно только Б;
в) Верны оба суждения;
г) Оба суждения неверны.
3. Характерным признаком государства является:
а) единая территория;
б) отсутствие аппарата принуждения;
в) отсутствие налогов;
г) наличие многопартийности.
4. Какой из примеров характеризует проявление внешних функций государства?
а) Подписание Президентом указа о повышении пенсий;
б) Подписание соглашения о развитии торговых отношений с Великобританией;
в) Принятие всеобщим голосованием новой Конституции;
г) Проведение выборов в Государственную Думу.
5. К признакам государства не относится:
а) наличие гражданства;
б) единая система законов;
в) налоговая система;
г) индивидуальная свобода и самостоятельность личности.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Работа с рубрикой «Вспомним» (стр. 19)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Понятие «политический режим».
Работа с новым термином
Политический режим – одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.
Рассказ учителя
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический. Именно к множеству этих разновидностей можно свести все многообразие политических режимов. Кроме того, антидемократические режимы делят обычно на тоталитарные и авторитарные.
2. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
Работа с учебником (стр. 20–22)
Вопросы и задания
1. Что означает тоталитарный режим? (Тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества).
2. Назовите признаки тоталитарного режима (Наличие единственной массовой партии; всесторонний контроль государства за жизнью общества; наличие официальной господствующей идеологии; культ национального вождя; массовые репрессии; подчинение экономики государству).
3. Приведите примеры стран, в которых был установлен тоталитарный политический режим
(СССР, фашистская Германия).
Задание
Работая с текстом пункта «Авторитарный режим» заполните таблицу:
Возможности власти Власть формально может быть подконтрольна представительному органу, осуществляется полный контроль над политической сферой, но возможна свобода экономической деятельности, существует автономия частной жизни людей
Кому принадлежит власть? Правящей партии во главе с лидером
Существование политической оппозиции Строгий контроль за политической оппозицией, подавление политических противников. Как правило, функционирует однопартийная система
Права и свободы и граждан Нарушаются
Методы политического действия со стороны государства Сочетание насилия и ненасильственных методов (формальное сохранение представительных органов, союз с церковью, опора на традиции)
Где существовал? Режимы А. Пиночета в Чили, Ф. Франко в Испании
Вопрос
Что вы знаете об истории возникновения и развития демократии? (Демократия зародилась в Древней Греции, в Афинах, где впервые люди собирались на площади (Агоре) и принимали решения о политике, по главным вопросам хозяйственной деятельности. Такая демократия называется прямой или непосредственной. Т.е. народ (свободные граждане-мужчины) путем всеобщего голосования принимает важные решения для своей страны).Рассказ учителя
Под демократией, прежде всего, подразумевается участие масс в управлении государством, а также наличие у всех граждан страны демократических свобод и прав, официально признанных и закрепленных законодательством и конституцией. Демократия за всю историю своего существования в качестве общественно-политического явления выработала определенные
ценности и принципы, к которым относятся:
гласность в деятельности власти;
равное право граждан государства в управлении обществом;
подразделение властей на судебную, законодательную и исполнительную;
конституционное оформление строя государства;
комплекс гражданских, политических, социальных и экономических свобод и прав человека.
Данные ценности, конечно, описывают идеальную систему, которой еще нигде не существует. Возможно, она, в принципе, недостижима. Однако институты по поддержанию ценностей демократии существуют при всех их недостатках.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Выставление оценок
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 3 (читать). Ответить на вопросы 6–8 рубрики «Проверим себя» и задания 1–4 рубрики «В классе и дома».